Смирнов Леонид Александрович, протоиерей
- Дата рождения: 12.8.1876
-
Место рождения:
Смоленская губ.,
Гжатский уезд,
с. Столбово.
Возможно, дата рождения указана по новому стилю, т. е. родился 31.7.1876 - Дата смерти: 6.5.1970
- Место смерти: Московская обл., Ногинский р-н, с. Иванисово
Родственники
- отец — Смирнов Александр, диакон
- мать — Смирнова Евдокия Антоновна (не позднее 1860 – не ранее 1897), по смерти мужа получала пенсию 40 руб.
- жена — Смирнова Надежда Ивановна (1876/1877 – не ранее 1927)
- сын — Смирнов Анатолий Леонидович (род. в 1899/1900). В 1914–1917 учился в Вяземском духовном училище (окончил по 1-му разряду). В 1927 — советский служащий, проживал ст. Кусково Московской губ.
- сын — Смирнов Сергей Леонидович (род. в 1900/1901). В 1909–1915 учился в Смоленском духовном училище (окончил), в 1915–1917 — в Смоленской духовной семинарии. В 1927 — служащий финансового отдела в г. Смоленске
- дочь — Смирнова Мария Леонидовна (род. в 1901/1902). В 1912–1916 училась в Смоленском епархиальном женском училище. В 1927 — советский служащий, проживала ст. Кусково Московской губ.
- дочь — Смирнова Ольга Леонидовна (род. в 1905/1906). Обучалась в Смоленском епархиальном женском училище. В 1927 — учащаяся в Москве, проживала ст. Кусково Московской губ.
- дочь — Смирнова Татьяна Леонидовна. В 1913–1917 училась в Смоленском епархиальном женском училище
- сын — Смирнов Ермоген Леонидович
- дочь — Смирнова Зоя Леонидовна
- дочь — Смирнова Александра Леонидовна
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Преследования
Другие сведения
Во время службы в церкви-школе в деревне Курьяново в 1899–1905 гг. отличался «особенным усердием по преподаванию, заботливостью о воспитании детей и общем благоустройстве церкви-школы»[1]. Академик П. С. Александров, знаменитый математик, воспитанник гимназии Н. П. Евневича, в воспоминаниях о своем законоучителе отце Леониде писал: «На уроках Закона Божия моей постоянной ролью было, когда кто-либо из моих товарищей не знал урока, задать какой-нибудь сложный богословский вопрос и завести с ним разговор (а наш законоучитель — умный, добрый и обладавший чувством юмора, — любил такие разговоры) и затянуть его так долго, что раздавшийся звонок уже спасал попавшего в беду товарища»[2].
2/15 февраля 1918 г. в ряде городов Смоленской губ. в защиту Церкви прошли крестные ходы, во время которых зачитывались и распространялись воззвания Патриарха и Собора по поводу декрета об отделении церкви от государства. Отец Леонид тогда писал: «В виде протеста против посягательств на народную совесть в Смоленске… состоялся грандиозный крестный ход, в котором участвовала почти половина православного населения города. Четыре дня затем православноверующий народ не расходился почти из кафедрального собора, объединившись и в общей скорби, и в общем негодовании в одну семью. Кафедральный Собор стал естественным центром религиозной жизни православных жителей Смоленска»[3].
6/19 февраля 1918 г. было учреждено «Братство Пресвятой Богородицы» при Смоленском кафедральном соборе. О речи отца Леонида на этом собрании в протоколе организационного собрания Братства было сказано так: «Исполняющий дела Настоятеля собора ключарь-священник Леонид Смирнов ознакомил собрание с краткой историей кафедрального собора "Дома Пресвятой Богородицы" в Смоленске как центра не только религиозно-просветительской, но и общественно-государственной жизни города в минувшее время, коснулся значения Братства в историческом прошлом нашей родины и осведомил о целях, какие должно преследовать открывшееся Братство, его состав и управление». Среди целей Братства одной из основных было сохранение собора, его реликвий. О. Леонид делал все от него зависящее, чтобы оградить Успенский собор от погромов и разорения. Это было непростой задачей. Ночные дежурства представителей общественности не были эффективными. Вскоре окна в храме были разбиты, сломаны ручки входных дверей.
С марта 1918 г. должность законоучителя в гимназии была упразднена, и священник Леонид Смирнов перестал получать жалованье в гимназии. К этому времени и Синод прекратил выплаты денег служителям Церкви. Обычных приходских доходов клир кафедрального собора не имел. Для многодетной семьи отца Леонида особенно значимой в то время оказалась помощь коллег, которые к сентябрю 1918 г. собрали ему деньги в размере жалованья, которое он получал бы, если бы не прерывал свою преподавательскую деятельность.
В июле 1918 г. группа лиц, подписавшихся: «Диакона, псаломщики и миряне Смоленской епархии, присутствующие на съезде» (речь шла о Епархиальном съезде духовенства, открывшемся 2 июля 1918 г.), составила «Обращение к советской власти», которое было опубликовано в советской печати. В нем говорилось:
«В духовном ведомстве ежегодно созывается Епархиальный съезд духовенства; с каждого благочиннического округа (коих в уезде по четыре и более) избирается 4 представителя на епархиальный съезд. Это трогательный момент для низших служителей духовного ведомства, как-то диаконов и псаломщиков, потому что эти несчастные целыми веками были попираемы духовными вельможами, то есть благочинными, либо священниками, имеющими родство либо "протеже" у высших духовных властей...
Находим, что мытарству нашему должен быть когда-либо конец. Вот уже второй год, как весь трудящийся класс Российской Республики свободно дышит и смело проводит в жизнь новые законы, упраздняя эксплуататоров трудовой массы, а несчастные клирики Православной Церкви до сего дня находятся в руках духовных "отцов", которые считают своим долгом гнуть нашу шею и всячески попирать наши интересы.
Над нами все еще веет Романовская гниль и в будущем наши лицемерные проповедники Христовой Церкви принимают все меры, чтобы удержать власть в собственных своих руках, по форме и порядку Романовщины.
Согласно вышесказанного, мы, псаломщики и диаконы Смоленской епархии, обращаемся за единственным спасением к советской власти, которая смогла свергнуть иго трудового народа, и она же не откажет нас освободить от цепей, сковывавших нас целыми веками, и упразднить гниль старого правительства, воняющую до сего времени в православном духовенстве.
Гнездо указанных лиц в настоящее время — большинство всего съезда (заседающего в старом соборе, вход по глухому коридору), за исключением диаконов, псаломщиков и мирян. А постоянно находящиеся в Смоленске элементы, стоящие на посту заговорщиков против советской власти, они же бывшие члены Епархиального совета (по доказательствам псаломщиков и диаконов Смоленска), следующие лица: священники соборной церкви Л. Смирнов и М. Лебедев, священник духовной семинарии А. Волочков и преподаватель духовной семинарии Державин. Указанные лица немало причинили слез диаконам и псаломщикам по епархии, будучи членами Епархиального совета.
Мы в один голос просим советскую власть приступить к воздействию на указанных лиц, как на ярых контрреволюционеров и попирателей судьбы клириков. Если для этого нужны будут вам доказательства, созовите нас, клириков всей Смоленской епархии, и мы в один голос покажем их преступнические деяния против советской власти.
Обращаемся к советской власти! Придите и освободите нас! Мы, сплотившиеся, не в силах побороть наших вельмож. Подайте нам руку помощи! Ждем, ждем с нетерпением»[4].
В конце июля 1918 г. священник Леонид Смирнов в письме епископу Макарию (Гневушеву) сообщал об аресте секретаря Смоленской духовной консистории В. А. Карташева, что он «переведен в губернскую тюрьму» и «хлопоты об его освобождении еще не увенчались успехом», а также заметил: «Чувствуется вообще прескверно и тревожно. А Смоленск производит впечатление прямо мертвого города…»[5]. Эти предчувствия оправдывались. К осени 1918 г. становилось ясно, что репрессивная политика государства ужесточается. Епископ Макарий[6] был арестован и расстрелян 4 сентября 1918 г., а 28 ноября местные власти арестовали ключаря и исполняющего обязанности настоятеля Смоленского кафедрального собора священника Леонида Смирнова, сделав в его квартире обыск, при этом причина ареста его сослуживцам была не названа[7].
С 1944 г. протоиерей Леонид Смирнов служил в Казанском храме с. Иванисово. Он ревностно нес свои пастырские обязанности и неопустительно проповедовал Слово Божие. Строгий исполнитель устава, отец Леонид и от своих сослуживцев требовал уставного и благоговейного служения. Под его руководством в храме было прекрасно поставлено хоровое и общенародное пение, немало труда было затрачено им для приведения храма в благолепный вид[8].
«Неустанны были его заботы о благолепии храма. К таким заботам относилась и организация церковного хора под управлением опытного регента синодальной колы Н. И. Блесткина... Несмотря на преклонный возраст, он неопустительно посещал храм во все дни. В день девяностолетия о. Леонида Божественную литургию в Казанском храме с. Иванисова совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков)[9] в сослужении юбиляра, а также приезжего и местного духовенства. После литургии был отслужен молебен. Проникновенным словом приветствовал юбиляра Владыка Пимен, преподнесший ему Казанскую икону Божией Матери. Приветствовали юбиляра также благочинный, церковный совет, хор и богомольцы. В этих приветствиях не было пышных слов, но звучала любовь и уважение пасомых к своему пастырю»[10].
«Протоиерей Леонид Смирнов... скончался 6 мая 1970 года, в среду 2-й седмицы по Пасхе, на 94-м году жизни... На неделе крестопоклонной, в конце марта 1970 года, отец Леонид заболел. В эти тяжелые для него дни его молитвенным желанием было дожить до Пасхи. Бог внял его молитвам. Отпевание почившего совершалось собором духовенства при множестве верующих. Надгробные слова были произнесены протоиереями Петром Чельцовым (из Владимирской епархии), Виктором Галаховым и Сергеем Нечаевым, орехово-зуевским благочинным. После отпевания с пением ирмосов «Помощник и Покравитель» гроб был обнесен вокруг храма и после заупокойной литии опущен в могилу с южной стороны алтарной стены храма. На могильном холмике был водружен большой деревянный крест»[11].
[1] Смоленские епархиальные ведомости. 1905. № 22. С. 1138.
[2] Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX в.
[3] ГА Смоленской обл. Ф. 219. Оп. 1. Д. 49. Л. 6 (цит. по: Мануилова И. Б. Священник Смоленского кафедрального собора Леонид Александрович Смирнов).
[4] Известия Смоленского Совета. 1918. 7 июля (№135(162)).
[5] Архив УФСБ России по Смоленской обл. Д. 26797-с. Л. 28–28 об.
[6] Прославлен в сонме Новомучеников и исповедников Церкви Русской 20 августа 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
[7] ГА Смоленской обл. Ф. 1232. Оп. 1. Д. 188. Л. 43.
[8] [Пятидесятилетие служения в священном сане протоиерея Леонида Смирнова].
[9] С 1971 г. — Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
[10] Юбилей священнослужителя.
[11] Вечная память почившим.
Архивные источники
-
Архив УФСБ по Смоленской обл. Д. 15202-с
Литература
-
Вечная память почившим! : [некрологи и сообщения о смерти священнослужителей] // Журнал Московской Патриархии. 1971. № 6. С. 44
-
Из жизни епархий. Московская епархия : [Празднование 65-летия служения в священном сане протоиерея Казанской церкви с. Иванисово Леонида Александровича Смирнова] // Журнал Московской Патриархии. 1963. № 12. С. 15
-
Книга памяти жертв политических репрессий : Смоленский мартиролог / М-во образования и науки РФ, Смол. гос. ун-т [и др.] ; [отв. ред. Е. В. Кодин]. Смоленск, 2003–2008. Т. 5. С. 468
-
[Пятидесятилетие служения в священном сане протоиерея Леонида Смирнова] // Журнал Московской Патриархии. 1954. № 2. С. 16