Александровский Александр Михайлович, протоиерей

  • Дата рождения: 1840 или 1841
  • Дата смерти: 9.3.1915

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1863
Смоленская духовная семинария
окончил по 2-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

9.5.1909
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1865
март 1866
Смоленская и Дорогобужская епархия, г. Смоленск, Николаевская тюремная церковь, диакон
март 1866
27.7.1889
Смоленская и Дорогобужская епархия, Смоленская губ., Сычевский уезд, с. Ильинское (Ярыгино), священник. Законоучитель Ярыгинского земского училища. С 1877 — духовный следователь 3-го округа Сычевского уезда. Библиотекарь противо раскосльнической библиотеки (в 1889)
27.7.1889
3.3.1912
Смоленская и Дорогобужская епархия, Смоленская губ., Краснинский уезд, с. Волково, протоиерей, настоятель. С декабря 1899 — благочинный 1-го округа Краснинского уезда. В 1904 — депутат епархиального съезда духовенства, в 1903–1905 — член комиссии для осмотра построек воскобелильного завода
Показать все

Награды

1877
право ношения набедренника
18.4.1881
право ношения скуфьи
право ношения камилавки
апр. 1890
право ношения наперсного креста
6.5.1901
орден св. Анны 3-й степени
Показать все

Другие сведения

После кончины протоиерея Александра его зять священник Николай Соколов сказал: «На мой вопрос одному прихожанину почившего, за что они особенно любили нашего Дедушку, он отвечал: "А вот за что: простой, не гордый; обо всем расспросит; всех, даже малых ребят, по именам знает. Потязает за дело — да сейчас и простит. Со всякой нуждой к нему шли. Не нажить нам такого"...».

Поступив на священническое место в с. Ильинское на место своего тестя отца Ивана Пулубинского, отец Александр положил многие усилия на устройство новой, каменной церкви в селе.

«По бедности прихода, дело это затянулось на несколько лет: устроили свой кирпичевый завод и по мере возможности заготовляли материал. Лет через десять появился новый трехпрестольный храм. Как любитель пения А. М. обратил внимание на устройство хора и хотя регентами, по его просьбе, были учителя Ярыгинской училища, но душою хора был А. М., сам обладавший прекрасным голосом (басом)». 

Священнику, как «человеку многосемейному и имеющему глухонемого сына, обучение которого стоит до 300 руб.» приходилось преодолевать и материальные трудности, связанные с обучением детей. «Но А.М. никогда не унывал. Он занялся усердно хозяйством, сам молотил, косил и пр. и кое-как справлялся (училось сразу трое). Конечно и нуждался тогда часто, но вида не подавал и всегда казался довольным. (…)

В 1889 г. он уступил свое место зятю, а сам перешел в с. Волково Краснинского уезда. Здесь его поразила необыкновенная бедность церкви» (Из некролога).

«Сами прихожане рассказывают, что Волковская церковь во время поступления его в село представляла нечто ужасное. Крыши почти не было, — она вся сгнила и провалилась, так что весной поздней на каменных сводах потолка была вода в аршин. На иконостасе не было видно почти ни одного лика.

"Страшно бывало идти в церковь зимою", — рассказывают прихожане: „боязно, что отморозишь ноги". А если и придешь в церковь, то до молитвы ли было, если все время только и слышишь топот ног, не стуча которыми для согревания невозможно было стоять во время богослужения» (Трошкин Ф., диакон. Поднесение иконы).

«Приход был хотя не бедный, но совершенно некультурным, к посещению церкви нерасположенный, о проповеди не имевший понятия. Когда А. М. велел сторожу поставить аналой для проповеди, тот понес его на середину церкви, как для евангелие на утрени. Проповеди его в Волкове были довольно оригинальны. И прихожане понимали огорчение доброго пастыря и не обижались на его слова, а все более проникались их справедливостью и начали охотно посещать церковь, а на стороне хвалились своим батюшкой-проповедником…

Постепенно храм стал неузнаваем» (Из некролога).

Прослужив около 12 лет в должности благочинного, протоиерей Александр показал себя умелым руководителем, со «справедливым, беспристрастным ко всем отношением, своею всегдашнею приветливостью приобрел себе самое искреннее уважение и любовь подведомственного духовенства.

Духовенство в знак своей любви и уважения поданного ему преподнесли Св. икону Смоленской Богоматери. И прихожане постепенно оценили труды своего строгого и в тоже время добрейшаго пастыря и выразили ему чувства любви и благодарности поднесением Св. иконы и адреса» (Из некролога).

«Не ценность, конечно, иконы важна, важно то, что в наше время, когда во многих местах так недружелюбно относятся к духовенству, Волковские прихожане сочли своим долгом, видимо, оценить труды о. протоиерея на пастырском поприще в селе Волкове в течение 24 лет. "Достойному достойное" можно сказать про о. протоиерея» (Трошкин Ф., диакон. Поднесение иконы).

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию