Елисеев Ефрем Константинович, протоиерей

Противомусульманский миссионер, проповедник

Родственники

  • отец  —  Елисеев Константин (ум. в 1897)
  • мать  —  ум. в 1897
  • сестра  —  Комисарова (Елисеева) N. Константиновна (ум. не позднее 1904)
  • зять  —  Комисаров Евдоким Иванович, священник
  • жена  —  Елисеева Анна Стратониковна (род. в 1867 или 1868, ум. не ранее 1912), получила образование в Казанской центральной крещено-татарской школе
  • дочь  —  Елисеева Александра Ефремовна (род. 28.10.1890). В 1911–1912 учеб. году обучалась в Санкт-Петербурге на Высших женских курсах
  • дочь  —  Елисеева Мария Ефремовна (род. 24.3.1895). В 1911 состояла учительницей во второклассной школе г. Березова Тобольской губ.
  • сын  —  Елисеев Леонид Ефремович (род. 9.3.1900). В 1911–1912 учеб. году обучался во 2-м классе Тобольского духовного училища
  • дочь  —  Елисеева Зоя Ефремовна (28.4.1905 – не ранее 1912)
  • дочь  —  Елисеева Валентина Ефремовна (14.6.1908 – не ранее 1912)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Казанская центральная крещено-татарская школа
Казанская (инородческая) учительская семинария
Миссионерские курсы при Казанской духовной академии
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

12.4.1892
рукоположен во священника архиепископом Казанским и Свияжским Павлом (Лебедевым) в Благовещенском соборе г. Казани
14.5.1912
возведен в сан протоиерея епископом Челябинским Дионисием (Сосновским), временно управляющим Тобольской и Сибирской епархией, в кафедральном соборе г. Тобольска (награжден к 6 мая — дню рождения Государя Императора, «во внимание к отлично-усердной службе»)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1886
1890
Казанская губ., Лаишевский уезд, д. Ташкирмень, учитель в школе Министерства Народного Просвещения
12.4.1892
1.6.1901
Омская и Семипалатинская епархия, Семипалатинская обл., Усть-Каменогорский уезд, Киргизская духовная миссия, Преображенский (Буконский) стан, священник, миссионер. Попечитель и законоучитель Буконской казачьей школы, с 1895 — заведующий и законоучитель Преображенской миссионерской церковно-приходской школы. Определением епархиального начальства от 13–15.11.1893 утвержден в должности духовника для причтов Кокпектинской и Зайсанской церквей с 17.11.1893. С осени 1894 некоторое время исполнял также обязанности миссионера Большенарымского стана. В 1897–1898 — председатель Комитета по постройке Преображенской миссионерской церкви. С дек. 1897 — председатель Преображенского миссионерского попечительства. Весной 1898 временно заведовал Кокпектинским приходом
11.9.1901
5.10.1907
Тобольская и Сибирская епархия, Тобольская губ., Иоанно-Введенский женский монастырь, священник (2-й священник). С 01.06.1901 — миссионер Тобольской центральной (до 1906 — противомусульманской) духовной миссии. Заведующий и законоучитель монастырской одноклассной церковно-приходской школы. С 30.01.1906 — член Совета епархиального Димитриевского братства
5.10.1907
28.8.1912
Тобольская и Сибирская епархия, г. Тобольск, Софийско-Успенский кафедральный собор, протоиерей (до 14.05.1912 — священник), миссионер Тобольской центральной духовной миссии. Член Совета епархиального Димитриевского братства. С 11.09.1909 — сверхштатный член Тобольского епархиального училищного совета
28.8.1912
2.10.1917
Туркестанская и Ташкентская епархия, Сырдарьинская обл., г. Ташкент, Иосифо-Георгиевский собор, протоиерей, епархиальный противомусульманский миссионер-проповедник (назначен исполняющим обязанности Указом Святейшего Синода № 13010 от 28.08.1912). Действительный член епархиального комитета Православного миссионерского общества, Туркестанского общества религиозно-нравственного просвещения. С осени 1915 — член комиссии по помощи православным беженцам с театра военных действий
Показать все

Награды

27.9.1894
архипастырское благословение (с выдачей грамоты) «за весьма полезную и усердную службу»
1.3.1896
право ношения набедренника
1896
медаль «В память царствования Императора Александра III»
3.2.1898
орден св. Анны 3-й степени
26.5.1899
право ношения скуфьи
8.1.1903
архипастырское благословение с усердием и пользой потрудившемуся в школьном деле в 1901–1902 учеб. году (постановление Тобольского епархиального училищного совета № 62 от 30.12.1902)
20.5.1903
право ношения камилавки, награжден «за отлично-усердную и полезную миссионерскую деятельность»
6.5.1907
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого
26.6.1917
право ношения палицы
Показать все

Другие сведения

Отец Ефрем происходил из старокрещенных татар Казанской губернии. Владел татарским, киргизским и арабским языками.

По окончании двухгодичных миссионерских курсов при Казанской духовной академии, 12 апреля 1892 был назначен миссионером Киргизской духовной миссии Томской епархии и 25 июля прибыл к месту служения — в казачий поселок Буконский, расположенный в юго-восточной части Семипалатинской области. Здесь отец Ефрем нашел обширное поле для миссионерской деятельности: 95 тыс. мусульман, «охраняемых аульными и волостными муллами и фанатичными татарами из Казани, поселившимися среди киргизов под именем чалоказаков», на пространстве в 55 тыс. кв. верст [1]. Множество раз он выезжал с проповедью слова Божия в киргизскую степь, посещал аулы, летние кочевья киргизов, а также и переселенческие поселки из крестьян внутренних губерний европейской России. Наряду с религиозными беседами, при случае, давал инородцам и житейские советы, как вести оседлое сельское хозяйство и проч.

В декабре 1893 отец Ефрем открыл в поселке Буконском для новокрещенных киргизских детей миссионерскую школу по программе одноклассных церковно-приходских школ. Первоначально она размещалась в миссионерском доме, а с 6 октября 1894 занятия стали проходить в специально выстроенной для школы избе. В 1894–1895 учеб. году в школе обучалось 15 детей обоего пола.

В 1894 при Буконской Никольской церкви начало действовать приходское попечительство, целью которого являлось удовлетворение нужд церковной школы, поддержание певческого хора, помощь бедным новокрещенным и т. п. 20 октября 1897 почетным членом попечительства был избран Кронштадтский протоиерей отец Иоанн Сергиев, ввиду неоднократных оказанных им значительных пособий Буконской церкви.

Трудами отца Ефрема 6 октября 1896 для новокрещенных киргизов в степи был основан особый поселок Преображенский. Сюда планировалось перенести в дальнейшем из Буконского поселка резиденцию миссионера. Летом 1897 была начата заготовка леса для строительства в поселке Преображенском церкви, школы и дома для учителя. В декабре этого же года отец Ефрем стал председателем новообразованного Преображенского миссионерского попечительства. 3 мая 1898 первая в киргизской степи миссионерская церковь была заложена, а 18 октября освящена во имя вмч. Пантелеимона Целителя.  По свидетельству отца Ефрема, «новоустроенный храм по наружной красоте своей, по благолепию внутреннему и по обилию света принадлежит к лучшим храмам многих сел Сибири» [2]. Ко времени освящения церкви в новокрещенском поселке были уже построены часовня, школа, квартира миссионера и др. миссионерские здания. Отец Ефрем указывал на важность устройства отдельного новокрещенского поселка: «Для окружающих киргиз будет теперь очевидно, что крещенных их сородичей не удаляют куда-нибудь и не приписывают в разбивку к каким-нибудь русским обществам, но что все они остаются тут же на родине, в той же местности, где прежде жили, и возвращаются к своим обычным занятиям. Это очень важно для киргизов» [3].

В период с 1892 по 1899 миссионером было обращено из магометантства 306 человек, собрано до 20 тыс. руб. пожертвований [4].

События восьмилетнего служения в Буконском стане были изложены отцом Ефремом в книге «Записки миссионера Буконского стана Киргизской миссии за 1892-1899 гг.», изданной в Санкт-Петербурге в 1900 году, по совету и при материальной поддержке обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева, Санкт-Петербургского митрополита Антония (Вадковского) и отца Иоанна Кронштадтского.

По постановлению Совета общества восстановления православного христианства на Кавказе 20 января 1898 был избран пожизненным членом общества.

В 1901 отец Ефрем поступил на должность миссионера вновь открытой в Тобольской епархии «в виде опыта» противомусульманской миссии (в 1906 миссия была переименована в «Тобольскую центральную миссию» и в ведение ее  вошли не только мусульмане, но и все инородцы епархии, кроме ее северной части). Из-за недостаточности получаемого содержания вынужден был состоять на епархиальной службе с совмещением должностей по миссии [5].

В 1904 сопровождал епископа Тобольского и Сибирского Антония (Каржавина) в его поездке в с. Обдорск Березовского уезда (ныне г. Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа).

Ввиду активной пропаганды магометанства через издательскую деятельность, начавшейся после Высочайшего манифеста о веротерпимости, Тобольская центральная миссия приступила к изданию книг «специально противомусульманского характера» [6]. В 1906 с целью «приобщить иноплеменные русские народности к началам общерусской культуры и гражданственности» причтам Тобольской епархии для распространения на местах служения была бесплатно разослана «Русско-татарская азбука» [7]. В этом же году в Синодальной типографии началось печатание (на двух языках и тремя шрифтами) книги отца Ефрема «О единой истинной вере», продолжавшееся из-за различных трудностей до 1910 года. Отец Ефрем писал: «Совершенное отсутствие общедоступных проповеднических трудов по обличению мохаммеданства и уяснению превосходства христианства побудило меня и дало мне смелость решиться изложить это в пределах, доступных скромным моим силам» [8]. В 1907 вышла в свет автобиография ученого мусульманина Имадеддина, обратившегося в христианство, «Имадеддин : (Столп веры)...», переданная отцу Ефрему для перевода выдающимся миссионером Н. И. Ильминским  (1822–1891) [9].

Согласно указу Святейшего Синода № 22832 от 7 декабря 1910 священнику было выдано единовременное пособие в размере 200 руб. «за труды по изданию книги "О единой истинной вере" ... и за труды по переводу книг противомусульманского религиозно-нравственного содержания».

Выступал с докладами на миссионерский съездах, проходивших в 1910 в г. Казани (13–26 июня) и г. Иркутске (24 июля–5 августа).

В июле 1912 отец Ефрем принял предложение занять должность противомусульманского миссионера в Туркестанском крае, 12 октября прибыл в г. Ташкент. Новый район деятельности миссионера состоял из Туркестанского генерал-губернаторства (1,5 млн. кв. верст) с населением ок. 10 млн. человек (90 % из которых составляли мусульмане), с массой мактабов (школ), медресе (высших мусульманских богословских школ) и мечетей (346 в одном только Ташкенте). «Несомненно много и много нужно деятелей, а не миссию в лице одного миссионера; нужно открыть миссию в несколько станов» [10], — справедливо отмечал миссионер. Для расширения дела миссии, с разрешения епархиального начальства, он собирался пригласить сотрудников из крещенных татар Волжско-Камского края. В нач. 1916 отец Ефрем разработал проект миссионерского стана в Ташкенте, в церкви которого совершалось бы богослужение на местных языках, но его устройство было прервано революцией.

Для проповеди христианского вероучения отец Ефрем посещал ташкентские мечети, базары, чайханы, караван-сараи, вокзал для встречи мусульманских паломников, возвращающихся из Мекки, выезжал в кишлаки и аулы. «Отрадным явлением в жизни миссии был приезд из Мерва в Ташкент после такой беседы ученого по мусульмански туземца Матеда Гатидова для принятия крещения. По надлежащем подготовлении он был окрещен 8 октября с наречением имени Михаил» [11], — отмечалось в отчете Туркестанского епархиального комитета Православного миссионерского общества за 1915 год.

С 1913 миссионер неоднократно проводил публичные беседы с представителями мусульманской секты бахаистов [12], по приглашению последних.

Отец Ефрем не оставлял занятий по переводу книг религиозно-нравственного и противомусульманского содержания содержания на местные языки. В 1913 он подготовил к изданию на русском и сартском языках рукопись «Первоначальные сведения о православной христианской вере, сообщаемые готовящемуся к крещению» (отпечатана в 1916 в Петрограде).

Предметом заботы отца Ефрема были также и печальные факты сожительства русских женщин с сартами и переход их в ислам. Он предлагал открыть в Ташкенте «Общество защиты женщин», призванное «поддерживать уровень нравственности и чести русских женщин, подпавших под влияние мусульман-туземцев» [13].

В 1912 миссионером было крещено 3 человека, в 1913 — 3, в 1914 — 9, в 1915 — 18, в 1916 — 12 человек [14].

Миссионерская деятельность отца Ефрема нередко была сопряжена с опасностью гибели от рук фанатичных мусульман. Когда в Зайсане им было крещено киргизское семейство, 27 татар поклялись убить его и новокрещенных. Убийцы договорились по очереди дежурить с револьвером день и ночь, подстерегая намеченные жертвы. В первый же день один из новокрещенных был ими застрелен, а отца Ефрема спас Промысл Божий: он должен был немедленно выехать из Зайсана в Кокпекты, по случаю отъезда оттуда местного священника  [15].

Скончался в ночь со 2-го на 3-е октября 1917 после продолжительной и тяжелой болезни.

__________________________________________________

[1] Записки миссионера Буконского стана Киргизской миссии за 1892-1899 гг. С. 151

[2] Там же. С. 131

[3] Там же. С. 139

[4] Клировые ведомости церквей г. Тобольска, Тобольского и Березовского уездов, 1911 г.

[5] О положении инородческого просвещения Тобольской епархии. Доклад... С. 63, 64

[6] От Тоб. противомусульманской миссии : (О переименовании ее в «Тобольскую центральную миссию»)

[7] От Тобольской противомусульманской миссии : (О русско-татарской азбуке). С. 472

[8] От Тобольской миссии : (Издание книги: «О единой истинной вере»). С. 278

[9] От Тобольской миссии : [правда о бывшем священнике Громове]. С. 122

[10] Учреждение противомусульманской миссии в Туркестанской епархии. С. 357.

[11] Отчет Туркестанского епархиального комитета Православного миссионерского общества за 1915-й год // Туркестанские епархиальные ведомости. 1916. № 6, часть неофиц. с. 125

[12] Бахаисты, или бабисты - мусульманская секта, основанная Али-Мохаммедом, прозванном Бабом («дверь истины»), казненным в 1849 в Тавризе; реформаторы, восстающие против преклонения букве Корана, обрядностей, подчиненного положения женщины и деспотического управления

[13] Туркестанская противомусульманская миссия... // Туркестанские епархиальные ведомости. 1914. № 17, часть неофиц. С. 446

[14] Отчет Туркестанского епархиального комитета Православного миссионерского общества за 1916 год // Туркестанские епархиальные ведомости. 1917. № 13, часть неофиц. С. 202

[15] Учреждение противомусульманской миссии в Тобольской епархии. С. 3–4

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию