Поляков Петр Иванович, протоиерей
- Дата рождения: 1858
- Место рождения: Курская губ.
- Дата смерти: 1922
- Место смерти: Курская губ., Суджанский уезд, с. Замостье, похоронен у южной стены Преображенского храма
Родственники
- жена — Полякова Мария
- сын — Поляков Симеон Петрович, протоиерей
- отец невестки — Диаконов Алексей Григорьевич, протоиерей
- сын — Поляков Филофей Петрович, протоиерей
- другие дети — десять человек
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Фотографии
Ист.: К 175-летию со дня рождения святого ... Священник Петр Поляков с супругой и сыном. 1910-е.
Ист.: «Я хотел гореть пред Богом как свеча...» Отец Петр — руководитель Литейного отделения Александро-Невского общества трезвости с детьми детского сада на летнем отдыхе. 1910-е.
Ист.: Миф о пьянстве на Руси. URL: www.charmingrussia.ru/2014/02/blog-post_9.html
Другие сведения
Замечательный педагог, пастырь, духовный писатель, опубликовавший более 20 книг. «В своей жизни, — говорил отец Петр — я хотел гореть пред Богом как свеча». И этот завет он исполнил в полной мере самозабвенным служением Богу и ближнему.
Уроженец Курской губ., Петр Иванович будучи простым сельским учителем стал начинателем трезвенного движения в России. Основав в 1884 г. в с. Головчино Грайворонский уезда «Христианское общество трезвости и воздержания».
Новая затея поначалу тяжело предварялась в жизнь, встречая если и не сопротивление, то недоумение, даже со стороны духовенства. И сами начинатели дела трезвости были близки к отчаянию. «Но мы призвали все запасы своего терпения, все молодые силы и, с Божией помощью и уверенностью, что мы стоим за правое и доброе дело, продолжали наш труд» — вспоминал отец Петр — И «начатое с большими усилиями и неприятностями доброе дело вступило, так сказать, в законную силу и, постоянно расширяясь, стало повсюду показывать добрые плоды, которые вскоре обратили на себя внимание не только простого народа, но и людей, высоко стоящих по своему общественному положению» («Я хотел гореть пред Богом как свеча...»).
В 1891 г. благодаря усилиям Петра Ивановича возникло Всероссийское общество трезвости. В 1892 г. оно слилось с Попечительством о народной трезвости под покровительством принца А.П. Ольденбургского, а позднее объединилось с Санкт-Петербургским Александро-Невским обществом трезвости. В 1897 г. Петр Иванович переехал с семьей в Санкт-Петербургскую губ., где продолжил активную деятельность религиозно-нравственного просвещения. Проводил воскресные беседы на заводских окраинах столицы, привлекая общественность к проблеме пьянства.
«Благословением и солидным денежным пособием» поддержал общество святой праведный Иоанн Кронштадтский. В последствии у отца Петра со знаменитым пастырем установится особая молитвенная связь. По признанию самого отца Петра, рукоположенного во священники в 1903 г. он удостоился священнического сана только по молитвам отца Иоанна. «Дорогой батюшка отец Иоанн!... Я верю, что, будучи недостойным человеком, получил высокий чин священника по Вашим благодатным молитвам...» — писал он в одном из писем о. Иоанну Кронштадтскому (Там же).
Также в семье Поляковых в годы революции и гражданской войны и до наших дней хранилась ряса отца Иоанна, переданная в качестве благословения диакону Петру Полякову. Правнук отца Петра, который был хранителем этой святыни так описывает эту знаменательную встречу:
«Вернувшись от Батюшки, дьякон явился в собор в шикарных подряснике и рясе. На расспросы рассказал, что отец Иоанн его благословил служить в этом соборе, дал ему денег на дорогу, снял с себя рясу и подрясник, оставшись в одной рубашке, надел на себя рваненький подрясник и сказал: «Это тебе в мое благословение» и приказал взять…» (Памяти Владимира Васильевича Пономаренко).
В 1903 г. отец Петр стал членом комиссии по канонизации и открытию мощей преподобного Серафима Саровского. Незадолго до этого события священник совершил паломническую поездку в Саровскую пустынь. Его впечатления и об этом путешествии впоследствии вышли отдельной книгой «Под сенью благодати : из путевых набросков и впечатлений паломника».
В 1905 г. вышла книга отца Петра «Православие как основа жизни», которую он посвятил отцу Иоанну. И знаменитый Кронштадтский пастырь благословил эту работу:
«С любовью приветствую появление в свет Вашей прекрасной книги "Православие как основа жизни". Да переходит она из рук в руки, и да укрепляет в Православии всех, читающих ее. Протоиерей Иоанн Сергиев. 19 февраля 1905 г.».
«Получив от о. Иоанна несколько писем, написанных, вероятно, по ходу чтения книги, а также ее экземпляр с надписью, потрясенный автор отвечал:
"Дорогой глубокочтимый батюшка! И откуда мне сие... Вы Вашими необыкновенными письмами меня, еще не избалованного ни ласками, ни похвалами, так обласкали, так расхвалили, так обвеяли дыханием беспредельной любви Вашего благодатного сердца, что я решительно не могу сообразить и разобраться, за что мне такая милость, за что мне такая честь, за что мне такие похвалы?.. Да еще и от кого!.. Два дня не мог прийти в себя от того счастья, какое приносят мне Ваши письма: они глубоко взволновали и потрясли всю душу мою... Получено некое неоценимое сокровище, а за что? Туне! Дар свыше!.. С моей стороны все это не только не заслуженно, но даже совершенно напротив: мое ничтожество, моя легковосприимчивость ко греху и всякому беззаконию достойны одного лишь порицания. А Вы вдруг мне награду!.. Ведь я — самоучка, невежда... <…>
В этом деле самое большее, к чему могут быть сведены мои заслуги, это к тому, что я хотя сколько-нибудь смог изложить на бумаге то, что Вы засеяли в сердце мое. Спасибо, спасибо Вам, дорогой батюшка! Если Вы находите, что из "чрева" моего течет вода живая, то это ошибка: она реками течет из Вашего "чрева", беря начало у Христа..., а от меня лишь переливается малой струйкой. Ибо я одного желаю: проповедовать и писать Вашим огнем, Вашей ревностью, Вашей святостью, Вашей силой благодати, изобильно изливаемой на Вас Христом. Бог свидетель: пишу без всякой лести..."» («Я хотел гореть пред Богом как свеча...»).
В 1906 г. семья Поляковых переезжает в Санкт-Петербург. С этого времени о. Петр возглавляет Литейное отделение Александро-Невского общества трезвости.
«Всего за год в Литейном отделении проходило более четырехсот духовно-просветительских собраний, на которых присутствовало свыше 35 000 (!) посетителей-богомольцев… Батюшка, как руководитель Литейного отделения отмечал: "Усилия тружеников отделения не пропали. Плоды напряженных трудов сказались уже в том, что все постоянные посетители религиозно-просветительских собраний и богомольцы были объединены одним порывом пламенной молитвы и горячей любви христианской. Они образуют словно бы одну трезвенную благочестивую семью, в состав которой входят лица различных положений и состояний: господа и прислуги, князья и крестьяне, придворные чины и простые дворники, ученые мужи и неграмотные простецы, учащие и учащиеся. И у всех — один дух, одно сердце!"» (Цыганков В. «Я хотел гореть пред Богом как свеча...»).
«Педагогический опыт о. Петра позволил ему организовать новое для Александро-Невского общества трезвости дело — детский сад, "гостеприимно собравший под кровом отделения 85 девочек и мальчиков. Это — дети столичной нищеты, ютящейся в подвалах и грязных углах, без горячей пищи, без детских игр, без румянца на щеках, без блеска живых, чистых глаз, без искрящегося, юного, жизнерадостного детского гомона и смеха".
На лето детей необходимо было увозить из пыльной и душной городской атмосферы в здоровую дачную местность. И о. Петр решает организовать для детей летний дачный отдых в Луге», «чтобы вырвать детей из неприглядных условий жизни, показать им светлое и хорошее, что в ней есть, согреть молодые их души близостью к природе и хорошим питанием укрепить изнуренные силы». В столицу дети возвращались иными: «Прежняя капризность, упрямство, недружелюбность и замкнутость сменились послушностью, любовью ко всем окружающим и откровенностью» — делился впечатлениями о работе детского садика отец Петр.
«Проповедь о. Петра имела внутреннюю мощь, несокрушимую крепость, покоряющую сердца людей Христу. Слова ревностного пастыря обращали к Богу тысячи сердец, влекли к Нему какой-то незримой силой — силой Духа Святаго, животворящего людские души» («Я хотел гореть пред Богом как свеча...»).
После революционных потрясений в 1917 г. протоиерей Петр с семьей был вынужден покинуть столицу. До своей кончины он служил в храме с. Замостья Курской губ., где настоятельствовал его сват протоиерей Алексий Диаконов.
Скончался отец Петр в 1922 г. от заражения крови.