Руженцев Александр Григорьевич, священник

  • Дата рождения: 1870 или 1871
  • Место рождения: г. Смоленск
  • Дата смерти: 4.9.1918
  • Место смерти:

Родственники

  • отец  —  Руженцев Григорий , чиновник в г. Смоленске
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1886
Смоленское духовное училище
1886
1893
Смоленская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

13.3.1894
рукоположен во священника епископом Смоленским и Дорогобужским Гурием (Охотиным)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
13.3.1894
1918
Смоленская и Дорогобужская епархия, Смоленская губ., Бельский уезд, с. Печатники, Казанская церковь, священник. Заведующий и законоучитель Печатниковской церковно-приходской школой
Показать все

Награды

12.11.1898
право ношения набедренника
17.3.1905
право ношения скуфьи
1913
архипастырское благословение, преподано за «руководство Печатниковской церковно-приходской школой и преподавание в ней Закона Божия»
1914
архипастырское благословение, преподано за «труды по благоустройству школы»
Показать все

Преследования

июль 1918
арестован
июль 19184.9.1918
находился в заключении в тюрьме в г. Смоленск
сент. 1918
приговорен Западной областной ЧК к высшей мере наказания (расстрелу) по обвинению в «участии в Бельском восстании [крестьян] и закапывании в землю раненых красноармейцев»
4.9.1918
расстрелян в Катынском лесу (окрестности с. Катынь Смоленского р-на Смоленской обл.)
Показать все

Другие сведения

Летом и осенью 1918 г. многие священнослужители Смоленской епархии пострадали в связи с имевшими место в различных частях губернии возмущениями населения против действий советской власти. По всем восставшим волостям прокатилась волна карательных акций. При подавлении восстания власти объявили духовенство одним из его организаторов. «Как отмечала советская историческая литература, "по делу Бельского восстания было привлечено к ответственности 388 наиболее активных его зачинщиков, из которых 45 расстреляны"[1]. Описания обстоятельств их ареста, содержащиеся в советских источниках, противоречат тому, что известно из источников церковного происхождения.

Областные "Известия" 15 сентября 1918 г. поместили статью, в которой священник Александр Руженцев и бывший староста Яков Орлов назывались активными участниками "восстания Бельского кулачества". Утверждалось, что священник А. Руженцев был ближайшим родственником председателя контрреволюционного штаба восставших полков ника Карабанова. Услышав набат, священник, писала газета, сбросил рясу, взял винтовку, стал "разжигать страсти" во время избиения красноармейцев, шомполом от ружья "крестил" их вдоль спины, взял пуле мет и кричал: "Разойдись, я расстреляю этих мерзавцев", а через два дня отслужил молебен о даровании победы кулакам. Потом в следственной комиссии он якобы сваливал вину на "полуубогого, ненормального" диакона, на очной ставке между ними завязался денежный спор, в конце концов священник А. Руженцев сознался и пролил слезу. А Орлов, старик лет 60ти, бывший владелец кожевенного завода в уезде, закапывал в землю раненых красноармейцев (правда, в другом фрагменте статьи говорится о том, что ему этого сделать не дали)»

Из церковных источников мы узнаем обратное — священник Александр Руженцев был арестован только потому, что власти заподозрили его в участии в восстании, при этом его смерть церковное начальство назвало страданием за веру. «В делах Смоленского епархиального совета имеется донесение архиепископа Феодосия Священному Синоду, в котором говорится о том, что 6 июля и в последующие дни священнослужители Покров-Жирковского и Печатниковского приходов подвергались насилиям со стороны властей и некоторые из них были арестованы[2]. Вместе с донесением владыка переслал в Синод рапорт священника с. Покров-Жирков с описанием этих насилий и обстоятельств ареста. Этот рапорт, к сожалению, не сохранился, но, ознакомившись с ним, Комиссия о гонениях Священного Собора сделала вывод, что священнослужители Печатниковского и Покров-Жирковского приходов пострадали за веру[3]. На имя архиепископа Феодосия поступило также прошение прихожан с. Печатники, в котором они писали: "В первых числах июля сего года в нашей волости, в частности, в нашем приходе, произошло восстание, последствием которого было то, что многие были арестованы. Между прочими был арестован наш священник о. Александр Руженцев как заподозренный участник восстания. Мы несколько раз хлопотали об освобождении нашего священника о. Александра Руженцева, писали прошения, но его не отпускают и когда отпустят — неизвестно, а приход между тем нуждается в священнике. Мы все православные, веруем во Христа и Церковь и потому хотим, чтобы был у нас священник. Больше месяца прошло, как мы без священника, много родилось и умерло, много умерло без покаяния, и нам, как православным, очень тяжело, что мы своим детям не можем дать Таинства Крещения, умершим — необходимого Таинства Покаяния и обряда погребения…". Архиепископ Феодосий, со своей стороны, просил прихожан с. Печатники послать к властям специальную делегацию для ходатайства об освобождении арестованных[4]».

К началу сентября в смоленской тюрьме находилась в заключении целая группа священнослужителей, ожидавших решения своей участи. В сентябрьские дни «красного террора» постановления по их делам были приняты.

«Священника Александра Руженцева, чрезвычайная комиссия Западной области 4 сентября приговорила к расстрелу и в тот же день расстреляла в Смоленске (по предположениям одних — в Катынском лесу[5], по сведениям других — за Братским кладбищем в самом Смоленске[6]). Через периодическую печать комиссия сообщила, что священник Александр Руженцев расстрелян "за участие в восстании в Бельском уезде и закапывании в землю раненых красноармейцев"» (Духовенство Смоленской епархии в гонениях ... С. 103, 105–106, 130).

 

_____________

[1] Почанин С. З. Историей обреченные. С. 251.

[2] ГАСО. Ф. 1232. Оп. 1. Д. 188. Л. 57.

[3] См.: ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 563. Л. 443–444 ; ГАСО. Ф. 1232. Оп. 1. Д. 186. Л. 22 об.–23 ; НИОР РГБ. Ф. 257. П. 9. Ед. хр. 9. Л. 1–2об., 5–8

[4] ГАСО. Ф. 1232. Оп. 1. Д. 188. Л. 56, 57 ; Д. 319.

[5] См.: Валуев Д. В. Смоленская Голгофа // Смоленские епархиальные ведомости. 2000. № 1. С. 43.

[6] См.: Соколов В. И. И тьма не объяла свет. М., 2003. С. 106–107, 109.

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию