Кочуров Александр Алексеевич, священник

  • Дата рождения: 1880
  • Дата смерти: 1929

Родственники

  • отец  —  Кочуров Алексей, псаломщик , служил в сельской местности между Москвой и Тулой. Дети (кроме Александра): сын и две дочери
  • жена  —  Кочурова (Круглова) Евдокия Васильевна (1884 – 30.3.1970, Томск)
  • дочь  —  Кочурова Нина Александровна . Вышла замуж, уехала на Кавказ
  • дочь  —  Кочурова Вера Александровна (1906/1907 – 08.1929, Томск). Окончила в Керенске 9 классов с педагогическим уклоном (с правом работы в школе)
  • дочь  —  Кочурова Ольга Александровна (1907/1908 – 1963, Томск). Окончила в Керенске 9 классов с педагогическим уклоном (с правом работы в школе), после — кредитно-экономический институт в г. Москве. В 1936 по распределению направлена в г. Хабаровск, в дороге познакомилась с будущим мужем, студентом 4-го курса Томского политехнического института. Дети: Нина и Юрий
  • дочь  —  Кочурова Таисия Александровна (1910/1911 – 08.1928, Томск). Окончила в Керенске 9 классов с педагогическим уклоном (с правом работы в школе)
  • сын  —  Кочуров Михаил Александрович (1914/5 – 1989, Томск) окончил в Керенске 9 классов с педагогическим уклоном (с правом работы в школе), в 1932 — учитель в школе дер. Варюхино Новосибирской обл. На фронте был ранен. В 1942 поступил в Томский университет, получил диплом историка и до конца жизни работал в Томском инженерно-строительном институте
  • дочь  —  Агузанова (Кочурова) Зинаида Александровна (04.10.1920 – 04.07.2006, Томск), род. в с. Широмасово Самарской губ., Саранский уезда. Окончила в Керенске 9 классов с педагогическим уклоном (с правом работы в школе), в 1942 — Томский педагогический институт по специальности: учитель русского языка и литературы. В 1942 работала в отделе технического контроля на Сибэлектромоторе
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1903
Рязанская духовная семинария
окончил по 2-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

февр. 1905
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1903
11.2.1905
Рязанская и Зарайская епархия, Рязанская губ., Зарайский уезд, с. Любичи, Воскресенская церковь, псаломщик. 11.2.1905 определен на священническое место в Тамбовскую епархию
Показать все

Преследования

3.12.1929
приговорен коллегией ОГПУ к высшей мере наказания (расстрелу), по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР
не ранее дек. 1929
расстрелян
12.12.1990
реабилитирован
Показать все

Другие сведения

Первой волны антирелигиозных репрессий отцу Александру с семьей удалось избежать. Но «озабоченный необходимостью кормить большую семью кочевал из деревни в деревню, где больше требы». В 20-е гг. отец Александр служил в мордовских селах. «Официальные власти всячески притесняли единственного священника в округе», жили очень тяжело, питались тем, что приносили прихожане. Родители делали все возможное, чтобы дети выучились, и смогли выскочить из «убогой деревенской бедности». Но в округе мордовских сел, где служил отец Александр не было русских школ. Дети учились в г. Керенске Пензенской губ., жили на съемных квартирах. «Кормились тем, что привозили из села. Мать месяцами проживала с детьми в Керенске, а отец оставался один, только на каникулах собирались все вместе в Ачадово» — вспоминала впоследствии младшая дочь Зинаида. Все 6 детей получили профессию учителя. Опасаясь последствий при устройстве на работу сестры Кочуровы скрывали, что происхождение — записывали отца учителем.

Отец Александр не имел права свободного передвижения. В 1928 г. умерла в Томске дочь Тося, в 1929 г. — Вера. Тосю ездила хоронить Евдокия Васильевна. На похороны второй дочери разрешили выехать отцу. «Александр Алексеевич раздумывал, как остаться в Томске навсегда и перевезти остаток семьи. Не тут-то было. Чекисты фактически взяли Евдокию Васильевну в заложники, не выпускали из села даже, чтобы привезти детям в Керенск пропитание».

Эрвин Гельмутович Полле по воспоминаниям тещи Зинаиды Александровны — младшей дочери отца Александра арест священника связывает с обвинением в попытке покинуть с. Ачадово. «Поздней осенью 1929 г. отец с матерью поехали проведать Зину и Мишу в Керенск, проехали на телеге много километров, когда обнаружили, что потеряли плащ с капюшоном, вещь для священника, обслуживающего несколько деревень, незаменимая. Решили вернуться. Оказалось, плащ обронили около деревни, кто-то подобрал, узнали плащ священника. Его сразу арестовали, так что ребятишки в Керенске и не попрощались с ним. О судьбе Александра Кочурова больше ничего не известно, жене сказали, что отправили на Соловки. Семья осталась без кормильца. Много лет Евдокия Васильевна верила в чудо, возможность появления мужа. Увы!» (Полле Э. Г. Матери 20-го века).

Отец Александр был арестован после собрания крестьян с. Ачадово, отвергавших спущенный сверху непосильный план хлебозаготовок. И осужден по так называемому «Ачадовскому делу» в числе 46 жителей с. Ачадово, Богдановка, Покровские Селища, Новая Поляна, Мордовские Поляны, Тарханская Потьма, Новые Выселки, Булдыгино бывшего Ачадовского (ныне Зубово-Полянского) р-на Мордовского округа Средне-Волжского края, которые были приговорены к различным срокам заключения — от трех до десяти лет. Шестеро из привлеченных по делу были расстреляны. Осужденные обвинялись «в саботировании хлебозаготовок, организации колхозов, распространении слухов о предстоящей войне с Китаем».

Отец Александр который, как говорится в его обвинительном заключении, «хотя сам и выполняет советские законы, но водит подозрительную дружбу со служителями культа других приходов, бывшими монахами, различными юродивыми, которые нередко собираютя в его доме, разносят слухи о скором конце света, о том, что колхозы — это порождение дьявола. Когда арестованных стали оправлять в Беднодемьяновск, то собрались сотни верующих – мужчины, женщины с детьми, старухи. Все они дружно протестовали против ареста батюшки и сумели отбить его от конвойных. Дело кончилось тем, что священник Александр Алексеевич Кочуров по постановлению ОГПУ от 3 декабря 1929 года был расстрелян» (Левштанова Н. С. Церковное пение в Мордовии С. 32–33, 74).

Сообщить о неточностях или дополнить биографию