Зиновьев Василий Николаевич, священник

Родственники

  • отец  —  Зиновьев Николай Васильевич, диакон
  • мать  —  Зиновьева Евдокия Васильевна
  • жена  —  Зиновьева Мария Львовна († 1921). Из московских мещан. Приемная дочь дворянки Ольги Савиной. Получила прекрасное образование в московском частном пансионе госпожи Пуссель. Бракосочетание состоялось в октябре 1895 в ярославской церкви Димитрия Солунского. Умерла от паралича сердца
  • дочь  —  Зиновьева Нина Васильевна . Обучалась в Ярославской Мариинской женской гимназии
  • сын  —  Зиновьев Николай Васильевич (ок. 1907 – 13.06.1922). Был музыкально одаренным ребенком, прекрасно играл на скрипке. Утонул в реке Которосль
  • другие дети  —  три дочери. Обучались в Ярославской Мариинской женской гимназии
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1884
1888
Ростовское Димитриевское духовное училище
окончил по 1-му разряду
1888
1894
Ярославская духовная семинария
в 5-м классе назначен регентом семинарского хора. 26.02.1894 в Успенском кафедральном соборе г. Ярославля посвящен в стихарь
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

21.11.1895
рукоположен во диакона архиепископом Ярославским и Ростовским Ионафаном (Рудневым) в Мариинском храме Ионафановского епархиального женского училища г. Ярославля
21.12.1896
рукоположен во священника архиепископом Ярославским и Ростовским Ионафаном (Рудневым) в крестовой Воскресенской церкви архиерейского дома
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
18.9.1894
21.11.1895
Ярославская и Ростовская епархия, Ярославская губ., Рыбинский уезд, Югская Дорофеева пустынь, учитель и регент церковного пения
21.11.1895
21.12.1896
Ярославская и Ростовская епархия, г. Ярославль, Петропавловская церковь при Ярославском кадетском корпусе, диакон
21.12.1896
1924
Ярославская епархия, г. Ярославль, Троицкая домовая церковь при Николаевском детском приюте, священник, настоятель. Преподаватель пения в Ярославской женской Мариинской гимназии (с 1.1.1906), законоучитель и учитель пения в министерском двуклассном училище при станции «Ярославль» Северной железной дороги (апр. 1906)
13.9.1900
1.1.1906
г. Ярославль, Ярославская духовная семинария, священник, учитель церковного пения
21.8.1906
16.9.1916
Ярославская и Ростовская епархия, г. Ярославль, Успенский кафедральный собор, священник, регент архиерейского хора, педагог церковного пения
16.9.1916
февр. 1917
Ведомство протопресвитера военного и морского духовенства, церковь 206-го пехотного Сальянского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полка, священник, капельмейстер хора
не ранее февраля 1917
не позднее октября 1924
Ярославская епархия, г. Ярославль, Сретенская церковь, священник, регент, педагог церковного пения. При церкви организовал певческую капеллу под названием «Хор Зиновьева». Преподаватель пения в ярославских школах (осень 1918 – 1919), заведующий кафедрой эстетического воспитания Ярославского педагогического института (15.10.1921–1.10.1922), преподаватель пения в Ярославском гос. университете (фев. 1923), руководитель студенческого хора и хора учебной дивизионной школы
окт. 1924
март 1925
Московская епархия, г. Москва, церковь преподобного Сергия Радонежского, что в Рогожской Слободе, священник, регент церковного хора
Показать все

Награды

12.8.1895
архипастырская благодарность
23.9.1901
право ношения скуфьи, «за заслуги по епархиальному ведомству»
6.5.1909
право ношения камилавки
не ранее 1913
золотой наперсный крест из Кабинета Его Императорского Величества
Показать все

Преследования

28.10.1922
арестован. Поводом для ареста послужила смелая проповедь и участие в собрании против обновленческих деятелей
28.10.192222.11.1922
находился в заключении в тюрьме г. Ярославля. Освобожден
Показать все

Другие сведения

Торжественный хор на молебен «С нами Бог», песнопение из Божественной Литургии «Верую, Господи, и исповедую...», тропарь Великой пятницы «Искупил ны еси», песнопение из псалма 12-го «Доколе Господи, забудеши мя» и многие другие произведения замечательного композитора и священника Василия Зиновьева являются украшением Православной Церкви. Кроме церковных песнопений, в его творческом наследии более ста песен на стихи русских поэтов («Белеет парус одинокий», «Скажи мне, ветка Палестины», «По небу полуночи ангел летел», «Был у Христа-младенца сад», «Меж высоких хлебов затерялося» и др.).

Он начал заниматься музыкой еще в годы учебы. В свободное от занятий время переписывал ноты, чтобы понимать тонкости построения хоровых партитур, стал учиться игре на скрипке, фортепиано и фисгармонии. Свои первые музыкальные произведения — песни для детского хора — он создал в Дорофеевой пустыни. Тогда же проявил себя как талантливый педагог. О его преподавательской деятельности высоко отозвался св. праведный Иоанн Кронштадтский, посетивший 16 июля 1900 г. педагогические курсы в Ярославском епархиальном училище, где отец Василий служил учителем пения: «Прекрасно, гармонично, умилительно поете! Гармония, согласие, согласие во всем — великая сила! Пусть так же гармоничны будут и ваши юные еще души, и ваши дела и помыслы пусть составляют гармонию, приятную Богу!» (В гармонии и согласии во всем).

В своем докладе на собрании ярославского духовенства 14 марта 1902 г. отец Василий говорил: «В старину православный русский богомолец шел в храм отдохнуть душою и под звуки родных напевов усердно помолиться песнословимому Богу… И крепло его национальное сознание, росла его привязанность к Церкви, к обычаям и заветам родной, священной старины, находя естественное выражение в традиционной преданности престолу, в горячей любви к Отечеству, с полною готовностью "стать за веру Православную, за святые обители, за благоверного царя нашего и за все Православие" (воинские стихи 16 века). А ныне... Не молиться ходим мы в церковь, а "послушать" модный концерт и поразвлечься... Но ведь развлечений и праздных забав в наше время слишком много: зачем же еще и храм Божий делать местом развлечений? Если пастырь Церкви должен быть на страже своей паствы вообще, то не его ли долг и священная обязанность охранить своих прихожан и от этой нежелательной деморализации и порчи вкусов и нравов?» (Об улучшении церковного пения. С. 257).

В служении, творчестве, педагогической работе, концертной деятельности он был неутомимым тружеником. О его мастерстве бывшая певчая архиерейского хора В. П. Соколова вспоминала: «Все мы висели у него на кончике камертона. Одного взгляда Василия Николаевича было достаточно, чтобы мы знали, что и как нужно петь» (Добровольный пленник). Отец Василий работал за небольшое жалованье, часто бесплатно, полученные гонорары жертвовал на дела благотворения. Так, средства от продажи издания кантаты «Русь святая идет на войну» он передал на военные нужды. В памяти современников он остался человеком веселым, темпераментным и энергичным. При этом имел настоящий молитвенный дар, о чем сам признавался: «Когда я молюсь, я горю, как свеча, пусть хоть и копеечная, но до Бога доходит». Он любил не только петь, но и танцевать. Сам писал стихи и сочинял к ним музыку. Жил с семьей на улице Подгорной в небольшом деревянном доме, построенном по завещанию ярославского купца Дунаева для Николаевского детского приюта. Уделял особое внимание воспитанию сирот и заботе о них.

Его ценил святитель Тихон (Беллавин). Будучи архиепископом Ярославским и Ростовским  (1907–1913 г.), он порой не начинал богослужение, если отец Василий на него запаздывал. Певчий зиновьевского хора Н. Леданов вспоминал о том, как святитель Тихон называл своего любимого регента «русским Бахом». По просьбе владыки композитор написал цикл песнопений «Архиерейское облачение», в котором есть старинное песнопение «Вошел еси во церковь». Мелодию знаменного распева и текст отец Василий взял из старых нот первой половины XVII века. 

Отец Василий говорил: «Вся сила, вся важность в церковном пении заключается в словах молитвы... Без хорошего церковного хора православное богослужение наполовину теряет свое величие и красоту, хороший хор — истинное украшение церкви, церковное пение есть могучая сила, настраивающая душу к молитве...» (В гармонии и согласии во всем).

Центральным в его творчестве стало мощное песнопение «С нами Бог!», написанное на слова пророка Исаии для торжественного хорового пения в праздник Рождества Христова. Композитор посвятил его 100-летию со времени окончания Отечественной войны 1812 года.

23 мая 1913 г. в Петропавловском соборе г. Петровска отец Василий удостоился личной благодарности от Государя Императора, что нашло отражение в епархиальных известиях: «По окончании обычного многолетия, Государь подошел к регенту хора о. В. Зиновьеву и милостиво благодарил его за прекрасную постановку хора...» (Ярославские епархиальные ведомости. 1913. № 24, часть неофиц. С. 470). 

В годы Первой мировой войны отец Василий написал песню «Спите, орлы боевые», посвященную погибшим воинам. В 1916 г. он ушел добровольцем на фронт. После возвращения из армии организовал художественную капеллу при Сретенской церкви, преподавал пение в ярославских учебных заведениях. Отзываясь на тяжелые события в стране, в дни июльского ярославского восстания 1918 года он создал песнопение «Великое славословие».

Пережив личную трагедию (смерть супруги и сына), отец Василий полностью посвятил себя любимой работе и воспитанию дочерей. Как вспоминала его ученица К. В. Куликова: «После смерти сына и своей жены отец Василий стал чаще бывать у нас дома. Нас, девочек, он обучал пению. Иногда мы, чтобы "похвастаться" выученным уроком, встречали батюшку (конечно, в шутку) у дверей пением трио "Ис полла эти дэспота". А по большим праздникам отец Василий приходил рано утром к нам домой, брал меня за ручку и вел в кафедральный собор на службу — петь трио "Ис полла эти дэспота" на архиерейской службе. После службы митрополит Агафангел [Преображенский, священноисповедник. — Ред.] вручал нам огромный пакет с конфетами и благодарил за пение. Моя старшая сестра Нина пела в хоровой капелле отца Василия» (Василий Николаевич Зиновьев).

Летом 1922 г. был заключен под домашний арест в ярославский Спасский монастырь священноисповедник Агафангел (Преображенский). Управление церковной жизнью в городе оказалось в руках обновленцев. Тяжело переживая появление раскола в Церкви, 10 октября 1922 г. отец Василий подал заявление в ОГПУ: «По уполномочию духовенства... прошу о разрешении собрания 15 октября в церкви Святаго Духа в 1 час дня. Цель собрания: восстановление единения между отдельными группами. Священник Василий Зиновьев». Собрание состоялось, на нем присутствовало около трех тысяч человек. После этого последовали аресты. Помимо участия в собрании против обновленцев, дополнительным поводом для ареста отца Василия послужила проповедь, сказанная им 17 июня 1922 г. в Троицкой церкви: «...когда Николая прогнали — вы спали. Временное правительство свергнули — вы спали, и Ленин сидит — спите. Сказал бы больше, да «Коровники» [ярославская тюрьма. — Ред.] недалеко. Меня посадят — и вы тоже будете спать...» (Добровольный пленник). На допросах держался с достоинством, не теряя чувства юмора. На вопрос об имущественном положении написал: «Имею козла и козу», а словами «с сочувствием» — выразил свое отношение к советской власти.

После освобождения продолжал руководить художественной капеллой. До конца своих дней он оставался верен завету, данному самому себе еще в юности: «Нотки я покину только тогда, когда буду там, далеко... на том свете. Музыка — моя стихия, я ее добровольный пленник на всю жизнь» (Добровольный пленник). 

В ноябре 1923 г. у него обнаружилось заболевание горла, которое требовало серьезного лечения. 13 мая 1924 г. состоялось собрание приходского совета Свято-Духовской церкви г. Ярославля, на котором обсуждался вопрос «о болезни о. В. Н. Зиновьева, для излечения коей ему необходима поездка в Крым, и о воспомоществовании ему (о. В. Зиновьеву), как общественно-церковному деятелю. Постановили: принять подписные листы, предлагаемые приходским советом Сретенской церкви, и произвести добровольные по нам сборы. Председатель собрания священник Н. П. Розов» (В гармонии и согласии во всем). В конце мая 1924 г. отец Василий уехал на лечение в Крым. Там ему стало немного лучше, но по возвращении в Ярославль болезнь вновь напомнила о себе. В октябре 1924 г. он переехал на лечение в Москву, где взял на себя управление хором в храме прп. Сергия Радонежского, что на Рогожской заставе. Он положил на музыку кондак акафиста преподобному Сергию «Возбранный от Царя...» с припевом «Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче». По Промыслу Божию, это песнопение стало лебединой песнью композитора.

Отец Василий скончался от рака горла в одной из московских больниц. По завещанию, был похоронен в Ярославле, рядом с могилами его супруги Марии Львовны и сына Николая. Почитатели его таланта поставили на могиле гранитное надгробие с крестом.

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию