Мальцев Александр Афиногенович, священник

Родственники

  • дед  —  Сиземский Ираклион Николаевич, дьячок
  • отец  —  Мальцев Афиноген Васильевич, диакон
  • мать  —  Мальцева (Сиземская) Александра Ираклионовна (1838–1911)
  • жена  —  Мальцева (Лыскова) Надежда Прокопьевна (ум. в 1913). Училась в Вологодском епархиальном женском училище и повивальной школе при Вологодском женском благотворительном обществе. Акушерка
  • тесть  —  Лысков Прокопий Лукич, диакон
  • сын  —  Мальцев Петр Александрович (1889–1928). Окончил Красноярскую духовную семинарию. Был приверженцем социалистических идей, принимал участие в революционных выступлениях красноярских рабочих, студентов и семинаристов, во Всероссийской стачке слушателей духовных семинарий и академий в 1906–1907. Участвовал в революционном движении в Красноярске, был членом кружка революционера Чернышева. В 1906 был арестован по обвинению в антиправительственной деятельности. Служил учителем народного училища в г. Красноярске
  • дочь  —  Осипова (Мальцева) Александра Александровна (1891–1980). Окончила Красноярское женское епархиальное училище. В течение 40 лет работала учителем начальных классов в школах г. Канска и г. Москвы
  • сын  —  Мальцев Руфин Александрович (ок. 1893 – ок. 1920). Окончил Красноярскую духовную семинарию. Прапорщик отдельного конного дивизиона Отдельной добровольческой стрелковой бригады. Погиб во время Великого сибирского ледяного похода колчаковской армии из Омска в Иркутск
  • сын  —  Мальцев Прокопий Александрович, псаломщик
  • сын  —  Мальцев Антонин Александрович (05.1897–1974). Окончил Красноярское духовное училище. Участник Гражданской войны и Великой Отечественной войны, работал экономистом на крупном оборонном заводе
  • дочь  —  Бобылева (Мальцева) Елена Александровна (1901–1956). Окончила Красноярское женское епархиальное училище. Работала преподавателем истории в высшем учебном заведении в Москве
  • сын  —  Мальцев Алфей Александрович (1904–1978). Окончил Красноярское духовное училище. Работал главным бухгалтером пищевых комбинатов г. Вологды и г. Воронежа
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Тотемское духовное училище
окончил
1888
Вологодская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1891
рукоположен во диакона
1.3.1897
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
не ранее 1888
1891
Вологодская и Тотемская епархия, Вологодская губ., г. Кадников, Николаевский собор, псаломщик
1891
янв. 1897
Вологодская и Тотемская епархия, Вологодская губ., г. Кадников, Николаевский собор, диакон
14.3.1902
не позднее октября 1913
Енисейская и Красноярская епархия, Енисейская губ., Красноярский уезд, с. Погорельское, Николаевская церковь, священник. За нарушения указаний епархиального начальства был запрещен в священнослужении (1913)
15.1.1914
окт. 1915
Енисейская и Красноярская епархия, Енисейская губ., Енисейский уезд, с. Мокрушенское, священник (на должности псаломщика)
окт. 1915
апр. 1919
Енисейская и Красноярская епархия, Енисейская губ., Ачинский уезд, с. Изыкчуль, священник. В 1916 окормлял Ново-Никольский Николаевский приход (Большой Улуй), а в 1917–1918 — Тургеневский Серафимовский приход Ачинского уезда. Учитель и попечитель церковно-приходских и народных школ
апр. 1919
между 1922 и 1924
Показать все

Награды

14.3.1912
право ношения камилавки
Показать все

Другие сведения

«Прадед очень любил детей, много с ними занимался. Рассказывал сказки, которые сам сочинял. Читал стихи любимых народных поэтов И. Никитина, А. Кольцова, И. Сурикова. Об отце бабушка рассказывала, что он был шутником, по-доброму подсмеивался над женой и детьми. Детям он всегда делал послабления во время постов. В проповедях прадед, по бабушкиным словам, мог позволить вольности, допуская некоторые отступления от канонов. За это прабабушка Надежда очень сердилась и ругала мужа. Она была особо религиозной. Прадед хорошо пел тенором. У него были светлые голубые глаза, рыжеватые волосы, высокий лоб, открытая и добрая улыбка. Он умел общаться глазами. В них проглядывалась чистая, умеющая любить душа. Этот образ, переданный мне бабушкой, я храню в своей памяти. Я вижу его отчетливо, хотя никогда с прадедом не встречался» (Минцкер В. О жизни сельского приходского священника о. Александра Мальцева на переломе истории. С. 3).

Отец Александр был гостеприимным и общительным человеком. В его доме читали вслух литературные произведения, обсуждали за чаем волнующие людей вопросы, играли в лото. Он хорошо знал своих прихожан, помогал им, следил за из духовной жизнью. Имел свободный, независимый характер, высокое понятие о чести, достоинстве и справедливости, не допускал чинопочитания и карьеризма. Ему, вскоре после смерти жены (1913 г.), было запрещено священнослужение (вероятно, из-за плохих отношений с новым архиереем). Дочь отца Александра связывала причины запрещения также с невыполнением священником указаний архиерея об упоминании в проповеди отрешения от Церкви Льва Толстого и с его сыном Петром Мальцевым — революционером (Там же). 

В страшные годы Гражданской войны он принял страдальческую кончину. Революцию отец Александр не признал, остался верен церковной присяге на верноподданство и не приветствовал отречение царя, был против насилия и братоубийственной бойни, его пугала ломка традиций и вовлечение семьи в кровопролитную братоубийственную смуту. Однако ни в каких политических акциях он не участвовал. «Он оставался проповедником христианства, православия и гуманизма. О. Александр продолжает жить в с. Талое, но часто бывает в Канске у дочери Александры. Живя в богоборческое время у дочери, о. Александр приезжал в свой приход по праздникам и по вызову прихожан.

В 1920–1921 гг. по Сибири катится волна крестьянских восстаний против советской власти. Крестьяне восстали против мобилизации в Красную армию и продразверстки, которая оставляла крестьян без хлеба. В вооруженном протесте приняли участие и партизаны, воевавшие против белогвардейских войск и чехословацкого корпуса в 1918–1919 гг.

Центром одного из таких восстаний было село Зеледеево, что рядом с селами Талое и Погорельское. Пик восстания пришелся на октябрь – ноябрь 1920 г. Конец повстанчества — 1922–1925 гг. Район от Ачинска до Канска был зоной волнений и восстаний. Крестьяне отказывались выполнять продразверстку, прекратили отсыпку хлеба и доставку фуража и дров, отказывались от мобилизации в Красную армию, массово дезертировали из нее. Семьи дезертиров подвергались репрессиям…

Ликвидация восстаний продолжалась до марта 1921 г. Мелкие отряды повстанцев ушли в тайгу и действовали до 1922 г.
В Сибири и Поволжье в 1920–1921 гг. был массовый голод. Причиной голода была продразверстка. Для помощи голодающим бабушка и прадед сдали в эти годы драгоценности, оставшиеся от прабабушки Надежды, в фонд голодающих.

Погорельские крестьяне тоже были вовлечены в восстание против мобилизации и продразверстки… В Погорельском у о. Александра происходит столкновение с бывшими прихожанами и представителями советской власти. Прадеда забивают до смерти. Бабушка рассказывала, что это произошло во время конфискации имущества и запасов зерна знакомых крестьян Погорелки. А прадед за этих раскулачиваемых крестьян, как истинный христианин и гуманист, заступился…» (Там же).

Сведения предоставлены Владимиром Моисеевичем Минцкером, правнуком священника Александра Мальцева.

Сообщить о неточностях или дополнить биографию