Таврион (Толоконцев Матфей Григорьевич), монах, преподобномученик

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 25 мая/7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля) и Соборе Вологодских святых (Неделя 3-я по Пятидесятнице)

Родственники

  • отец  —  Толоконцева Григорий Максимович, крестьянин
  • мать  —  Толоконцева Ольга Павловна
Показать всех

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
7.10.1930
Московская епархия, г. Москва, церковь Ржевской иконы Божией Матери на Поварской, монах, певчий
Показать все

Подробная биография

Преподобномученик Таврион родился 5 августа 1871 года в деревне Леньшино Плесовской волости Никольского уезда Вологодской губернии в семье крестьян Григория Максимовича и Ольги Павловны Толоконцевых и в крещении был наречен Матфеем. Как сам он указал в анкете, — образование имел, проучившись две зимы в сельской школе.

Вскоре после того, как ему исполнилось тридцать семь лет, Матфей Григорьевич принял решение поступить в монастырь. Его выбор остановился на одном из северных островных монастырей, который привлек его как место подвига многих крестьян, приходивших сюда, — одни по данному ими обету, другие по влечению сердечному. По представлению крестьян, их жизнь в селах и деревнях мало чем отличалась от монастырской, разве что молитвенная жизнь в обители была организована церковным уставом. И 26 августа 1908 года Матфей поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Через четыре года, 26 июня 1912 года, он был зачислен в него послушником.

После государственного переворота 1917 года и распада Российской империи Валаамский монастырь с большей частью монахов оказался на территории вновь образованного государства — Финляндии, а монахи и послушники, подвизавшиеся на момент катастрофы на подворьях в других городах, теперь были отделены от него государственной границей. Часть валаамских насельников подвизались в то время на Валаамском подворье в Москве, и среди них послушник Матфей. 23 декабря 1920 года исполнилось его заветное желание — он был пострижен в монашество. Имя ему при постриге дано Таврион, в честь мученика Тавриона, пострадавшего при императоре Юлиане Отступнике.

В 1924 году милиция захватила подворье и изгнала монахов. Часть из них покинули советскую Россию и уехали в Финляндию, часть остались в Москве и вскоре вернулись на подворье, и богослужение возобновилось. Но ненадолго. В 1925 году подворье вместе с храмом было закрыто.

После упразднения Валаамского подворья братия и вместе с ними монах Таврион перешли служить в храм Ржевской иконы Божией Матери на Поварской улице. Монахи сняли квартиру в Большом Ржевском переулке, недалеко от храма, и посреди города образовалась монашеская община с общим уставом, трапезой и послушаниями. Монах Таврион исполнял в храме послушание певчего.

7 октября 1930 года в квартире, где жили валаамские монахи, сотрудником 6 отделения секретного отдела ОГПУ Дробышевским был произведен обыск, были изъяты все монастырские денежные средства и личные вещи, а братия, и среди них монах Таврион, арестованы и заключены в Бутырскую тюрьму. В ОГПУ Дробышевский предложил монаху Тавриону ответить на некоторые вопросы, в частности, лишен ли он избирательных прав и если лишен, то когда, и если восстановлен, то тоже когда. Монах Таврион ответил, что гражданских прав он лишен, но когда был лишен, он не помнит, а не восстановлен в них, поскольку об этом он не просил.

Сотрудник ОГПУ, учитывая, вероятно, что монах Таврион из крестьян и не имеет священного сана и, следовательно, по его мнению, не связан так с Церковью, как священнослужители, спросил, чем он собирается заниматься дальше. «Пока существует Церковь — буду служить ей», — однозначно ответил тот.

16 октября следователь вызвал его на допрос. Отвечая на вопросы, монах Таврион сказал: «При Ржевской церкви я живу в общине монахов, в церкви я служу певчим. Жалованья я получаю 5 рублей в месяц, а остальной мой заработок идет в общий фонд нашей общины. Нас всех монахов в общине при Ржевской церкви живет человек семнадцать. Мы все служим в Ржевской церкви. Все священники, диаконы, певчие, сторожа, уборщики и вообще весь руководящий и обслуживающий состав церкви состоит из нас, монахов. Деньги, забранные у нас при обыске, наши общие — всех монахов, ими ведал наш выбранный эконом... Я и все монахи нашей общины часто между собой говорили, что при советской власти плохо жить служителям культа, мы все лишены пайка — хлеба и других продуктов, которые даются по книжкам, что духовенство без всякой вины арестовывают, высылают и даже расстреливают. Но мы считаем, что власть эту Господь послал людям за грехи. И в Евангелии апостолом Павлом сказано, "что вся власть от Бога", надо молиться, и Бог даст, что власть улучшится, и советская власть будет относиться лучше к служителям культа».

13 ноября 1930 года следствие было закончено, и следователь в обвинительном заключении написал: «По ликвидации в 1925 году Московского подворья Валаамского монастыря группа монахов во главе с монахом-экономом... присвоив себе часть имущества и ценностей монастыря, организовали при Ржевской церкви нелегальный монастырь. Закрепившись в этой церкви, монахи повели среди церковников антисоветскую работу, заключающуюся в том, что они распускали провокационные слухи о гонении со стороны советской власти на религию, о предстоящем свержении советской власти, доказывая, что власть эта от антихриста и что надо усиленно молиться о скорейшем ее падении».

23 ноября 1930 года Коллегия ОГПУ приговорила монаха Тавриона к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в Вологодскую область, в места, которые он хорошо знал, и потому, когда срок ссылки закончился, он не стал их покидать. В начале 1937 года архиепископ Великоустюжский Питирим (Крылов) пригласил его в Великий Устюг. Монах Таврион послушался и приехал, поселившись здесь в сторожке при храме Иоанна Предтечи.

В то время один за другим арестовывались священники, и бывало так, что храм не был официально закрыт, но служить в нем было некому, и богослужение само собой прекращалось. Жившие по соседству с храмом монахини стали упрашивать монаха Тавриона, чтобы он похлопотал за храм и сам пошел бы служить в этот храм священником. Он согласился и поехал хлопотать об этом в Москву, так как архиепископ Питирим был уже арестован и правящего епископа в Великом Устюге не было. В Москве он встретился с Заместителем местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским), но все хлопоты его окончились, однако, ничем, и монах Таврион вернулся в Великий Устюг. В это время стали арестовывать уже и всех остававшихся на свободе священников, монахов и наиболее активных мирян. 3 декабря 1937 года монах Таврион был арестован и в тот же день допрошен. — Вы арестованы за контрреволюционную деятельность. Дайте показания об этом! — потребовал от него начальник Великоустюжского районного управления НКВД по Северной области лейтенант госбезопасности Щебенев.

— Контрреволюционной деятельности я не вел, поэтому показаний дать не могу. Осенью 1937 года я ездил в Москву и в Архангельск хлопотать об открытии Дымковской церкви, куда хотел поступить священником, но поездка оказалась безрезультатной. На Дымковскую церковь меня приглашала Степанида Сергеевна Лобова и другие монашки, которые там жили, больше по делу показать ничего не могу. Протокол мне прочитан и считаю правильным, — ответил монах Таврион.

На этом допросы были закончены, и монах Таврион был препровожден ожидать приговор тройки в тюрьму в город Вологду. 10 декабря 1937 года тройка УНКВД по Вологодской области приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 12 марта 1939 года он был отправлен в Грязовецкую тюрьму, а 4 апреля — в Новоезерскую исправительно-трудовую колонию, которая располагалась на острове Огненный на Новозере в зданиях закрытого большевиками Кирилло-Новоезерского монастыря, всё имущество и земли которого еще в 1919 году перешли в ведение местной власти. Оставшись без возможности добывать средства к существованию, иноки островного монастыря ушли из обители, остались лишь немощные монахи, вынужденные жить на подаяния местных жителей. В 1929 году монастырь был превращен в исправительно-трудовую колонию, и в 1930-х годах здесь содержались политические заключенные, сюда свозили духовенство и верующих, арестованных в Вологодской области; впоследствии в колонию стали привозить людей, приговоренных к смертной казни, но отбывающих вместо нее пожизненное заключение.

Монах Таврион скончался в Новоезерской исправительно-трудовой колонии 7 июня 1939 года и был погребен в безвестной могиле на кладбище для заключенных.

Текст: Дамаскин (Орловский), архимандрит
Преподобномученик Таврион (Толоконцев) // Региональный общественный фонд
«Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви»
URL: fond.ru/userfiles/person/443/1731178285.pdf

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию