мать
—
Алабовская (Добровольская) Анна Никифоровна (ум. не ранее 1908)
жена
—
Алабовская (Кураева) Клавдия Николаевна (ум. не ранее 1937)
Показать всех
Образование
Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1883
1887
Тамбовское духовное училище
1887
1893
Тамбовская духовная семинария
1893
1897
Киевская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия. Тема кандидатского сочинения: «Благотворно-преобразующее воздействие христианской религии на людей как факт, доказывающий ее Божественное происхождение»
Развернуть
Рукоположение, постриг, возведение в сан
10.3.1899
рукоположен во священника
1915
возведен в сан протоиерея
Показать все
Места служения, должности
Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1.1.1898
10.3.1899
г. Киев, одноклассная Александро-Николаевская школа при Макариевской Юрковецкой церкви, учитель
10.3.1899
7.9.1907
Киевская и Галицкая епархия,
г. Киев, Макариевская Юрковецкая церковь, священник (настоятель). С 4.1899 — заведующий и законоучитель Киево-Юрковецкой Николаево-Александровской церковно-приходской школой. С 29.12.1901 — кандидат в члены ревизионной комиссии при Киевском епархиальном свечном заводе, с 29.12.1901 по 1.10.1907 — председатель Свято-Макарьевского Юрковецкого братства
7.9.1907
1916
Киевская и Галицкая епархия,
г. Киев, домовая церковь святой равноапостольной Марии Магдалины при Фундуклеевской женской гимназии, протоиерей (настоятель, до 1915 — священник). Законоучитель Фундуклеевской гимназии, с 1.9.1898 по 1.9.1909 — законоучитель Киевской женской 3-х классной торговой школы им. Н. А.Терещенко, с 15.10.1898 по 1.10.1906 — законоучитель Юрковецкого городского приходского училища № 28. С 1910 — действительный член Киевского уездного попечительства детских приютов, с 1909 по 1914 — член совета 1-го Киевского женского училища духовного ведомства, с 13 по 24.10.1914 — член ревизионной комиссии управления епархиального свечного завода. С 27.1.1903 по 27.1.1913 — член совета Киевского религиозно-просветительского общества
1916
1920
Киевская и Галицкая епархия,
г. Киев, Александринская домовая церковь при 2-м Киевском Николаевском военном училище, протоиерей (настоятель), законоучитель
благословение Святейшего Синода, за «заслуги по гражданскому и военному ведомству»
Показать все
Преследования
19.10.1937
арестован сотрудниками НКВД в пос. Ипрень Киевской обл. по обвинению в «публичном выступлении против сбора подписей за закрытие храма в пос. Ирпень»
19.10.1937 8.12.1937
находился в заключении
8.12.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Киевской обл. к высшей мере наказания (расстрелу), по ст. 58-10 УК РСФСР, за контрреволюционную пропаганду (обвинялся в том, что «под видом отправления религиозных обрядов занимается контрреволюционной работой»)
В 1893 г., окончив семинарию, по ходатайству ее правления и на средства попечительства о бедных воспитанниках семинарии Михаил был направлен в Киев для поступления в духовную академию. В этот год было основано Киевское общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, переименованное впоследствии в Киевское религиозно-просветительское общество (КРПО). В ряды общества вошли видные представители киевского духовенства, членом его стал и молодой воспитанник академии Михаил Алабовский.
По окончании академии Михаил по совету своего старшего друга и учителя К. П. Терлецкого, «отдал предпочтение не службе в казенном ведомстве, а живой просветительской деятельности на далекой и отсталой окраине Киева — Юрковице», став учителем Александро-Николаевской школы при новоустроенной Макарьевской церкви. Одной из его задач стала «организация чтений, которые обычно велись на Литургии после причастного стиха в течение всего 1898 г. за исключением трех летних месяцев». Через год он был рукоположен в священника к этой церкви, отказавшись от предложенной должности помощника инспектора Тульской духовной семинарии.
По инициативе отца Михаила было учреждено Свято-Макариевское приходское братство, с целью содействия утверждению в приходе православной веры и истинно христианской жизни и заботы о бедных и нуждающихся в материальной помощи прихожанах. Члены братства были призваны содействовать достижению целей братства прежде всего своим добрым примером. «Заботясь о собственном религиозно-нравственном самосовершенствовании» они «прилагали попечение о предававшихся тем или иным порокам немощных братьях своих, в особенности о впавших в губительный и распространенный порок пьянства». В замысле отца Михаила было устроить на Юрковице благотворительно-просветительского городок, «курировать дела которого и должно было учреждаемое сообщество прихожан».
В 1902 г., по предложению супруги отца Михаила, на Юрковице под эгидой братства открылся детский дневной приют. Повышать нравственный уровень приходского населения, считали его устроители, лучше всего через религиозно-нравственное воспитание детей. К середине 1907 г. приют посещали 4209 человек.
Среди инициатив братства не последняя роль отводилась народным чтениям. Предметом чтений была русская история по книге В. В. Назаревского «Русская история 862–1676 г. Общедоступные чтения». «Слушали чтения обыкновенно с большим интересом, особенно о войнах и личной жизни исторических деятелей. Но должно сказать, что уровень развития слушателей настолько низок, что от лектора обыкновенно требовались постоянные пояснения, к которым он не всегда оказывался готовым...» — отмечал в 1907 г. отец Михаил. Но постепенно «местность, которая считалась и в моральном, и материальном плане отсталой, стала преображаться».
«Во время смуты 1905–1907 годов о. Михаил принял активное участие в монархическом движении. Он был членом Русского Собрания, куда его приняли по личному предложению председателя Совета РС князя Д. П. Голицына-Муравлина. В 1906 г. он состоял в списках выборщиков в Городскую думу (по Лукьяновской части города) от Киевской монархической партии, а с 10 сентября 1907 г. о. Михаил вошел также в состав Комитета внепартийных русских избирателей. Он принимал участие в работе Третьего Всероссийского Съезда русских людей в Киеве 1–7 октября 1906 г.… Долгое время… исполнял обязанности председателя Киевского губернского отдела Союза русского народа (КГО СРН), а накануне февральского переворота возглавил отдел».
По инициативе КГО СРН в Киеве был организован детский приют им. св. княгини Ольги и в память П. А. Столыпина, председателем правления приюта был избран о. Михаил.
«В октябре 1915 г. в условиях активизации противников самодержавия о. Михаил предпринимал усилия к объединению всех монархических организаций Киева и правых киевлян с целью подать голос в противовес выступлению левых. Он был участником Совещания монархистов в Петрограде 21–23.11.1915 г., на котором выступал в прениях по вопросу о беженцах. На совещании он был избран членом руководящего органа Черной Сотни — Совета монархических съездов» (Земли Тамбовския похвало...).
До конца 1917 г. служил в домовой церкви при 2-м Киевском Николаевском военном училище. После расформирования училища по ходатайству верующих в бывшей училищной церкви было разрешено открыть самостоятельный приход, настоятелем которого община просила стать отца Михаила. «Когда хлопоты об открытии прихода увенчались довольно неожиданным успехом, я считаю себя нравственно обязанным пойти навстречу желанию прихожан и потому сим имею честь просить Ваше Преосвященство... о назначении меня на место настоятеля новооткрывающегося прихода», — писал отец Михаил епископу Назарию (Блинову) 26.4.1919 г.в просьбе о назначении на это место. Службы в храме продолжались до конца 1920 г. После этого протоиерей Михаил продолжал служить в Киеве в Крестовоздвиженской церкви Александровской слободки на Чоколовке. Поддерживал тесную связь со схиархиепископом Антонием (Абашидзе) и епископом Иоасафом (Жеваховым). С 1936 г. ездил служить в Троицкую церковь пос. Ирпень (Земли Тамбовския похвало...).
В конце лета 1937 г. отец Михаил приехал к племяннице в Моршанск. «Он догадался, что на месте его постоянного проживания готовится его арест, и надеялся здесь немного переждать критическое время... Опасаясь своим присутствием навлечь беду на семью племянницы, решил ехать назад» (Священник Алабовский ... С. 43).
В октябре 1937 г. его арестовали. На очной ставке и на допросе от 19.10.1937 г. он ни одно обвинение не подтвердил. Но, как известно, в большинстве подобных случаев приговор был уже готов заранее, признание или непризнание вины ничего не меняло. Следствие (опрос свидетелей, допрос, очная ставка) было проведено в один день.
Священника Михаила Петровича Алабовского расстреляли в 12 часов ночи 21 декабря 1937 г. В 1981 г. он был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью Заграницей (Земли Тамбовския похвало...).
Значение Православной Церкви в деле устроения государственной и общественной жизни. Киев, 1912
Из истории Церкви. Киев, 1914
Изъяснение избранных мест из Св. Евангелия с предварительными сведениями о Библии (для 7 и 8-х классов средних учебных заведений). Киев, 1914
Кого в настоящее время необходимо привлечь к делу миссии? Доклад Четвертому Всероссийскому Миссионерскому Съезду в Киеве // Мирный труд. 1908. Кн. 11. Харьков, 1908
«Не нам, не нам, а имени Твоему». (К 100-летию Отечественной войны) // Киевские епархиальные ведомости. 1912. № 39. Киев, 1913
Некролог прот. И. И. Мельниковскому // Киевские епархиальные ведомости. 1909. № 3
Никита Петрович Гиляров-Платонов (к 25-летнему юбилею существования возрожденной церковно-приходской школы) // Западнорусская школа. Киев. 1909
Этот день в Русской истории // Русская народная линия : информ.-аналит. служба / гл. ред. А. Д. Степанов. URL: pravoslavnye.ru/history/2016/12/21/etot_den_v_russkoj_istorii