Модестов Иван Корнилович, священник

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1904
1908
Оренбургское духовное училище
окончил по 2-му разряду
1914
Оренбургская духовная семинария
окончил по 2-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1915
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
25.11.1914
2.9.1915
Оренбургская и Тургайская епархия, Оренбургская губ., г. Троицк, Михаило-Архангельская церковь, псаломщик
2.9.1915
июль 1919
Оренбургская и Тургайская епархия, Оренбургская губ., Орский уезд, с. Кананикольское, Николаевская церковь, священник. С 19.11.195 — законоучитель Кананикольской земско-общественной школы.Действительный член общества вспомоществования нуждающимся ученикам Оренбургской духовной семинарии (1916)
28.5.1937
Показать все

Награды

право ношения набедренника, награжден за «усердную пастырскую деятельность»
Показать все

Преследования

1919
осужден Оренбургским губернским революционным трибуналом, за «контрреволюционную агитацию»
28.5.1937
арестован
28.5.193723.8.1937
находился в заключении в тюрьме г. Омска
23.8.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Омской обл. к высшей мере наказания (расстрелу)
27.8.1937
расстрелян в г. Омске
4.7.1989
реабилитирован
Показать все

Другие сведения

Уже на первом году священнической службы в с. Кананикольском отмечался священноначалием как ревностный пастырь. Вместе с настоятелем прихода они несли «нелегкое дело служения в таком разбросанном на много десятков верст приходе "Ездят по хуторам, в молитвенных хуторских домах и в своем храме наставляют и поучают народ в истинах христианской веры. Усердно преподают Закон Божий в церковной, земской и министерских школах. Трудятся усердно по нуждам военного времени. Устраивают внебогослужебные беседы с общенародным пением" — было отмечено во время обзора приходов Оренбургской губ. епископом Мефодием (Герасимовым) (Оренбургские епархиальные ведомости. 1916. № 39/40, часть неофиц. С. 503).

Последним местом служения отца Иоанна перед арестом в 1937 г. стала Никольская церковь с. Ермаки Викуловского р-на Омской обл. События последней Пасхи с. Ермаки восстановила Елена Новикова:

«...Из года в год двадцать пять лет подряд, начиная с 1912 года, жители девяти окрестных деревень съезжались на праздник в Ермаки, к Никольской церкви. Ехали нарядными, целыми семьями — день Христова Воскресения был самым почитаемым у крестьян.

Но накануне Пасхи в 1937 году был и другой, новый праздник — Первого мая…

В 1937-м совпали Пасха и празднование 1 Мая. Пасха выпала на 2 мая, а 1 Мая — на Великую Субботу.

Для верующих Великая суббота перед Пасхой — и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, воскресение еще не настало, но все уже вокруг наполнено предпасхальной радостью. Великую субботу в народе еще называют Тихой, так как в этот день не принято веселиться и развлекаться, стоит удерживаться от ссор и раздоров.

А тут предстояли советский Первомай и демонстрация с флагами и лозунгами.

Ермаковцы, в большинстве своем верующие, растерялись и пришли к священнику за советом — идти ли на демонстрацию?

Священника Ермаковской Никольской церкви звали Иван Корнилович Модестов. Он ничего не стал им советовать, а только объяснил, что предпасхальный день — Великая суббота — это всегда день покоя.

И крестьяне его услышали.

… Впервые за двадцать лет не случилось в Ермаках демонстрации.

Но случилась Пасха. Последняя. Трагическая.

Утром 2 мая 1937 года к Ермаковской Никольской церкви съезжались телеги и кошевки со всех окрестных деревень. Плыл над лесами колокольный звон, который был слышен на несколько километров. И вместе с ним, казалось, плыла над реками и озерами великая божья благодать...

Церковь была заполнена до отказа, тесно было и на площади перед ней.

Началась служба.

И тут произошло страшное. В окна храма с улицы полетели камни, кирпичи. Сельские «активисты» ворвались в церковь и стали ее громить. Крушили иконостас, топтали плащаницу, со стен срывали иконы, бросали их на пол и разбивали.

Одна из Ермаковских долгожительниц Зинаида Григорьевна Босякова вспоминает о том дне:

«Я совсем малая была, всего шесть годов, а помню, как голосили бабы, кричали мужики, когда громили все в церкви. А священник, как стоял, как молитву читал, даже никуда глазами не повел, стоял, как вкопанный.

Потом выкидывали порушенные иконы на улицу. А те, что были под стеклом, заставляли нас, детей, разбивать камнями и кирпичами. Икон тех было, ой, как много! Церковь у нас богатая была, красивая очень».

Об отце Иоанне Зинаида Григорьевна рассказала: «Не очень хорошо, но немного помню. Красивый был, умный. Очень любил в хаты в гости заходить. Вот и к нам ходил — с мамой и тятенькой беседовать. Сядет, бывало, на крыльцо, да и говорит. И волосы у него были такие красивые, длинные, почти до пояса. Расстреляли его после того, как церковь порушили. Жалко. Хороший был человек...» (Переселенцы 120 лет спустя...).

Архивные источники

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию