Атаевский Михаил Петрович, священник
- Дата рождения: 8.11.1875
- Место рождения: Саратовская губ., Вольский уезд, с. Тугуска (Покровское)
- Дата смерти: 13.12.1947
- Место смерти: г. Днепропетровск. Похоронен у Свято-Благовещенского собора
Родственники
-
отец
—
Атаевский Петр Григорьевич, псаломщик
мать
—
Атаевская Евгения Ивановна (1850–1918)
жена
—
Атаевская (Сиринова) Варвара Георгиевна (8.11.1880 – 25.09.1961, г. Москва). В 1897 окончила Саратовское епархиальное женское училище
тесть
—
Сиринов Георгий Ефремович, священник
дочь
—
Винокурова (Атаевская) Антонина Михайловна (5.06.1898, г. Саратов – 1972, г. Кировабад Азербайджанской ССР)
зять
—
Винокуров Александр Петрович, священник
дочь
—
Атаевская Мария Михайловна (15.12.1902–4.04.1985), учительница
дочь
—
Атаевская Вера Михайловна (род. 24.08.1907), учительница
дочь
—
Атаевская Зоя Михайловна (род. 25.12.1909). В начале 1930-х — переводчица в Сталинграде, на строительстве и вводе в эксплуатацию тракторного завода. Муж — инженер Эрик Хайден. Позднее переехали в США (в г. Детройт)
дочь
—
Атаевская Галина Михайловна (28.01.1913–31.03.1945)
сын
—
Атаевский Сергей Михайлович (20.09.1914 – не ранее 1982). До войны — архитектор в Алма-Ате, после войны жил и работал в Днепропетровске
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Преследования
Фотографии
![Михаил Петрович Атаевский. Саратов, 1897. <br>Из семейного архива правнучки Елены Жуковой](/media/cache/35/d6/35d691ef1d59acd27efaa3b7fc0dd2d7.jpg)
Из семейного архива правнучки Елены Жуковой
![Супруга отца Михаила — Варвара Георгиевна. Саратов,1897. <br>Из семейного архива правнучки Елены Жуковой](/media/cache/88/37/8837a3d34d501459980b9ed40aa6c209.jpg)
Из семейного архива правнучки Елены Жуковой
![Священник Михаил Атаевский (в центре) с супругой Варварой, отцом — псаломщиком Петром Атаевским, дочерьми Верой и Зоей. 1910-е. <br>Из семейного архива Ларисы Ивановны Володиной](/media/cache/2d/60/2d609ba91df7bb8c6062206301e983a0.jpg)
Из семейного архива Ларисы Ивановны Володиной
![Священник Михаил Атаевский на епархиальном съезде духовенства (фрагмент фотографии). 1908. <br>Из семейного архива Ларисы Ивановны Володиной](/media/cache/20/c9/20c9488a05910e2759c78eab63536f6e.jpg)
Из семейного архива Ларисы Ивановны Володиной
![Отец Михаил. 1916 или 1917. <br>Из семейного архива правнучки Елены Жуковой](/media/cache/da/49/da498400d00024456d28fd1bc486dd5e.jpg)
Из семейного архива правнучки Елены Жуковой
![Супруга отца Михаила — Варвара Георгиевна. <br>Из семейного архива Ларисы Ивановны Володиной](/media/cache/0a/5d/0a5dd544f02666107685b22a8bd1b910.jpg)
Из семейного архива Ларисы Ивановны Володиной
![Отец Михаил Атаевский. <br>Фото из архивного следственного дела. 1926](/media/cache/02/c5/02c52035ab0d383e0d32e85ca70bb158.jpg)
Фото из архивного следственного дела. 1926
![Дети отца Михаила — Сергей и Галина в ссылке в Астрахани. Апрель 1928. <br>Из семейного архива праправнучки Елены Карачевой](/media/cache/88/ed/88ed6b7f3e825b2a636d2e1bf83d7531.jpg)
Из семейного архива праправнучки Елены Карачевой
![Дочь отца Михаила — Антонина. 1915 или 1916. <br>Из семейного архива праправнучки Елены Карачевой](/media/cache/a8/76/a8766f80afa7ee5808d443fed209c261.jpg)
Из семейного архива праправнучки Елены Карачевой
![Свято-Благовещенский собор г. Днепропетровска, в котором отец Михаил служил последние годы жизни. <br>Фото из архива Ларисы Ивановны Володиной](/media/cache/3f/82/3f8220f4e177f09cc1326847ae5ded46.jpg)
Фото из архива Ларисы Ивановны Володиной
![Могила священника Михаила Атаевского у Свято-Благовещенского собора г. Днепропетровска. <br>Фото из архива Ларисы Ивановны Володиной](/media/cache/f8/6c/f86c884e8403f2cb37b054933831fe0c.jpg)
Фото из архива Ларисы Ивановны Володиной
Другие сведения
Ревностный миссионер. В 1914 г. один из священнослужителей в рапорте на имя правящего архиерея засвидетельстовал, что отцом Михаилом «обращено в с. Громках, Камышинского уезда, в Православие 18 душ обоего пола из секты молокан-воскресенников». На рапорте последовала резолюция архипастыря: «Радуюсь обращению столь многих душ на правый путь... Священника Михаила Атаевскаго искренно благодарю за его миссионерскую ревность».
В епархиальных отчетах о состоянии церковных школ в 1912/1913 и 1913/1914 уч. годах отмечен среди «учащих, наиболее ревностно относящихся к школьному делу». Был активным жертвователем на нужды больным и раненым воинам в годы Русско-японской войны 1904–1905 гг., нуждающегося духовенства.
Еще будучи диаконом, часто произносил проповеди в кафедральном соборе во время архиерейского богослужения. Позднее, будучи уже священником, ключарем кафедрального собора, стал одним из самых известных проповедников епархии, чьи проповеди, равно как и статьи и выступления по разным вопросам, публиковались на страницах «Саратовских епархиальных ведомостей».
В проповеди на Великий Пяток 1917 года отец Михаил говорил:
«Когда в сердце нашем живет более зло, чем добро, и пленяет нас своею волею, то не преторию ли Пилата напоминает это сердце, где разбушевавшиеся страсти, как дикая иудейская толпа, снова кричат: распни, распни Его? Мы не желаем Христа иметь своим Царем. Наш царь — чрево, наш бог — страсти, наш руководитель — разбойник Варрава и закон наш: похоть плоти, похоть очес и гордость житейская. По закону нашему Христос должен умереть, чтобы в сердце нашем дать полную свободу разбойнику Варраве…
Братие христиане, оставим Варраву и последуем за Христом. В эти дни Страстей Христовых, в эти дни мировой военной скорби, когда решается участь нашего Отечества, из глубины искреннего сердца скажем Ему: Господи, давно мы представляем собою вертеп всевозможных злых дел и не имеем конца греховному обычаю. Своими беззакониями сплели мы терновый венок Св. Руси и возвели ее на Голгофу. Теперь нам опротивело хождение во след иных богов, т. е. страстей и греховных увлечений наших. Дух наш просится к Тебе, но от привычного зла настолько отяжелели его крылья, что без Тебя еще не подняться ему до Тебя. Без Тебя нет надежды и нашему Отечеству на славное воскресение после своих страданий…
Виждь устремленные к Тебе наши сердца и взоры, и предсмертные взоры воинов наших, их вздохи, рыдания, вопли и стоны, умильно просящие небесную Твою к нашему Отечеству любовь…
Прими все это, как наше благоразумное, хотя и позднее разбойничье на кресте покаяние и... прежде даже до конца не погибнем, спаси нас...».
В 1926 г. священник Михаил Атаевский продолжал служить в Саратове, проживал по адресу: Дегтярный взвоз, 10. На диспуте, устроенном 13 июня 1926 г. лидером обновленцев А. И. Введенским, отцу Михаилу пришлось встать из зала и выступить против последнего. За это выступление его вскоре арестовали, но в зале он не смог смолчать, когда обновленческий вождь произнес следующие слова: «Мы документально знаем, что и Петр Крутицкий и его Ко те же продолжатели контреволюции Тихона, и вся вообще Тихоновщина сплошная контреволюция».
«Я это дословно записал, — отметил он в записке, составленной, очевидно, для следственных органов с целью объяснить произошедшее (записка находилась в следственном деле). — В рядах публики, где я сидел (21, 20 и 22), слышу гул и речи: "Суда над ними не было и Соввласть до сего дня официально не печатала, какие за указанными лицами преступления и обвинения, а тем более не печатала этого про всю Тихоновщину". Откуда же Введенский все это знает документально? Что же он хочет нам сказать, что он агент Г.П.У.?
И вот то, что не могла сказать сама публика Введенскому о своем впечатлении от его речи, то впечатление смело и открыто объяснить ему хотел я, и не от своего только разума, но и от многих других. Желая тем не власть сов. дискредитировать, а обличить Введенского в его в сем случае самохвальстве и даже лжи».
Отец Михаил говорил: «Смотрите, Введенский весь диспут строит на контреволюции, но не на наших церковных опорах. Обличает и персонально, а главное огульно Тихоновцев всех в злостной систематической контреволюции? Да, смотрите, как еще уверенно обличает, что, сидя здесь, не знаешь: пред кем сидишь? Пред Митрополитом ли, или агентом ГПУ?».
Лидер обновленцев воспринял это очень болезненно, начались крики, закончить речь священнику Михаилу Атаевскому председательствующий не дал, а сама эта речь была представлена органам ГПУ как «антисоветская».
Отец же Михаил не соглашался с тем, что его речь — «антисоветская». В упомянутой записке он так аргументировал свое предположение о сотрудничестве Введенского с ОГПУ: «Откуда Введенский до 13 июня с/г может знать документы о контреволюции митр. Петра и других, а тем более о всех Тихоновцах СССР. Это знает только ГПУ и напрасно Введенский поэтому хвалится знанием документов, создавая среди публики ложное о себе понятие». Само же ОГПУ отец Михаил не оскорблял: «По моему же убеждению: нужно уважать всякое гражданское государственное учреждение, ибо сказано и в писании про всякую власть, что она ведь и не без ума меч носит. Можно расходиться лишь в этом вопросе во взглядах: хорошо, или плохо там работают... Каждая гражданская власть, оберегая себя и нас от анархии, имела и обязана иметь свое ГПУ. Не может быть ГПУ только у Церкви, про которую мы верим, что ее спасает Дух Святой».
К началу Великой Отечественной войны отец Михаил проживал с семьей в г. Алма-Ате, где его сын Сергей работал архитектором: в призывных военных документах сына отец Михаил зарегистрирован как проживающий вместе с ним. После войны Сергея пригласили работать в Днепропетровск, куда за ним последовали и родители. С января 1944 г. правящим епископом Днепропетровской и Запорожской епархии стал архиепископ Андрей (Комаров), хорошо знавший отца Михаила по периоду временного управления Саратовской кафедрой в 1924–1926 гг., он и назначил отца Михаила священником в Свято-Благовещенский собор Днепропетровска.
В составлении статьи использованы сведения, присланные внучатой племянницей Ларисой Ивановной Володиной. В выявлении архивных документов, связанных с историей семьи Атаевских, оказал помощь саратовский историк Сергей Александрович Бондарь.
Архивные источники
Сочинения
Литература
-
Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича. Т. 1 : Губернии Астраханская, Вятская, Нижегородская, Самарская, Саратовская и Симбирская / Изд. подгот. Д. Н. Шилов. СПб., 2012. С. 673