Капустин Иван Леонтьевич, священник

Родственники

Показать всех

Образование

домашнее

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1.6.1818
рукоположен во диакона
4.7.1818
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
8.9.1805
4.7.1818
Пермская и Екатеринбургская епархия, Пермская губ., Шадринский уезд, с. Батуринское, Спасо-Преображенская церковь, дьячок
4.7.1818
1856
Пермская и Верхотурская епархия, Пермская губ., Шадринский уезд, с. Батуринское, Спасо-Преображенская церковь, священник
Показать все

Другие сведения

«...Дьячок Иоанн Леонтиев Капустин родился в 1793 году сентября 25 числа, следовательно, от роду ему ныне — 24... В гимназии не обучался... имеет родственников при сей церкви: имеет дядю вышеописанного дьякона [Иоанна Андреевича Хаймина. — Ред.], а в городе Камышлове родителя — протоиерея, расстоянием в 120 верстах, в слободе Маслянской — благочинного сродного брата, в 30 верстах и в слободе Воскресенской в 30 же верстах — двух сродных же братий — священника и дьячка... У него жена Марья Григорьева, поповская дочь, родилась в 1794 году генваря 26 числа, следовательно, от роду ей ныне — 23. У них дети: Платон, родился в 1816 году марта 31 числа, следовательно, от роду ему ныне — 1. Андрей родился сего 1817 года августа 12 числа, следовательно, от роду ему ныне — 4 мца [так в документе. — Ред.]» (Клировая ведомость Спасо-Преображенской церкви с. Батуринского Шадринского уезда за 1817 г. // Государственный архив в г. Шадринске. Ф. 401. Оп. 1. Д. 6. Л. 1 об. – 3).

В «Справочной книге всех окончивших курс Пермской Духовной Семинарии» в 1828 году числится священник с. Батуринского Шадринского уезда, умерший в 1865 году. Эта запись сделана ошибочно. О том, что отец Иоанн не получил семинарского образования свидетельствуют воспоминания его сыновей — Михаила и архимандрита Антонина (Капустина). В клировой ведомости с. Батурино за 1824 год содержится следущая характеристика отца Иоанна: «В чтении, пении, письме и знании церковного устава и катехизиса и архипастырских увещаний — исправен, к произношению поучений — способен, в семинарии не обучался, поведения хорошего, здоров, в праздничные, воскресные и торжественные дни, службу во святую Четыредесятницу, Преждеосвященные Литургии, мирские требы, молебствия и по царским фамилиям панихиды исправляет. Домостроительство: небольшое скотоводство и птицеводство» (От Зауралья до Иерусалима ... С. 141). И сама дата окончания семинарии говорит об ошибке. До 1917 года семинаристы не могли жениться до окончания семинарии, а венчание Ивана Леонтьевича и Марии Григорьевны состоялось 14.2.1815 года.

«Замечательный представитель духовенства своего времени. Без специального образования, обученный грамоте у сельского дьячка, вскормленный "ругою и требами", возросший в более чем скромной, чтобы не сказать нищей, обстановке священнического дома нашего далекого захолустья, о. Иоанн Леонтьевич являлся исключительным типом русского сельского священника, доброго пастыря, печальника и молитвенника своей обездоленной, страждущей, забитой паствы. Недостаток специального систематического образования в семинарии не мешал, однако, таким батюшкам быть истинными просветителями своей темной среды, настоящими тихими, невидными апостолами в удаленных от всех центров медвежьих углах нашей отчизны. Смиренное несение своего служения, постоянный молитвенный подвиг, быт, наследованный от дедов и прадедов, укрепляли дух и просветляли внутренний облик таких служителей алтаря» (Киприан (Керн), архимандрит. Отец Антонин Капустин ... С. 12).

Его сына, архимандрита Антонина (Капустина), настоятеля русской посольской церкви в Афинах, «назначают 1 октября 1853 года членом строительного комитета, но, в сущности, с первых же дней он инициатор и душа всего дела. Нужно было изучить, продумать все до мельчайших подробностей, обсудить, чтобы не допустить никаких оплошностей или ошибки. Ктитор с головой уходит в свое дело. Проснулась фамильная капустинская черта — любовь к строению церквей. Он пишет домой в Батурино [Батуринское]. Несколько как будто и с неудовольствием отнесся к такому предприятию о. Иоанн Леонтьевич. В своем письме от 12 сентября 1851 года удивляется, что "он как будто вечно хочет остаться в Греции, что ему подумалось купить дачу в чужой земле и строить церковь на ней... да и капитал где такой найти при такой дороговизне, еще какой у нас и не слыхано, и не опасны ли слова Спасителя, и не боишься ли события их на себе". А в следующем письме (6 февраля 1852 года) пишет: "С чьего позволения или согласия начали возобновлять развалившийся храм. Сие дело я одобряю и благословляю: тебе оставлен есть нищий (развалившийся храм Божий), сиру ты буди помощник. Благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князя, кольми паче на деньги... Бог благословит и совершит дело доброе, начатое тобой, Он же даст и денег на совершение... Когда отстроишь и украсишь храм Божий, тогда, может быть, и я буду свободен прийти на его освящение или, когда Господь повелит, приеду сосчитаю остатки твоих денег, и вместе с тобой будем отливать благовестной колокол для колокольни батуринской, в память вечную рода нашего". Еще раз пишет (12 декабря 1852 года): "поможет Вам Господь возобновить и украсить древний храм...", — и добавляет: "И пусть посмотрят и узнают греки, что и русские любят Бога..."» (Киприан (Керн), архимандрит. Отец Антонин Капустин ... С. 69–70).

Когда в Батуринском узнали о путешествии в Рим отца Антонина, «то и вовсе руками развели, долго качали головой и остались крайне удивлены... о. Иоанн пишет (16 марта 1853 года): "...изумились и дивились тому, что ты в Риме. Какими судьбами и для чего ему быть в Риме, уж не бес ли его завес туда, как св. Иоанна Новгородского? Ну уж смел ты, право, и нежалостлив на деньжонки. Кто думал, что мой Андрей будет жить в такой от нас ужасной дали и ездить по чужим землям и плавать по чужим морям синим? Ай, же ты черная наша пташка! Дядя архиерей говорит: "Ни за что бы меня не вынудили странствовать по чужим странам". Мы с ним дома любим жить на родине» (Киприан (Керн), архимандрит. Отец Антонин Капустин ... С. 75).

31 января 1861 года, по ходатайству Императорской Миссии в Афинах, архимандриту Антонину разрешили передать своему отцу, священнику Иоанну Капустину, пожалованный ему в 1850 году золотой миссионерский крест. «Воспитанный "ругою" и "требами", я имел всю  печальную возможность видеть, — пишет о. Антонин, — как после оплакиваемой кончины (в 1865 г.) воспитавшего меня, остался только деревянный дом (на пригорке) с рябинным садиком и огородом при нем, и положительно ничего более. А между тем, приход, питавший семью нашу, состоял, думаю, именно из 850 домов, если не более» (Дмитриевский А. А. Русская Духовная Миссия ... С. 397). 


В оформлении биографической страницы использовались, сведения, предоставленные исследователем Николаем Сергеевым.

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию