Алабовский Василий Петрович, протоиерей

Родственники

  • отец  —  Алабовский Петр Васильевич, диакон
  • мать  —  Алабовская (Добровольская) Анна Никифоровна (ум. не ранее 1908)
  • жена  —  Алабовская (Медведева) Мария Ивановна (1879/1880–11.4.1932)
  • дочь  —  Кострикина (Алабовская) Зоя Васильевна (1902–2000). В 1930 проживала с мужем Михаилом Никитовичем Кострикиным и малолетними детьми в г. Моршанске
  • дочь  —  Алабовская Анна Васильевна (род. в 1906). После 1929 — врач в Сибири
  • дочь  —  Алабовская Елена Васильевна (род. в 1908). После 1929 — воспитательница детского сада в г. Москве
  • другие дети  —  дочь, умерла в младенчестве
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1898
Тамбовская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1900
рукоположен во священника епископом Тамбовским и Щацким Георгием (Орловым)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1900
сер. 1920-х
Тамбовская и Шацкая епархия, Тамбовская губ., г. Моршанск, кладбищенская Федоровская церковь, священник. Законоучитель железнодорожного двухклассного училища, член ревизионной комиссии, с 31.1.1902 по 1915 — делопроизводитель и член Моршанского отделения епархиального училищного совета, делопроизводитель Тамбовского общеепархиального съезда депутатов от духовенства (в 1912,1913). С 1915 — пожизненный член совета попечительства при бесприходной Иоанно-Златоустовской церкви 1-го Тамбовского духовного училища
сер. 1920-х
не ранее мая 1929
Центрально-Черноземная обл., г. Моршанск, Николаевская церковь, протоиерей
Показать все

Награды

1901
право ношения набедренника
1903
право ношения скуфьи
1906
книга «Библия», от Святейшего Синода выдаваемая
1911
право ношения камилавки
3.2.1915
орден св. Анны 3-й степени
1916
право ношения наперсного креста
Показать все

Преследования

нач. 1929
арестован
нач. 1929
приговорен к штрафу 1000 руб., по ст. 105, 107 УК РСФСР, «за факт подделки официального заявления в Моршанский горсовет с просьбой о предоставлении в свое ведение Кладбищенского храма»
29.11.1929
арестован Тамбовским окружным отделом ОГПУ, как «глава контрреволюционной организации»
29.11.192911.2.1930
находился в заключении в тюрьме г. Тамбова
11.2.1930
приговорен тройкой при ПП ОГПУ по Центрально-Черноземной обл. к высшей мере наказания (расстрелу), по ст. 58-10 УК РСФСР
17.2.1930
расстрелян в Тамбовском доме заключения
22.8.1956
реабилитирован президиумом Тамбовского областного суда
Показать все

Другие сведения

Василий Алабовский получил крепкое христианское воспитание и с раннего детства хорошо знал, как совершается православное богослужение, поскольку вместе с братьями помогал отцу в храме. В семье царила атмосфера глубокой и чистой веры, дети получили «чисто христианское, в духе Православной Церкви, воспитание», о чем «покорный и беззаветно любящий сын» с «неизменной вечной благодарностью» вспоминал уже будучи студентом семинарии. В подписи к фотографии для своих «дорогих родителей» Василий писал: «надеюсь, что первое впечатление, вынесенное из детства, — любовь к Церкви — по неизменному психологическому закону останется в силе на всю жизнь…» (Священник Алабовский ... С. 40).

«По складу характера он был простым и добрым, нестяжательным, как пастырь — по-отечески строгим, требовательным, начитанным и грамотным, хорошим проповедником. Прихожане к нему тянулись, любили беседовать, спрашивать совета». В предреволюционные годы отец Василий «вел активную жизнь на поприще церковного просвещения и милосердия».

В 1918 г. по приказу Реввоенсовета Республики наряду с другими православными священнослужителями был призван в тыловое ополчение (по Конституции 1918 г. их запрещалось призывать в действующую армию, а надлежало использовать на различных тяжелых работах в тылу, при этом размещали их в специально организованных лагерях). Прихожане ходатайствовали об освобождении отца Василия от службы в тыловом ополчении, но его отпустили лишь в марте 1920 г., «с тем чтобы он в свободное время выполнял какие-либо общественные работы». «Вскоре у Алабовских отобрали скотину и часть домашнего имущества, а самих, по существу, выставили на улицу, когда реквизировали причтовый дом под коммуналки» (Там же. С. 40, 41, 42).

В середине 1920-х гг. протоиерей Василий из-за поддержки местными властями обновленчества перешел из Кладбищенской церкви в Никольскую на ул. Лотикова. Кружок верующих, который образовался вокруг Моршанского викарного епископа Иоанна (Георгиевского) и протоиерея Василия обратил на себя внимание властей. В делах ОГПУ кружок проходил под именем «братство Никольской церкви» и характеризовался как «оплот тихоновцев, где группируется вся реакционная каста бывших людей со своими священниками».

В мае 1929 г. в Моршанске началась антиколокольная кампания. Снятие колоколов с местных городских церквей было «приурочено» к Страстной и Пасхальной седмицам. Майская акция по снятию колоколов с Никольской церкви вызвала протест со стороны духовенства и верующих города Моршанска. 8 мая 1929 г. возле Никольской церкви, где собрались более 200 человек, отец Василий выступил с церковного амвона «с очень резкой проповедью, в которой современное положение в стране назвал "безбожием, лживо прячущимся за благосостояние народа, новыми нероновскими гонителями…", предал анафеме инициаторов снятия колоколов». Его поддержали пастыри и в других храмах (Изъять «голос Церкви»... С. 242–243).

Осенью 1929 г. отец Василий был арестован как «главарь группировки». Всего в Моршанске по одному с ним делу было арестовано несколько десятков человек из числа священнослужителей и мирян.

На допросах его «склоняли, чтобы он — в плату за свободу — перешел в обновленчество или прилюдно отказался от веры».

"Не пугайте меня, и не давите на мою семью, я вас не боюсь", — ответил пастырь…

Впоследствии родным также рассказали, что перед самым своим расстрелом, уже зная про вынесенный смертный приговор, о. Василий в сослужении таких же арестованных священников совершил в камере свою последнюю службу…» (Священник Алабовский ... С. 43).

В ночь расстрела отец Василий передал через помощника прокурора открытку своей жене, «которая до нее так и не дошла, как и само известие о смерти мужа…» (Там же). От перенесенного у супруги священника произошло помутнение рассудка, резко ухудшилось здоровье, и она вскоре скончалась от воспаления легких.

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию