Михаил (Чуб Михаил Андреевич), архиепископ

  • Дата рождения: 18.2.1912
  • Место рождения: Санкт-Петербургская губ., г. Царское Село (Детское Село)
  • Дата смерти: 25.4.1985
  • Место смерти: г. Тамбов, погребен на Петропавловском кладбище г. Тамбова около церкви

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1-я трудовая школа г. Царское Село (Детское Село)
среднее образование
1930
Ленинградский гидрометеорологический институт
окончил заочное отделение
1940
Ленинградский филиал Московского заочного института
по специальности «английский язык»
Заочные курсы иностранных языков, переводческое отделение
по специальности «немецкий язык»
1947
1950
Ленинградская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия. Тема кандидатского сочинения: «Святой Мефодий Олимпийский. Его жизнь, творения и богословие»
9.3.1974
Ленинградская духовная академия
удостоен степени магистра богословия. Тема магистерского сочинения: «Святой священномученик Мефодий и его богословие»
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

11.6.1950
рукоположен во диакона (в состоянии целибата) епископом Лужским Симеоном (Бычковым)
12.6.1950
рукоположен во священника епископом Лужским Симеоном (Бычковым)
4.12.1953
пострижен в монашество митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) с наречением имени Михаил в честь Архистратига Михаила
4.12.1953
возведен в сан архимандрита митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым)
13.12.1953
хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии. Хиротонию возглавил митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков)
25.2.1965
возведен в сан архиепископа
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1950
11.6.1950
г. Ленинград, Ленинградская духовная академия, преподаватель общей церковной истории
12.6.1950
4.12.1953
Ленинградская и Новгородская епархия, г. Ленинград, Иоанно-Богословская церковь при Ленинградской духовной академии, священник
13.12.1953
11.11.1954
Ленинградская и Новгородская епархия, Лужское викариатство, епископ, также управляющий Патриаршими приходами в Финляндии. С 1953 по 1.2.1955 — преподаватель истории древней Церкви в Ленинградской духовной академии
1.2.1955
5.4.1955
Смоленская и Дорогобужская епархия, Вяземское викариатство, епископ, временно управляющий Смоленской епархией
15.8.1957
5.3.1959
Берлинская и Германская епархия, епископ, также управляющий Смоленской епархией. С авг. 1957 по 5.3.1959 — заместитель председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС)
5.3.1959
16.3.1961
Ижевская и Удмуртская епархия, епископ. 16.3.1961 освобожден от управления епархией с формулировкой: «иметь в виду для другого назначения»
29.3.1961
16.11.1962
Тамбовская и Мичуринская епархия, епископ. (до 8.8.1961 был временно управляющим епархией)
16.11.1962
20.8.1966
Ставропольская и Бакинская епархия, епископ (с 25.2.1965 — архиепископ)
20.8.1966
8.10.1966
Краснодарская и Кубанская епархия, архиепископ (временно управлял епархией)
27.2.1968
11.10.1972
3.9.1974
25.4.1985
Тамбовская и Мичуринская епархия, архиепископ. С 1959 — член редколлегии сборника «Богословские труды». Член комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. С 10.5.1963 — член комиссии при Священном Синоде по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора, руководитель работ по I разделу: «Вера и догмат»
Показать все

Награды

орден св. Владимира 2-й степени
орден св. апостола и евангелиста Марка (Александрийской Православной Церкви) 2-й степени
Показать все

Другие сведения

Родился в семье диакона (впоследствии протоиерея) Андрея Трофимовича Чуба. «Получив среднее образование в первой трудовой школе Детского Села, Михаил Андреевич обучался с 1930 года в Заочном гидрометеорологическом институте, а затем — в Заочном институте иностранных языков, который окончил в 1940 году.

Способности к языкам, рано проявившиеся у владыки, были присущи и его родителям. Позднее он отмечал, что своим исследованием о священномученике Мефодии он во многом обязан родителям, и особенно матери, знавшей несколько европейских языков. Архиепископ Михаил в совершенстве владев французским, немецким и английским, знал другие европейские языки, а также древнееврейский» (Высокопреосвященный Михаил, архиепископ Тамбовский ...).

В 1935 г. родители Михаила были высланы в Казахстан на 5 лет. К нему самому никаких обвинений не предъявляли, но «он не старался остаться на месте, оставил хорошую службу и поехал с родителями, чтобы облегчить их тяжелую участь» (О Чубе А. Т. — Пешковой Е. П...). Впоследствии им удалось добиться перевода в г. Рыбинск Ярославской обл. Там Михаил работал преподавателем иностранных языков в танковом училище (в период примерно 1942–1947 гг.). Был удостоен правительственных наград: награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941–1945 гг.» и «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941–1945 гг.»

С 1947 по 1950 гг. будущий архипастырь обучался в Ленинградской духовной академии, получив степень кандидата богословия за работу «Святой Мефодий Олимпийский. Его жизнь, творение и богословие». Исследование и богословское осмысление творений священномученика Мефодия стали делом всей жизни владыки Михаила.

«Промыслом Божиим владыке Михаилу суждено было принести немалую пользу Церкви не только своей научно-богословской работой, но и участием в различных общецерковных мероприятиях международного уровня» (Роль епископа Михаила (Чуба) ...).

Служение владыки Михаила выпало на период новой антирелигиозной кампании и богоборчества. «В качестве главного оружия в борьбе со строптивым священнослужителем власть широко использовала нравственную дискредитацию личности владыки Михаила. Где бы он ни служил, местная власть обязательно разворачивала соответствующую кампанию. Архипастыря обвиняли в наличии "сожительницы из дворян" (особо подчеркивалась недопустимость ее вмешательства в епархиальные дела и тяга к роскоши). Обвинение в сластолюбии, корыстолюбии и честолюбии сопровождалось подсчетом его зарплаты и размеров его дома, содержанием меню его собаки. Все эти сведения собирались для публикации в местных СМИ...

Тем не менее владыка Михаил занимал активную политическую позицию и позволял себе ее демонстрировать в дозволенных рамках. Он продолжал поддерживать переписку с представителями Русской Православной Церкви за рубежом, сотрудничал с редакциями православных журналов, издававшихся Среднеевропейским патриаршим экзархатом в Западном Берлине и Западноевропейским — в Париже... 

Владыка Михаил вызывал подозрения у власти, так как "устанавливал подозрительные связи с авторитетами различных церковных объединений" и, что считалось еще опаснее, с представителями антисоветской эмиграции. Как отмечалось в справке КГБ, епископ Михаил был сторонником "реакционных" идей святого Иоанна Кронштадтского, а также разделял взгляды архиепископа Ермогена (Голубева), который выступал с официальными заявлениями о снятии ограничений и государственного контроля над деятельностью духовенства...

Наряду с этим владыка Михаил был священнослужителем новой формации. Он понимал, что в массовом сознании людей за годы советской власти произошли кардинальные перемены и одними открытыми политическими выступлениями можно привлечь только диссидентствующих верующих. Однако амбиции его были гораздо шире — переломить настроение широких кругов советского социума. Чтобы привлечь внимание советских людей к Русской Православной Церкви, Архипастырь стремился сформировать кадры грамотного и талантливого духовенства, в чем и сам преуспел. Он активно занимался наукой, обращая особое внимание на историю Православия. В частности, в 1964 г. он выпустил книгу "Дополнительные сведения о результате находок в Кумране", которая была издана в Париже...

В то же время высокопреосвященный Михаил стремился расширить число прихожан путем общения и с руководителями христианских сект на территории края, и с представителями Армянской Церкви, и со старообрядцами. Он расширил штаты духовенства, обеспечивая их материально.

Высокопреосвященный Михаил был одним из тех, кто в советское время успешно пытался расширить влияние Церкви за счет внешней стороны церковной жизни. О своих приездах он предупреждал заранее лично по телефону всех местных благочинных, которые должны были оповестить всю прилегающую местность о приезде архипастыря. Местную власть буквально приводило в шок то обстоятельство, что духовенство и монахи устраивали роскошные встречи владыке, устилая его дорогу от машины до храма цветами, коврами, платками, подчеркивая почтение и преклонение перед ним.

Архиепископ Михаил придавал особое значение эмоциональному и эстетическому восприятию храмов и церковных служб, поэтому строго следил за своевременной реставрацией церквей и икон, заботился о качестве церковных хоров и не жалел средств на оплату певчим. При нем стали постоянно обновляться и реставрироваться иконы, фрески, церковная утварь ...

Все это способствовало привлечению новых людей, особенно молодежи, в лоно Церкви» (Повседневные практики церковной жизни ... С. 53–58).

Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Ставропольскому краю, где владыка Михаил служил в 1960-е гг., А. М. Нарижный отметил в докладе, что архиепископ Михаил — «ревностный, усердный и умный представитель церковной верхушки, готовый все сделать, чтобы приспособиться к условиям времени, сохранить, а где удастся, то и укрепить положение Церкви» (Архив ЦНЦ. Личное дело архиеп. Михаила (Чуба). Л. 28 — Цит. по: Православная энциклопедия. Т. 45. С. 663).

Протоиерей Владимир Кленин, знавший владыку, вспоминал:

«С самой первой встречи в 1978 году... и до последних дней жизни владыки Михаила меня особенно поражали в нем такие личные качества, как неподдельная человеческая доброта, эрудиция, огромное трудолюбие и исключительный молитвенный подвиг, а лучше сказать — стояние пред Богом...

Когда убеленный сединами владыка перед Престолом Божиим с воздетыми вверх руками возглашал: "Слава Тебе, показавшему нам свет!" или "Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков", казалось, он, несомненно, видит Бога, стоит перед Ним и беседует с Ним. И, что самое главное, у присутствующих создавалась уверенность, что Господь Бог не только слышит верного раба Своего, но и отвечает ему таинственным образом! Радостное состояние, которое ощущали в эти мгновения молящиеся, если и можно выразить, то разве только апостольскими словами в момент Преображения Господня: "Господи! хорошо нам здесь быть..."» (Воспоминания об архиепископе Михаиле (Чубе) ... С. 36, 39).

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию