Крастелев Михаил Иванович, священник

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1885
Бельское духовное училище
16.7.1891
Смоленская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

июль 1891 или авг. 1891
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
июль 1891 или авг. 1891
янв. 1895 или февр. 1895
янв. 1895 или февр. 1895
10.3.1899
Показать все

Награды

янв. 1898 или февр. 1898
право ношения набедренника
нояб. 1907 или дек. 1907
архипастырское благословение за пожертвование большой денежной суммы на благоукрашение храма
7.8.1908
право ношения скуфьи
1916
право ношения камилавки
март 1916 или апр. 1916
благодарность Государя Императора Николая II за пожертвование личных сбережений — крупной денежной суммы и золотых предметов — на нужды войны (передана Обер-прокурором Святейшего Синода)
Показать все

Преследования

16.12.1918
арестован Дорогобужской уездной ЧК
17.12.19185.1.1919
находился в заключении в Дорогобужском доме предварительного заключения
3.2.1919
приговорен Дорогобужской уездной ЧК к штрафу «в административном порядке на сумму 1000 руб.»
19.4.1894
реабилитирован прокуратурой Смоленской обл.
Показать все

Другие сведения

Помогал находящимся на фронте солдатам, посылая им подарки к церковным праздникам.

16 декабря 1918 г. был арестован и заключен в Дорогобужский дом предварительного заключения по решению Дорогобужской чрезвычайной комиссии. Это решение ЧК приняла после того, как из уездной следственной комиссии по уголовным делам пришли материалы по обвинению отца Михаила Крастелева в контрреволюционной агитации. Обвинение было основано на обращении 15 декабря в следственную комиссию гражданина д. Митино Д. А. Москвичева, который заявил, что священник Крастелев «ведет контрреволюционную агитацию… говоря, что эта власть производит грабительские обыски, а также агитирует явно, выступая по деревням против власти». Москвичев также назвал комиссии имена людей, которые могут подтвердить его показания.

ЧК допросила как упомянутых Москвичевым лиц, так и некоторых других. Из полученных ею показаний следует, что контрреволюционным действием, которое совершил священник, было то, что он в частных беседах возмущался обыском, проведенным у него местными властями несколькими месяцами ранее. Во время этого обыска у него многое конфисковали, в том числе швейную машинку, обручальные кольца, часы, рясы, подрясники, белье, полотенца, что больно ударило по материальному положению священника. «Ограбили все до последнего, даже и не оставили платочка подвязать уши», — передавал его слова один из свидетелей. Священник Крастелев, утверждали опрошенные, говорил прихожанам, что считает эту конфискацию неправильной и называл производивших у него обыск грабителями. Однажды в храме после службы он отказал в просьбе жителю д. Митино А. А. Москвичеву, просившему священника присутствовать в его доме на поминках, — откзал по той причине, что сын Москвичева принимал участие в обыске и при этом вел себя возмутительно: ходил по комнатам в головных уборах священника, ел, пил чай. А. Москвичев, в свою очередь, потребовал, чтобы отец Михаил прекратил такие разговоры, а спустя некоторое время его сын явился в следственную комиссию и сделал упомянутое заявление о «контрреволюционной агитации» священника.

Большинство свидетелей, опрошенных ЧК, показали, что никакой другой агитации против советской власти священник М. Крастелев не вел. Два свидетеля дали такие «общие» показания: «Несколько раз я слышал от священника… агитацию, ведущую против советской власти, священник… — явный контрреволюционер», а один свидетель (19-летний народный судья) свои показания о высказываниях овиняемого в связи с обыском предварил такой фразой: «Я знаю священника… Михаила Крастелева с ноября 1918 года; с первых же дней моего жительства в его доме… я узнал в нем противника советской власти…».

Дополнительные «факты» контрреволюционной агитации отца Михаила указал только один из дававших показания: коммунист, член местного исполкома А. В. Цветков. Он сообщил чрезвычайной комиссии следующее: «[Крастелев] в дореволюционное время был ярым монархистом. Замечал его я еще в мае м‑це 1918 г. в агитации против советской власти. Когда было распоряжение о сдаче метрических книг в исполком, то Крастелев около церкви собрал сход, чтобы их не сдавать, на этом сходе присутствовал и я, но сходом был прогнан, как член исполкома. В настоящее время Крастелев ведет подпольную агитацию против советской власти, называет всех должностных лиц грабителями, а коммунистов считает какими-то погаными и говорит, если где появится коммунист или возьмется за какую-нибудь вещь, то это место или эту вещь нужно „посвящать“. Крастелев явный контрреволюционер, он идет всегда против народа, а потому желательно его удалить совершенно из пределов Дуденской волости...»

Самого обвиняемого ЧК долго не допрашивала, он томился в тюрьме, не зная даже, в чем именно его обвиняют. 2 января 1919 г. он направил комиссии прошение, в котором писал: «Нахожусь в заключении 17 дней и без допроса… 16 декабря я арестован прямо из прихода, не успев распорядиться своим домашним хозяйством и имуществом, бросив дом на произвол судьбы, на чужих людей — беженцев (родных нет — вдовый и одинокий), оставив прихожан без службы, лишив дохода храм, диакона и псаломщика, лиц семейных… Дорогобужской комиссией 20 февраля сего года признан больным и не способным к дальнейшей службе без хорошего питания и соответствующего лечения, имею преклонные года…» Ввиду тяжелого и одинокого своего положения отец Михаил просил чрезвычайную комиссию допросить его в ближайшие дни и отпустить домой до суда (если таковой состоится, т. е. если его сочтут виновным) под залог «по силе возможности».

В тюрьму одна из дальних родственниц послала отцу Михаилу письмо и небольшую передачу в стремлении хотя бы отчасти облегчить его участь. «Дорогой дядя, извиняюсь, что я не могла прислать Вам раньше хлеба, — писала она, — так что не было у самой ни крошки, а теперь достали 1 пуд и вот посылаю Вам булку хлеба… спичек и лист бумаги, еще прислать нет у меня ничего… Хотела я сама приехать навестить Вас, но очень расстроилась, получивши письмо из Вашего дома, и заболела от досады, дорогой дядя, от души мы сожалеем Вас и молим Бога, чтоб Господь подкрепил Ваши силы перенести это все в добром здравии». Неизвестно, получил ли отец Михаил посланные ему хлеб, спички и бумагу, но само письмо заведующим домом предварительного заключения было передано в ЧК, где его приобщили к делу.

В комиссию поступило также прошение прихожан церкви с. Митино за подписью 29 уполномоченных представителей от 7 входивших в приход деревень, в котором прихожане уверяли ЧК, что «от священника Крастелева никаких агитаций против советской власти за все время не слыхали». «Если же почему-либо не представляется возможности свящ. Крастелева освободить, — писали они, — то согласны взять его на поруки, дабы не был закрыт наш храм в предстоящие торжественные праздники» (прошение было подано за неделю до Рождества Христова).

В конце концов ЧК, как можно полагать на основании анализа дальнейших событий, отреагировала на просьбы священника и прихожан. 3 января 1919 г. она допросила отца Михаила, а 5 января отпустила под внесенный им залог в 1,000 руб., так что к Рождественской службе он должен был уже оказаться в своем приходе. В деле имеется необычный документ, хоть и не датированный, но, по-видимому, имеющий отношение к спешному возвращению отца Михаила домой к праздникам: «приказ» следователя Дуденской волостной чрезвычайной комиссии «Полушинскому комитету бедноты немедленно доставить священника с. Между-Речье в его дом».

Когда священника Михаила Крастелева допрашивали в ЧК, виновным себя в предъявленных обвинениях он не признавал. «Никогда никакой агитации против советской власти я не вел, — сказал он, — вполне подчинялся всем [ее] распоряжениям». Он показал, что на многочисленные адресовавшиеся ему прихожанами вопросы о бывшем у него обыске («Правда ли, что меня ограбили?») отвечал: «Да… действительно у меня конфисковали вещи, но никогда не говорил, что ограбили». «Действительно, мне было обидно, — говорил отец Михаил следователю, — что у меня взяли почти все… Против всей этой конфискации я ничего не имел, но отчасти признавал ее неправильной, например потому, что отняли у меня последние часы…» Описав следователю возмутительное поведение сына Москвичева на обыске, он сказал: «Мне обидно было видеть все это, а поэтому, когда Москвичев попросил меня поехать на помины, я и отказался».

3 февраля 1919 г. чрезвычайная комиссия на своем заседании в составе председателя ЧК, члена ЧК и двух «представителей от партии» приняла решение приговорить священника Михаила Крастелева за «агитацию против советской власти и против советских работников, коих он… называл грабителями», к «штрафу в административном порядке на сумму 1 000 руб.». В качестве штрафа был зачтен ранее внесенный залог (Архив УФСБ по Смоленской обл. Д. 15369-с. Л. 1 – 7 об., 9 – 9 об., 10, 12–15, 17, 18 – 18об.).

(Из кн.: Духовенство Смоленской епархии в гонениях конца 1917 – начала 1919 года. [Архангельск], 2013. С. 184–187)

В 1915 г. в заметке, посвященной празднованию Пасхи, священник Михаил Крастелев писал:
«Нет в году дня, которого с таким нетерпением все ожидали бы и к которому так готовились бы; нет в году дня, который бы столько веселил и радовал нашу душу, как этот Светлый Великий День.

Как только в этот день услышишь первый удар колокола к заутрени, — сердце невольно так и забьется от радости. Когда же на утрени пройдут вокруг церкви и запоют: "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси", — себя не помнишь от восторга. Невольно, при этом, взглянешь на небо, на звездочки Божии и как будто в каждой из них так и видишь ангелов, вместе с нами воспевающих Воскресение Христово. А как запоют в первый раз: "Христос Воскресе", — Боже, какою радостью, каким восторгом переполняется тогда сердце наше!

Отчего же так весело и так радостно нам в этот Светлый День? Оттого, что в этот день Спаситель наш Иисус Христос даровал великие блага: Он победил смерть, разрушил ад, отнял власть над людьми у диавола и отверз верующим в Него вход в Царство Небесное».

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию