Волочков Василий Дмитриевич, священник

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1885
Смоленская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1887
рукоположен во священника епископом Смоленским и Дорогобужским Нестором (Метаниевым)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
авг. 1887
27.12.1916
Смоленская и Дорогобужская епархия, Смоленская губ., Дорогобужский уезд, с. Бизюково, священник. Законоучитель Бизюковского училища, заведующий и законоучитель Лелявинской церковно-приходской школы, председатель церковно-приходского попечительства
Показать все

Награды

16.4.1890
архипастырское благословение, за «усердное и полезное преподавание Закона Божия»
1897
право ношения скуфьи
май 1905
право ношения камилавки, награжден за заслуги по духовному ведомству
Показать все

Другие сведения

«Шли святые дни рождественских праздников третьего года незабвенно скорбной второй Отечественной войны. В людской дома священника села Бизюкова лежал покойник, старец дворовый рабочий. Третий день праздника склонялся к вечеру. Хозяин дома о. Василий пожелал помолиться об усопшем слуге, пригласил причт и отслужил панихиду. Затем возобновилось прерванное чтение псалтири, собрались богомольцы на ночное бдение к умершему, члены причта разошлись и вместе с ними перешел в дом, к семье, и о. Василий. Здесь, вдруг он почувствовал приступ кашля. С кашлем потоком открылось кровотечение горлом. Момент и сильный, здоровый человек обратился в беспомощного больного. Дочь, сестра милосердия, подала первую медицинскую помощь, но она оказалась бессильной приостановить течение крови. С потерей ея у больного прекратилась речь, упали силы, от бессилия закрылись глаза и чрез пятнадцать — двадцать минут от первого приступа кашля — его не стало.

В доме оказалось два умерших...

Среди такой бытовой обстановки и с такой быстротой, неожиданностью и неподготовленностью скончался священник о. Василий <…>

Кончина на служебном посту, вслед за богослужением, кончина при чтении поодаль покаянных молитв об умершем слуге, кончина безболезненная, внезапная, — так необычайна, исключительна, а вместе с тем и так примерна и светла. Не каждому суждено оканчивать жизнь за трудом и тем более за трудом пастырским, умирать непосредственно за богослужением, с мыслию и сердцем, обращенными к Господу, и притом в праздничные дни священных воспоминаний о первом пришествии Его на землю с ангельским славословием о мире и спасении людям. И тот внутренний, нравственный, сладостный мир, о котором благовествовалось в славословии небожителей, несомненно царил в душе новопреставленного и утешал его в предсмертной скорби. Он царил, ибо покойный двадцать девять лет своей приходской службы нес пастырский труд на спасение своих духовных чад, был верным рабом своего Господа, почему и вошел в радость Его, скончавшись в дни прославления Его пришествия на землю.<…>

Три дня и ночи у праха его, облаченного в церковные одежды и величественно распростершегося в светлом массивном гробе, читалось полное небесной радости и утешения святое Евангелие; скрытая под священной пеленой глава его покоилась у подножия Распятия, к которому денно и нощно обращены были взоры и молитвы присных и прихожан-богомольцев; шествие с гробом от дома до храма сопровождалось непрерывным совершением поминовений об умершем; последняя заупокойная литургия при школьном детском хоре в дивном художественной росписью храме полна была особой духовной красоты, умиления и растворенной верою скорби о почившем; чин отпевания с несравнимыми по поэтической красе изображениями томлений души в узах греховного тела и ее порывов к горнему миру, с песнопениями Волною морскою, исполняемыми однажды в год в глубокое утро и в навечерие страстной субботы у плащаницы Спасителя, и, наконец, троекратный под колокольный трезвон крестный ход с телом вокруг храма, точно в великий пяток с гробом Спасителя, или пред светлою заутреней с радостною песнию о воскресении Живодавца, — словом, все это последование погребения теплотою молитв, светлостью упований на Божие всепрощение, благовествованием седми евангелий, песнями мира в великом славословии, торжеством и священным величием крестного хода умиротворяло и успокаивало душу новопреставленного, трепетавшую пред лицем Праведнаго Судии и Мздавоздателя. С этим упокоением в Боге души усопшего тело его предали земле...

Помимо пятнадцати священнослужителей, могилу, в момент принятия ею праха его, окружали прихожане. Они пришли, чтобы воздать своему духовному отцу последний долг за то, что он долгие годы служил в их храме, много труда понес ради них, напутствовал таинствами и благословениями важнейшие события их жизни, всегда пребывал с ними в общении веры и молитв. С молитвами и сердечным сокрушением и они присутствовали при его похоронах и засыпали землей прах его, когда все положенное по чину отпевания было окончено.

Чрез сутки после погребения наступил — Новый Год. Храм переполняли прихожане. Из уст в уста со скорбию передавалось имя усопшего. Этой памятью их воспользовался совершавший литургию прот. Ф. Строганов и пригласил помолиться о нем. Все отозвались и массами окружили свежую могилу.

Священен, умилителен и отраден был этот заключительный момент погребения, это общее объединение всех прихожан у могилы своего духовного отца и их поминовение его молитвою, сокрушением и любовью. Можно было убеждаться, что пастырство есть великий общественный и единящий людей подвиг, что жизнь пастыря-священника протекает и завершается в единении душ и сердец с прихожанами и что преимущественно в пастырском служении это единение переходит в постоянную, незыблемую, вечную память живых о скончавшихся. Священным местом хранения этой памяти служит св. церковь» (Памяти священника Василия Волочкова).

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию