Городский Николай Васильевич, протоиерей

  • Дата рождения: 1853 или 1854
  • Дата смерти: не ранее 1917

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Смоленская духовная семинария
окончил со званием студента
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

26.5.1913
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1876
1881
Смоленская губ., сельское духовное училище, учитель
1881
Смоленская губ., Вяземское духовное училище, учитель
1881
1882
Смоленская губ., Юхновский уезд, Климовское народное училище, учитель
1882
не ранее 1917
Смоленская и Дорогобужская епархия, Смоленская губ., Ельнинский уезд, с. Сычево, протоиерей. С 1882 — законоучитель Сычевского сельского училища, с 23.03.1888 по 1896 — наблюдатель за церковно-приходскими школами и школами грамоты во 2-м благочинническом округе Ельнинского уезда, с 1896 по 1898 — Ельнинский уездный наблюдатель за церковно-приходскими школами. Заведующий и законоучитель в Зимницкой, Кошелевской, Логовской церковно-приходских школах, товарищ председателя совета Ельнинского уездного отделения. С 1896 — следователь 4-го округа Ельнинского уезда, с 03.1910 по 10.1911 — благочинный того же округа
Показать все

Награды

нояб. 1884
книга «Библия», от Святейшего Синода выдаваемая, награжден за «особое усердие и ревность в деле благоустроения церковно-приходских школ»
февр. 1888
архипастырское благословение преподано за «ведение внебогослужебных собеседований с народом»
1892
право ношения набедренника
20.4.1896
право ношения скуфьи
6 май 1900
право ношения камилавки
6.5.1905
право ношения наперсного креста
1917
право ношения палицы
Показать все

Другие сведения

Многие годы был наблюдателем церковно-приходских школ 2-го округа Ельнинскаго уезда, вел, как отмечало начальство, «плодотворную деятельность на поприще развития и утверждения народного образования в духе церковном».

По словам священника:
«период школьной жизни слишком непродолжителен, чтобы им могло за кончиться образование и воспитание крестьянского мальчика; школа только развивает жажду знаний, возбуждает потребность более знать и дает средство для этого — грамотность. Период после выхода из школы поэтому есть самый опасный для отрока. Вооруженный грамотностью и имея жажду читать, он может броситься на ту ныне очень обширную народную литературу, которая издается ныне разными обществами и книгоиздательскими фирмами. Всякому известно, какого рода эта литература; всякому известно, что она, как тля, подтачивает тот дух церкви православной, который насаждать в народе призывается церковно-приходская школа. Совет Братства [Смоленское Аврамиевское Братство, находящееся под архипастырским попечением епископа Смоленского и Дорогобужского], сознавая вполне необходимость устройства школьных библиотек, по мере возможности, старается удовлетворить этой неотложной потребности» (Смоленские епархиальные ведомости. 1896. № 20, прил. С. 72–76).

Все священники Ельнинского уезда вели собеседования с народом, отец Николай по отзывам Отделений Братства отмечался как «особенно ревностный» в этом деле. В отчетах Братства приводились иллюстрации подобных бесед:

«Священник с. Сычева, Ельнинскаго уезда, Николай Городский, проездом в деревню для исправления треб узнавши от одного прихожанина, что торговец красными товарами — татарин хвалил свою веру, называя ее лучшею, требовал от крестьянина доказательств превосходства христианской православной веры над мусульманскою, чего крестьянин сделать не мог; сначала прочитал собравшемуся народу из руководства для сельских пастырей поучение о том, можно ли в мирное время церкви быть исповедником за имя Христово, а за тем рассказал повествование из житий святых о мусульманине, выстрелившем в икону св. Георгия Победоносца. Когда мусульманина за это постигла болезнь, он обратился за разъяснением к своим рабыням — христианкам, но те, не умея дать разъяснения, предложили ему обратиться за этим к христианскому священнику. В заключение священник дал такой совет своим слушателям:

“В случае, если сам не можешь вести защиту веры своей против иноверного, или раскольника, или еретика, отошли его к священнику, а сам держись такого правила: в православной вере жили отцы наши и умерли, в ней мы родились, в ней и умрем; тогда устоишь в правой вере и будешь исповедником за имя Христово”.

Наконец, указано было на то, что ныне часто и едко смеются над людьми богомольными, часто посещающими храм Божий, также и над исправными по должности своей. Все это также относится к исповедничеству» (Смоленские епархиальные ведомости. 1890. № 17, прил. С. 53–54).

«Один крестьянин во время беседы в неделю блудного сына спросил священника Николая Городскаго: почему в это время поют в церкви псалом: „На реках Вавилонских”? В ответе священник объяснил происхождение этого псалма, его содержание — чувства тоски Иудеев по родине, и провел параллель между этою тоскою и тоскою души нашей по своему небесному отечеству; для возбуждения и выражения этой тоски и положено св. церковью петь этот псалом при наступлении показанных дней.

Другой крестьянин спросил: “Правда ли, что смерть человека нечаянная или несчастная бывает на роду написана (т. е. по Божьему определению)”? Священник разрешил вопрос крестьянина так: “в большей части случаев причиною несчастной смерти мы бываем сами; где же вина не наша, так, конечно, Божья воля”.

Третий крестьянин спросил того же священника: “Что такое масленица и правда ли, что она установлена в честь языческого Бога?” “Масленица, — сказал священник, есть приготовительная к посту неделя, а потому и запрещается в продолжение ея употреблять мясо”. После этого выяснено происхождение названия недели и опровергнуто мнение, что масленица установлена в честь какого-то языческого бога, ибо православная церковь устанавливает праздники в честь истинного Бога и святых Его.

Четвертый крестьянин спросил того же священника: “Можно ли есть после вечерней молитвы пли пить”? “Можно, — ответил священник, но обыкновенно вечерние молитвы нужно читать после ужина, пред сном, т. е. когда уже нет надобности в еде”.

Грамотный крестьянин, зашедший к тому же священнику на дом за получением для чтения жития святых, просил разрешить разные его недоумения, как то: нужно ли ходить именно в церковь молиться Богу и почему не заменить такую молитву домашнею? Священник, для разъяснения недоумения крестьянина, указал ему:
а) на слова Иисуса Христа: “где есть двое или трое собраны во имя Мое, тут есмь и Аз посреди их”. (Мф. 18, 20).
б) на слова св. царя Давида: “Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его” (пс. 115).

При объяснении заповеди, когда речь шла о частой и легкомысленной божбе взрослых, от которых эту привычку заимствуют даже дети, один из слушателей сказал: “не побожиться не поверят”. На это священник ответил: “напротив, не верят тому, кто часто божится и это вполне основательно, ибо кто легко мысленно употребляет святейшее имя Божие, тот остановится ли перед обманом человека”?» (Смоленские епархиальные ведомости. 1890. № 19, прил. С. 61–63).

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию