Боголюбский Николай Васильевич, протоиерей

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1895
Ярославская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

25 или 30 янв. 1898
рукоположен во священника архиепископом Ярославским и Ростовским Ионафаном (Рудневым)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1895
30.1.1898
Ярославская губ., Ярославский уезд, с. Гаврилов-Ям, церковно-приходская школа, учитель
30.1.1898
19.2.1930
Ярославская и Ростовская епархия, Ярославская губ., Любимский уезд, с. Кинтаново, церковь Спаса Нерукотворного Образа, священник. Законоучитель в местной церковно-приходской школе (с 28.04.1898), Хомутовской церковно-приходской школе (с января 1903), Пальцевском начальном училище (с 24.12.1904). Член благочиннического совета (с января 1911), депутат от духовенства по 2-му округу Любимского уезда (с 20.02.1915)
Показать все

Награды

18.4.1903
право ношения набедренника, награжден архиепископом Ярославским и Ростовским Ионафаном (Рудневым)
21.3.1909
право ношения скуфьи, награжден архиепископом Ярославским и Ростовским Тихоном (Белавиным)
2.4.1917
право ношения камилавки, награжден архиепископом Ярославским и Ростовским Агафангелом (Преображенским)
Показать все

Преследования

1928
арестован по обвинению в «антисоветских высказываниях в проповеди», вскоре отпущен
19.2.1930
арестован по обвинению в «антисоветской и антиколхозной агитации»
19.2.193016.3.1930
находился в заключении в специзоляторе г. Ярославля
16.3.1930
осужден тройкой при ПП ОГПУ по Ивановской Промышленной обл. на 3 года лишения свободы с конфискацией имущества и выселением семьи из пределов Ярославского округа (по ст. 58-10 УК РСФСР)
16.3.193010.7.1931
находился в заключении в Северных лагерях ОГПУ особого назначения (Севлаг, СЕВЛОН) (г. Котлас)
28.9.1989
реабилитирован, по году репрессии: 1930
Показать все

Другие сведения

Род Боголюбских насчитывает шесть поколений священников, служивших на Ярославской земле. Первый из них, Петр, родился еще в XVII веке, последний, Николай, — в конце XIX столетия.

Отец Николай тридцать два года прослужил в храме с. Кинтаново. Был очень любим своими прихожанами. Даже в тяжелые двадцатые годы прихожане не отвернулись от своего батюшки: «в праздники собиралось столько народу, что в храме встать было негде. По словам свидетелей, на причастие везли маленьких детей на лошадях и в санках со всех окрестных деревень» (Житие священномученика Николая Васильевича Боголюбского).

Своим домашним священник рассказывал о том, как ему довелось однажды служить вместе с отцом Иоанном Кронштадтским, а в одном из писем делился впечатлениями от сослужения отцу Иоанну Кранштатскому своего тестя: «А когда началась служба, то он не только дерзновенно служил, но он прямо требовал от Господа. По замечанию моего тестя было такое служение. А когда кончилась служба, отец Иоанн подошел к тестю, подает ему 100 рублей и говорит: "Возьми, батюшка, хорошая школа будет". С его щедрой руки он начал собирать деньги и выстроил действительно одну из лучших школ» (Стрельцова О. Оставшиеся в живых прихожане с любовью вспоминают его имя).

После первого ареста в 1928 г. протоиерей Николай был вскоре отпущен и продолжил свое служение. «В начале января 1930 г. по указанию властей местный сельсовет развернул антирождественскую кампанию. Несмотря на все усилия, на мероприятие пришли только председатель сельсовета и учителя Кинтановской и Хомутовской школ... В том же январе на обсуждение вопроса о снятии колоколов крестьяне явились в сельсовет с дружным протестом. Также дружно прихожане помогали своему батюшке уплачивать налоги и отстоять церковь от закрытия» (Житие священномученика Николая Васильевича Боголюбского).

Вскоре священник был арестован повторно. В обвинительном заключении говорилось, что отец Николай «является ярым монархистом и большим влиятелем на массу крестьян». Далее следовали слова о том, что «это совиное контрреволюционное гнездо надо с корнем вырвать и убрать из данного района» (Головкова Л. А. На просторах ГУЛАГа).

Протоиерей Николай Боголюбский мученически окончил свой жизненый путь в концлагере в 1931 г. Незадолго до кончины к нему в лагерь приезжал на свидание его сын Александр. Он застал отца в тяжелом состоянии. Священник, предвидя близкий конец своей земной жизни, передал прощальное отеческое благословление своей жене и детям (Житие священномученика Николая Васильевича Боголюбского).

«Место захоронения умершего в лагере сельского священника искал и нашел спустя 70 лет ученый Курчатовского института, добровольно принимавший участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, внук этого священника Сергей Боголюбский» (Головкова Л. А. На просторах ГУЛАГа).

Им же был привезен из Москвы и установлен на собственные средства памятный крест священнику Николаю Боголюбскому на месте лагерного кладбища «Макариха» близ г. Котлас. Крест освящен 21 июля 2012 г. На освящении креста собрались 35 потомков протоиерея.

«Еще до аварии на Чернобыльской АЭС внук умершего в узах священника начал собирать и разыскивать свою родню — всех Боголюбских. Найти их было непросто, потому что почти все они, опасаясь за себя и детей, скрывали свое происхождение... На трапезе после водружения Памятного креста один из членов вновь обретенной большой семьи, сказал: "Вчера еще я на многое закрывал глаза, молчал там, где надо было говорить. Теперь жить, как прежде, нельзя".

На берегу речки Руши рядом с домами, где доживают свой век деревенские старики, стоит маленькая деревянная церковь. Эту Никольскую церковь тоже построил чернобылец Сергей Боголюбский, — в память деда, умученного священника Николая, в память большого, исчезнувшего с лица земли села Китанова, когда-то стоявшего на другом берегу реки. Отсюда забрали последнего священника из рода Боголюбских. Там теперь нет ни жизни, ни людей, одни руины порушенных храмов. Как в душе, незнающей покаяния…» (Головкова Л. А. На просторах ГУЛАГа).

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию