Николай (Кошурников Никанор Иванович), иеромонах
- Дата рождения: 1821
- Место рождения: Вятская губ., Слободской уезд, с. Шестаково
- Дата смерти: 10.1.1874
Родственники
- отец — Кошурников Иван, дьячок с. Шестаково Слободского уезда Вятской губ.
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Другие сведения
После окончания духовной семинарии в течение 5 лет служил учителем в Вятском уездном училище. Но, «ощущая призвание к монашеству, оставил учительское поприще и ушел на Соловки. Было ему тогда 24 года.
По воспоминаниям И. Я. Сырцова, отец Николай так впоследствии объяснил ему свой поступок: "Мне думалось, что ни звание преподавателя, ни звание приходского пастыря мне не доставят возможности угождать Богу в той мере, в какой бы желалось". Поэтому, "следуя тайному влечению души", он покинул мир и удалился на Соловки. Было это в 1845 г.
Поступив при архимандрите Димитрии в Соловецкий монастырь, он два года прослужил в нем трудником, со смирением перенеся превращение "из студента и наставника духовного училища в ложкомоя при братской трапезе". В мае 1847 г. его включили в число послушников монастыря, но это не привнесло в его жизнь особых перемен. Он продолжал трудиться в различных монастырских послушаниях: то истопником при трапезной, то прислужником при пожилых старцах, то чтецом и певцом на клиросе, то церковным истопником.
Таким образом пройдя со смирением подготовительный искус к монашеству, он был удостоен, наконец, пострига с именем Николай, состоявшегося 21 мая 1850 г.
Строгое соблюдение им монашеских правил, образованность и певческая одаренность молодого инока были замечены старшей братией, и в том же году отец Николай был посвящeн в сан иеродьякона (1850 г.), а через год — в иеромонаха (1851 г.).
Когда в октябре 1853 г. в монастырь прибыл новый настоятель, архимандрит Александр (Павлóвич), он с удивлением обнаружил, что почти вся здешняя братия происходит "из мужиков". Поэтому, недолго думая, он назначил иеромонаха Николая как человека дисциплинированного и образованного на должность монастырского благочинного, поручив ему следить за соблюдением устава и поведением братии. По воспоминаниям И. Я. Сырцова, отец Николай как нельзя лучше подходил для этой должности, поскольку и сам "был чистосердечно предан строгому исполнению монастырских правил и обычаев, и малейшее уклонение от них почитал преступлением пред Богом и соловецкими чудотворцами.
По должности благочинного он требовал и от других строгого исполнения устава, и в особенности от тех, которые, за недавним поступлением в монастырь, не вполне еще усвоили дух иноческой жизни. Но требования его выражались не в форме приказаний начальника, а в отеческих внушениях и наставлениях. Он не был ни строг, ни вспыльчив, и, кажется, совершенно не способен был сердиться на кого-либо. Не говорил лишнего, особенно пустого, редко улыбался; но всегда ровный, на словах и на деле, и несколько, на вид, так сказать, важный, невольно привлекал к себе любовь и уважение от братии".
Уже на следующий год отец Николай в полной мере оправдал доверие архимандрита Александра, проявив себя с лучшей стороны во время нападения англичан на Соловецкий монастырь в июле 1854 г. По свидетельству одного из авторов "Исторического описания Соловецкого монастыря" и 7 июля, во время боевых действий, он был одним из ближайших помощников соловецкого архимандрита, ведя наблюдение "за ходом всей обороны монастыря" и своевременно докладывая ему об обстановке. Более подробный рассказ о ратных подвигах отца Николая сохранился в воспоминаниях И. Я. Сырцова: "Отец Николай как благочинный всегда кстати успевал быть и в храме на общей молитве, и в духовном соборе на совещаниях, и в монастыре между братией и богомольцами, готовя их к обороне монастыря, и, наконец, на батареях, между нижними чинами, помогая им и словом и делом.
В ночь на 7 июля он с наместником, иеромонахом Матфеем, и унтер-офицером Крыловым, своими руками строил новую каменную батарею, пред глазами неприятеля. 7 июля, во время жаркого бомбардирования, ходил на батареи с образом и святою водой, для благословенья и окропления ратников. В тот же день, около 5 часов вечера, когда о. Николай стоял на ограде монастырской, рассуждая с наместником о мерах защиты, над его головой пронеслось то 96-ти фунтовое ядро, которое пронзило насквозь образ Божией Матери, стоящий над входом в Преображенский храм".
За проявленное им мужество отец Николай был впоследствии награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте.
Но, пожалуй, одним из главных его деяний в Соловецком монастыре стали труды по созданию училища для "безбрадых трудников" — крестьянских детей-"годовиков", которых родители присылали потрудиться по обету на монастырь.
Училище было создано в 1859 г. по инициативе нового настоятеля, архимандрита Порфирия (Карабиневича), вскоре после его прибытия на Соловки. Но главным двигателем в воплощении этого проекта стал иеромонах Николай. Имея опыт преподавания в уездном училище, он написал, по благословению настоятеля, программу обучения учеников, составил распорядок их жизни в монастыре и рекомендовал в наставники наиболее способных из братии.
Как вспоминал об этом И.Я. Сырцов: "В самом же начале училище, благодаря усердию и умению о. Николая, было приведено в такое цветущее состояние, которое превосходило надежды о. Порфирия. Отец архимандрит не мог нарадоваться, не знал, как благодарить о. Николая за осуществление его планов. И действительно, было чему радоваться.
До этого времени дети-богомольцы, проживая в монастыре в одном доме с богомольцами-мужиками, не отличающимися иногда ни опрятностию, ни нравственностию, сами привыкли к тому же, — что было очевидно для всякого. Теперь дети стали жить в отдельном от взрослых доме, по три — по четыре человека в комнате, ходили в чистой одежде, молились утром и вечером, не бродили по прежнему беспорядочно по монастырю, стояли в храме стройными рядами, и наконец обучались грамоте и началам религиозно-нравственной жизни!.."
Будучи педагогом по призванию, отец Николай вeл занятия с учениками 2-го класса, уже знающими начальную грамоту. Он преподавал им Закон Божий, Священную историю, историю гражданскую и географию. Любя свое дело и учеников, он обладал редким умением делиться с ними духовным опытом в форме простой и доверительной беседы…
В 1866 г. отец Николай был назначен членом Учрежденного собора, "где голос его, как голос человека образованного, умного и опытного, ценился высоко", и где на него нередко возлагались обязанности "по письменным делам собора". Как вспоминал впоследствии И. Я. Сырцов, "не раз о. Николаю были предлагаемы и более почетные должности в монастыре, каковы: должность казначея и наместника. Но он был не честолюбив и всегда уклонялся от этих, хотя и почетных, должностей, к которым не чувствовал в себе особенного призвания. В начале 60-х годов он отказался даже от должности монастырского благочинного, потому что она мешала ему заниматься во вновь открытом училище. От должности смотрителя училища и от церковного пения только не хотел о. Николай отказываться, потому что здесь чувствовал себя как бы на своем месте"» (Об одном незавершенном проекте ... С. 70–74).
Отец Николай (Кошурников) стал одним из авторов, вышедшего в свет в 1873 г. сборника житий соловецких святых под названием «Соловецкий патерик». Замысел издания многотомной «Истории Соловецкого монастыря» родился в 1863 г., при архимандрите Порфирии (Карабиневиче). После его кончины заниматься подготовкой этого масштабного проекта на Соловках стало практически некому. Отец Николай оказался единственным человеком в монастыре, способным к литературной деятельности: «при богословском образовании, он был начитан в высшей степени» и «знал содержание, кажется, всех книг, составляющих богатую соловецкую библиотеку, и написал подробную опись их», — писал о нем И. Я. Сырцов (Там же. С. 62).
«Подробнее об истории подготовки "Соловецкого патерика" рассказал в статье, посвященной памяти отца Николая, И. Я. Сырцов (который также принимал участие в создании этого текста). По словам И. Я. Сырцова, в 1863 г. на Соловки приехал известный церковный литератор Н. В. Елагин, который при встрече с настоятелем архимандритом Порфирием посоветовал ему написать подробную историю Соловецкой обители (в трех томах). Откликнувшись на эту идею, архимандрит Порфирий предложил, чтобы
труд этот взял на себя сам Елагин. Однако, как отмечает И. Я. Сырцов, у Елагина не было материалов по истории Соловецкого монастыря (кроме уже опубликованных), но, главное, он плохо представлял себе "условия и дух жизни соловецкой, хотя и бывал два раза в обители". Как пишет И. Я. Сырцов, уже изначально было ясно, что из задуманного дела "не выйдет много хорошего", если только за него не возьмется "человек, вполне знакомый с духом иноческой соловецкой жизни". И вот тогда за это дело взялся отец Николай Кошурников, который стал собирать материалы по истории монастыря, разыскивая их в библиотеке, ризнице и архиве, а также начал записывать монастырские предания. В результате им "собрано было все, что можно было собрать", так что, по словам И. Я. Сырцова, "оставалось только отослать материалы" Елагину.
Но на этом труды отца Николая не закончились. Не желая отсылать их в сыром виде, он "привел их в порядок, написал по ним несколько больших статей, и тогда уже отправил". "Подготовленные им материалы, — сообщает И. Я. Сырцов, — не требовали почти никакой переработки; историку оставалось только приложить их к известному отделу истории и напечатать. Он так и поступил. В 1873 году вышла в свет одна из трех предполагаемых частей соловецкой истории под рубрикой «Соловецкий патерик»".
Подчеркивая ведущую роль отца Николая в создании патерика, И. Я. Сырцов отметил, что этот труд "по литературному участию в нем отца Николая — хотя некоторые помещенные в нем его статьи и не носят на себе имени настоящего автора — останется лучшим памятником трудов и нашего образованного инока"» (Забытый соловецкий агиограф ... С. 415–416).
«Рассказы отца Николая, включенные в "Соловецкий патерик", наполнены личным чувством: в них присутствует живое воспоминание о его старших современниках, любящая память о них, стремление сохранить братское свидетельство о каждом из старцев в истории монастыря.
Умелый рассказчик, отец Николай охотно включает в свое повествование их прямую речь, диалоги с ними, сохранившиеся в его памяти, выражая иногда с помощью одной фразы целую историю их жизни.
Язык всех глав, написанных отцом Николаем, густо насыщен словами и образами из Священного Писания, свидетельствуя о привычке автора к чтению церковных книг, а также к духовным беседам с учениками. По-видимому, в том же стиле и, главное, в той же тональности он вел свои занятия и в училище с крестьянскими детьми. Без преувеличения можно сказать, что некоторые из написанных им глав о соловецких подвижниках XIX в. сопоставимы по литературному уровню с лучшими главами "Киево-Печерского патерика".
Таким образом, благодаря трудам о. Николая (Кошурникова) работа над проектом написания "Истории Соловецкого монастыря", начатым еще при архимандрите Порфирии, не прервалась и спустя 10 лет нашла воплощение в издании "Соловецкого патерика" (1873), представляющего собой "историю соловецкого подвижничества"» (Об одном незавершенном проекте ... С. 65).
«Скончался отец Николай 10 января 1874 г., после долгой болезни, в возрасте 53 лет.
К счастью, он еще успел застать выход "Соловецкого патерика", о чем также сохранилось воспоминание И. Я. Сырцова: "Когда была получена о. Николаем первая книжка «Патерика», он несколько раз прочитал ее, восхищаясь подвигами соловецких святых иноков. «Вот как жили наши предки», — бывало, говаривал мне о. Николай, прочитавши что-нибудь из Патерика, — «а мы так ли живем?»"» (Там же. С. 74).
Литература
-
Подвиги Соловецкой обители. Изд. 10. СПб., 1902. С. 77