Гаряев Аркадий Николаевич, священник, священномученик
- Дата рождения: 16.1.1878
- Место рождения: Пермская губ., Екатеринбургский уезд, завод Верхнетуринский
- Дата смерти: 14.7.1918
- Место смерти: Пермская губ., Камышловский уезд, с. Боровское
Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором 20.8.2000 г., включен в списки Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода от 17.7.2002 г. Память совершается в день мученической кончины (1 июля/14 июля), Соборе Екатеринбургских святых (29 января/11 февраля), Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля)
Родственники
- отец — Гаряев Николай Алексеевич, священник
- мать — Гаряева Мария Ивановна
- жена — Гаряева Агриппина Евгеньевна (род. ок. 1883)
- сын — Гаряев Михаил Аркадьевич (род. 25.05.1903)
- сын — Гаряев Николай Аркадьевич (род. 10.03.1905)
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Фотографии
Ист.: Зауральские новомученики. С. 102 Священномученик Аркадий Гаряев с учениками воскресной школы.
Ист.: Зауральские новомученики. С. 100 Священномученик Аркадий Гаряев с вогулами. Ок. 1913.
Ист.: Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1914. № 37, прил. С. 13 Обретение мощей священномученика Аркадия Гаряева. У склепа с гробом. Cело Боровское, 10.6.2007.
Ист.: Священномученик Аркадий // Женский монастырь Похвалы Божией Матери Обретение мощей священномученика Аркадия Гаряева. Cело Боровское, 10.6.2007.
Ист.: Священномученик Аркадий // Женский монастырь Похвалы Божией Матери Перенесение ковчега с мощами священномученика Аркадия Гаряева в храм. Cело Боровское, 10.6.2007.
Ист.: Священномученик Аркадий // Женский монастырь Похвалы Божией Матери
Другие сведения
По национальности — мадьяр (венгр). После рукоположения во иерея был направлен с. Петропавловское. «Здесь, в Петропавловском приходе, отец Аркадий начинает свою миссионерскую деятельность по просвещению вогул. Приход отца Аркадия вместе с деревнями и населенными пунктами, которые были приписаны к его церкви Петра и Павла, занимал самую большую территорию в Екатеринбургской епархии, он включал в себя много деревень, некоторые из которых находились более чем в 100 верстах от Петропавловского села» (Житие пресвитера священномученика Аркадия Боровского (Гаряева)).
Спустя два года, его назначают священником походной Николаевской церкви, другими словами, миссионером, с содержанием от местного комитета Православного миссионерского общества. Будучи от природы человеком вдохновенным, отец Аркадий всей душой предался возложенному на него делу. Не взирая на все трудности, он посещал отдаленные поселения, чтобы совершить там таинства крещения, исповеди и причастия над людьми, годами остававшимися без духовного окормления.
Во время своих поездок, молодой пастырь старался вести путевые записи. В дальнейшем многие из них были напечатаны в Екатеринбургских епархиальных ведомостях. В этих небольших рассказах нет строго обдуманного плана. Пред нами встают картины из жизни, вырисовываются встреченные пастырем людские характеры. Но самое главное, через всю нить повествования сквозит личное, истинно христианское отношение автора ко всем тем явлениям, свидетелем которых он становиться. Приведем небольшой отрывок из этих записей:
«По пути я посетил одну юрту остяка Нерина, старика 110 лет, живущего с двумя сыновьями и внучатами, и самого кажется бедного из инородцев. Старик может объясняться по-русски, и я беседовал с ним о верованиях вообще инородцев и лично его. Из ответов его я вывел горькое заключение, что тьма еще царит в душах инородцев, — и мало там света, — лишь проблески малые, — вспыхивающие при напоминании о Боге, Христе, Николе (Чуд. Мирл.) и гаснущие тот час же под влиянием крепко держащего их в своей власти шаманизма. Старик сам все же более или менее истинно верующий, но остальные члены семьи, видимо, очень все еще мятутся в душе, не зная кто сильнее, Христос, или злой дух Шайтан, священник — служитель первого, — или шаман — служитель второго. Старику (он был болен) имеющему понятие о таинстве святого причащения, так как «емае патька Апанасей», (хороший батюшка) очевидно, живший в 70-х годах в Н. Ивделе иерей Афанасий Поздняков, давал причастия, — я посоветовал поговеть, объяснил, в чем заключается говение, и пообещал дать ему, как и "патька Апанасей" Причастия. Нужно отдать справедливость, он добросовестно и с усердием исполнил взятое на себя обязательство и на обратном пути, чистосердечно принеся покаяние Господу Богу, сподобился Святых Тайн» (Гаряев А., священник. Миссионерская поездка священника походной церкви).
Миссионерство, как и следовало ожидать, оказалось делом весьма нелегким. Но нужно отметить, что отец Аркадий умел признавать свои ошибки. Так в одном из своих отчетов комитету Православного миссионерского общества он писал: «Подводя в этом отчете итог годовой своей деятельности по должности походного священника, я должен открыто сознаться, что в числе массы ошибок, как новичок дела, я все же кое-что успел сделать для того, чтобы на следующий год прохождения службы он был для меня менее тернист, и хочется верить, что при поддержке комитета я не остановлюсь на полпути, не опущу рук в бессилии, а, напротив, выше, смелее над головой своей понесу среди ночи невежества светильник, имя которому учение Христово...» (Дамаскин (Орловский), игумен. Священномученик Аркадий (Гаряев)). В 1912 г. священник окончательно осознает непосильность для себя миссионерского дела (требующего не только ревности, но и крепко¬го здоровья) и подает прошение о переводе его на другое место.
Село Боровское, куда отец Аркадий был переведен в 1914 г. стало последним местом его служения. Именно здесь Господь сподобил его принять мученический венец. «14 июля 1918 г. отец Аркадий совершал в храме венчание. Обводя венчающихся вокруг аналоя, он вдохновенно пел, прославляя святых мучеников: "Святии мученицы, добре страдальчествовавшие и венчавшиеся, молитеся ко Господу помиловатися душам нашим". Звон церковных колоколов во время венчания привлек внимание въехавшего в село отряда красногвардейцев, и они, повернув к храму, спешились и вошли в него. Обвинив отца Аркадия в контрреволюции, красногвардейцы вывели его в ближайший овраг и велели вырыть могилу. Когда могила была готова, священнику приказали лечь в нее лицом вниз, после чего он был проколот шестью штыками. Красногвардейцы запретили хоронить священника, а тело его бросили в яму, куда сбрасывался падший скот. Отпевание замученного пастыря и погребение в склепе за алтарем Никольского храма состоялось уже после ухода красногвардейцев» (Дамаскин (Орловский), игумен. Священномученик Аркадий (Гаряев)).
Место захоронения священномученика было обнаружено спустя 70 лет в 1986 г. «Настоятель церкви Святителя Николая в селе Боровском... ныне почивший отец Николай Покровский благословил ископать "святой колодец" для остатков освященной воды. Когда наткнулись на кирпичную кладку гробницы на глубине двух метров, в воздухе распространилось обильное благоухание... После расспроса старых прихожан стало известно, что это могила о. Аркадия. Вскоре, благодаря данным Зарубежной Церкви, стала известна дата его мученической кончины» (Жизнеописание священномученика Аркадия Гаряева).
Всю свою жизнь священномученик Аркадий Гаряев писал стихи. Кроме своей художественной красоты, они замечательны тем, что будят сердце, заставляют задуматься о самом главном в жизни каждого человека. Мы видим в них неподражаемые живые образы, проникнутые самой трогательною искренностью. Одно из таких стихотворений называется «Новый год»:
Новый год. Мысли бьются толпою,
В голове и желаний неясных полна,
Замирает душа: там — в грядущем покоя,
Света жадно так хочет она.
Но темно там и холодом веет.
Неизвестность пугает, молчит
Так зловеще... Душа леденеет
И в испуге и страхе дрожит.
Рвется взор к пережитому, светлому;
Но его уже нет, — не вернуть
Даже горя и слез... Неизвестному
Нужно ввериться, перешагнуть.
Ту черту, что от света прошедшего
Отделила грядущего тьму, —
И идти, и узнать неизвестное,
Пережить, полюбить... Лишь тому,
Кто идет безбоязненно смело
В жизнь, не страшна грядущего тьма,
Пока живы в душе его вера,
И любовь, и надежда... Страшна
Даль грядущего тем, кто не верит,
Что за тьмой — там и свет и тепло,
Что там Бог — наш Отец — ярко светит
Всем звездой путеводной... Темно
Пусть вокруг... Но пока не угасла
Вера в сердце — нет страха. Грозят
Пусть несчастья, могила, — напрасны
Их угрозы... нет, им не отнять
У людей идеала бессмертья,
Что манит их, ведет за собой
Среди тьмы непроглядной безверья,
Среди стонов, средь трупов.. Толпой
Убегают сомненья... Спокойно
Стало так на душе, и полна
Веры, мира, любви и покоя
В тьму грядущего смотрит она.