Елисеев Ефрем Константинович, протоиерей
Противомусульманский миссионер, проповедник
- Дата рождения: 1867 или 1868
- Место рождения: Казанская губ., Мамадышский уезд, с. Шеморбаш
- Дата смерти: 2.10.1917
- Место смерти: Сырдарьинская обл., г. Ташкент
Родственники
- отец — Елисеев Константин (ум. в 1897)
- мать — ум. в 1897
- сестра — Комисарова (Елисеева) N. Константиновна (ум. не позднее 1904)
- зять — Комисаров Евдоким Иванович, священник
- жена — Елисеева Анна Стратониковна (род. в 1867 или 1868, ум. не ранее 1912), получила образование в Казанской центральной крещено-татарской школе
- дочь — Елисеева Александра Ефремовна (род. 28.10.1890). В 1911–1912 учеб. году обучалась в Санкт-Петербурге на Высших женских курсах
- дочь — Елисеева Мария Ефремовна (род. 24.3.1895). В 1911 состояла учительницей во второклассной школе г. Березова Тобольской губ.
- сын — Елисеев Леонид Ефремович (род. 9.3.1900). В 1911–1912 учеб. году обучался во 2-м классе Тобольского духовного училища
- дочь — Елисеева Зоя Ефремовна (28.4.1905 – не ранее 1912)
- дочь — Елисеева Валентина Ефремовна (14.6.1908 – не ранее 1912)
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Фотографии
Другие сведения
Отец Ефрем происходил из старокрещенных татар Казанской губернии. Владел татарским, киргизским и арабским языками.
По окончании двухгодичных миссионерских курсов при Казанской духовной академии, 12 апреля 1892 был назначен миссионером Киргизской духовной миссии Томской епархии и 25 июля прибыл к месту служения — в казачий поселок Буконский, расположенный в юго-восточной части Семипалатинской области. Здесь отец Ефрем нашел обширное поле для миссионерской деятельности: 95 тыс. мусульман, «охраняемых аульными и волостными муллами и фанатичными татарами из Казани, поселившимися среди киргизов под именем чалоказаков», на пространстве в 55 тыс. кв. верст [1]. Множество раз он выезжал с проповедью слова Божия в киргизскую степь, посещал аулы, летние кочевья киргизов, а также и переселенческие поселки из крестьян внутренних губерний европейской России. Наряду с религиозными беседами, при случае, давал инородцам и житейские советы, как вести оседлое сельское хозяйство и проч.
В декабре 1893 отец Ефрем открыл в поселке Буконском для новокрещенных киргизских детей миссионерскую школу по программе одноклассных церковно-приходских школ. Первоначально она размещалась в миссионерском доме, а с 6 октября 1894 занятия стали проходить в специально выстроенной для школы избе. В 1894–1895 учеб. году в школе обучалось 15 детей обоего пола.
В 1894 при Буконской Никольской церкви начало действовать приходское попечительство, целью которого являлось удовлетворение нужд церковной школы, поддержание певческого хора, помощь бедным новокрещенным и т. п. 20 октября 1897 почетным членом попечительства был избран Кронштадтский протоиерей отец Иоанн Сергиев, ввиду неоднократных оказанных им значительных пособий Буконской церкви.
Трудами отца Ефрема 6 октября 1896 для новокрещенных киргизов в степи был основан особый поселок Преображенский. Сюда планировалось перенести в дальнейшем из Буконского поселка резиденцию миссионера. Летом 1897 была начата заготовка леса для строительства в поселке Преображенском церкви, школы и дома для учителя. В декабре этого же года отец Ефрем стал председателем новообразованного Преображенского миссионерского попечительства. 3 мая 1898 первая в киргизской степи миссионерская церковь была заложена, а 18 октября освящена во имя вмч. Пантелеимона Целителя. По свидетельству отца Ефрема, «новоустроенный храм по наружной красоте своей, по благолепию внутреннему и по обилию света принадлежит к лучшим храмам многих сел Сибири» [2]. Ко времени освящения церкви в новокрещенском поселке были уже построены часовня, школа, квартира миссионера и др. миссионерские здания. Отец Ефрем указывал на важность устройства отдельного новокрещенского поселка: «Для окружающих киргиз будет теперь очевидно, что крещенных их сородичей не удаляют куда-нибудь и не приписывают в разбивку к каким-нибудь русским обществам, но что все они остаются тут же на родине, в той же местности, где прежде жили, и возвращаются к своим обычным занятиям. Это очень важно для киргизов» [3].
В период с 1892 по 1899 миссионером было обращено из магометантства 306 человек, собрано до 20 тыс. руб. пожертвований [4].
События восьмилетнего служения в Буконском стане были изложены отцом Ефремом в книге «Записки миссионера Буконского стана Киргизской миссии за 1892-1899 гг.», изданной в Санкт-Петербурге в 1900 году, по совету и при материальной поддержке обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева, Санкт-Петербургского митрополита Антония (Вадковского) и отца Иоанна Кронштадтского.
По постановлению Совета общества восстановления православного христианства на Кавказе 20 января 1898 был избран пожизненным членом общества.
В 1901 отец Ефрем поступил на должность миссионера вновь открытой в Тобольской епархии «в виде опыта» противомусульманской миссии (в 1906 миссия была переименована в «Тобольскую центральную миссию» и в ведение ее вошли не только мусульмане, но и все инородцы епархии, кроме ее северной части). Из-за недостаточности получаемого содержания вынужден был состоять на епархиальной службе с совмещением должностей по миссии [5].
В 1904 сопровождал епископа Тобольского и Сибирского Антония (Каржавина) в его поездке в с. Обдорск Березовского уезда (ныне г. Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа).
Ввиду активной пропаганды магометанства через издательскую деятельность, начавшейся после Высочайшего манифеста о веротерпимости, Тобольская центральная миссия приступила к изданию книг «специально противомусульманского характера» [6]. В 1906 с целью «приобщить иноплеменные русские народности к началам общерусской культуры и гражданственности» причтам Тобольской епархии для распространения на местах служения была бесплатно разослана «Русско-татарская азбука» [7]. В этом же году в Синодальной типографии началось печатание (на двух языках и тремя шрифтами) книги отца Ефрема «О единой истинной вере», продолжавшееся из-за различных трудностей до 1910 года. Отец Ефрем писал: «Совершенное отсутствие общедоступных проповеднических трудов по обличению мохаммеданства и уяснению превосходства христианства побудило меня и дало мне смелость решиться изложить это в пределах, доступных скромным моим силам» [8]. В 1907 вышла в свет автобиография ученого мусульманина Имадеддина, обратившегося в христианство, «Имадеддин : (Столп веры)...», переданная отцу Ефрему для перевода выдающимся миссионером Н. И. Ильминским (1822–1891) [9].
Согласно указу Святейшего Синода № 22832 от 7 декабря 1910 священнику было выдано единовременное пособие в размере 200 руб. «за труды по изданию книги "О единой истинной вере" ... и за труды по переводу книг противомусульманского религиозно-нравственного содержания».
Выступал с докладами на миссионерский съездах, проходивших в 1910 в г. Казани (13–26 июня) и г. Иркутске (24 июля–5 августа).
В июле 1912 отец Ефрем принял предложение занять должность противомусульманского миссионера в Туркестанском крае, 12 октября прибыл в г. Ташкент. Новый район деятельности миссионера состоял из Туркестанского генерал-губернаторства (1,5 млн. кв. верст) с населением ок. 10 млн. человек (90 % из которых составляли мусульмане), с массой мактабов (школ), медресе (высших мусульманских богословских школ) и мечетей (346 в одном только Ташкенте). «Несомненно много и много нужно деятелей, а не миссию в лице одного миссионера; нужно открыть миссию в несколько станов» [10], — справедливо отмечал миссионер. Для расширения дела миссии, с разрешения епархиального начальства, он собирался пригласить сотрудников из крещенных татар Волжско-Камского края. В нач. 1916 отец Ефрем разработал проект миссионерского стана в Ташкенте, в церкви которого совершалось бы богослужение на местных языках, но его устройство было прервано революцией.
Для проповеди христианского вероучения отец Ефрем посещал ташкентские мечети, базары, чайханы, караван-сараи, вокзал для встречи мусульманских паломников, возвращающихся из Мекки, выезжал в кишлаки и аулы. «Отрадным явлением в жизни миссии был приезд из Мерва в Ташкент после такой беседы ученого по мусульмански туземца Матеда Гатидова для принятия крещения. По надлежащем подготовлении он был окрещен 8 октября с наречением имени Михаил» [11], — отмечалось в отчете Туркестанского епархиального комитета Православного миссионерского общества за 1915 год.
С 1913 миссионер неоднократно проводил публичные беседы с представителями мусульманской секты бахаистов [12], по приглашению последних.
Отец Ефрем не оставлял занятий по переводу книг религиозно-нравственного и противомусульманского содержания содержания на местные языки. В 1913 он подготовил к изданию на русском и сартском языках рукопись «Первоначальные сведения о православной христианской вере, сообщаемые готовящемуся к крещению» (отпечатана в 1916 в Петрограде).
Предметом заботы отца Ефрема были также и печальные факты сожительства русских женщин с сартами и переход их в ислам. Он предлагал открыть в Ташкенте «Общество защиты женщин», призванное «поддерживать уровень нравственности и чести русских женщин, подпавших под влияние мусульман-туземцев» [13].
В 1912 миссионером было крещено 3 человека, в 1913 — 3, в 1914 — 9, в 1915 — 18, в 1916 — 12 человек [14].
Миссионерская деятельность отца Ефрема нередко была сопряжена с опасностью гибели от рук фанатичных мусульман. Когда в Зайсане им было крещено киргизское семейство, 27 татар поклялись убить его и новокрещенных. Убийцы договорились по очереди дежурить с револьвером день и ночь, подстерегая намеченные жертвы. В первый же день один из новокрещенных был ими застрелен, а отца Ефрема спас Промысл Божий: он должен был немедленно выехать из Зайсана в Кокпекты, по случаю отъезда оттуда местного священника [15].
Скончался в ночь со 2-го на 3-е октября 1917 после продолжительной и тяжелой болезни.
__________________________________________________
[1] Записки миссионера Буконского стана Киргизской миссии за 1892-1899 гг. С. 151
[2] Там же. С. 131
[3] Там же. С. 139
[4] Клировые ведомости церквей г. Тобольска, Тобольского и Березовского уездов, 1911 г.
[5] О положении инородческого просвещения Тобольской епархии. Доклад... С. 63, 64
[6] От Тоб. противомусульманской миссии : (О переименовании ее в «Тобольскую центральную миссию»)
[7] От Тобольской противомусульманской миссии : (О русско-татарской азбуке). С. 472
[8] От Тобольской миссии : (Издание книги: «О единой истинной вере»). С. 278
[9] От Тобольской миссии : [правда о бывшем священнике Громове]. С. 122
[10] Учреждение противомусульманской миссии в Туркестанской епархии. С. 357.
[11] Отчет Туркестанского епархиального комитета Православного миссионерского общества за 1915-й год // Туркестанские епархиальные ведомости. 1916. № 6, часть неофиц. с. 125
[12] Бахаисты, или бабисты - мусульманская секта, основанная Али-Мохаммедом, прозванном Бабом («дверь истины»), казненным в 1849 в Тавризе; реформаторы, восстающие против преклонения букве Корана, обрядностей, подчиненного положения женщины и деспотического управления
[13] Туркестанская противомусульманская миссия... // Туркестанские епархиальные ведомости. 1914. № 17, часть неофиц. С. 446
[14] Отчет Туркестанского епархиального комитета Православного миссионерского общества за 1916 год // Туркестанские епархиальные ведомости. 1917. № 13, часть неофиц. С. 202
[15] Учреждение противомусульманской миссии в Тобольской епархии. С. 3–4
Архивные источники
-
Клировые ведомости церквей г. Тобольска, Тобольского и Березовского уездов, 1911 г. // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И156. Оп. 19. Д. 328. Л. 40 об. – 49 об.
Сочинения
-
Записки миссионера Буконского cтана Киргизской миссии за 1900 год, [ныне Тобольского епархиального миссионера] / Свящ.-миссионер Ефрем Елисеев. Санкт-Петербург : тип. А. Г. Фарбера, 1901. 40 с.
-
Записки миссионера за 1901 год / Тобольск. епарх. миссионер свящ. Ефрем Елисеев. Санкт-Петербург, 1902. 70 с.
-
Записки миссионера за 1902 год / Тобольск. епарх. миссионер свящ. Ефрем Елисеев. Санкт-Петербург, 1902. 63 с.
-
Икона св. великомученика и целителя Пантелеимона в Буконском стане Киргизской миссии / сост. Буконский миссионер, свящ. Ефрем Елисеев. Санкт-Петербург : Тип. С.-Петербургскаго акц. об-ва печ. дела Е. Евдокимов, 1900. 8, [2] с. : ил.
-
Иоанно-Введенский монастырь в г. Тобольске / Миссионер-свящ. Е. Елисеев ; Иоанно-Введенский монастырь (Тобольск). Санкт-Петербург : тип. А. Г. Фарбера, 1903. 10 с. : ил.
-
Истинная христианская вера есть вера православная / Сост. миссионер-свящ. Е. Елисеев. Тобольск : Тип. епарх. братства, 1908. 8 с.
-
Миссионерские съезды: в г. Казани (13–26 июня 1910 г.) и г. Иркутске (24 июля–5 авг. 1910 г.) : приложение к «Тобольским епархиальным ведомостям» № 6 за 1911 г. / Сост. свящ. Е. Елисеев
-
О единой истинной вере : Миссионерско-христианская апологетика : На рус. яз. и на наречии татар Тобол. губ. : С 5-ю рис., тремя текстами и двумя алфавитами — рус. и араб. / Миссионер-свящ. Ефрем Елисеев. Санкт-Петербург : Синод. тип., 1910. IV, 285 с., вкл. обл., 5 л. ил.
-
Об Иисусе Христе и Мухаммеде : На русском и татарском яз. / Священник Ефрем Елисеев. Тобольск, 1905
-
Первоначальные сведения о православной христианской вере, сообщаемые готовящемуся ко Святому Крещению : На рус. и сарт. яз. Туркест. края, тремя текстами и двумя алфавитами — рус. и араб. / Туркест. епарх. миссионер-проповедник прот. Ефрем Елисеев. Петроград, 1916. 39 с.
-
Первоначальные сведения о православной христианской вере, сообщаемые татарину Тобольской губернии, готовящемуся ко Святому Крещению : На рус. яз. и наречии татар Тобол. губ. 2-е изд. миссионера-свящ. Ефрема Елисеева. Санкт-Петербург : тип. А. Г. Фарбера, 1903. 51 с.