Перов Александр Васильевич, протоиерей

Родственники

  • отец  —  Перов Василий Федорович, священник
  • мать  —  Перова Параскева Александровна (1865 – не ранее 1900), учительница церковно-приходской школы с. Большая Князевка
  • жена  —  Перова (Несмелова) Вера Геннадьевна (24.12.1886–22.09.1970; венчание состоялось в 1907)
  • тесть  —  Несмелов Геннадий Иванович, священник
  • сын  —  Перов Анатолий Александрович (28.04.1908 – до 2015)
  • дочь  —  Перова Нина Александровна (24.07.1909 – до 2015)
  • сын  —  Перов Николай Александрович (10.11.1910 – до 2015)
  • сын  —  Перов Виктор Александрович (1913–1953), художник, убит при нападении грабителей на дом, в котором жила семья прот. Александра
  • сын  —  Перов Сергей Александрович (1915 – 1–15.08.1942)
  • сын  —  Перов Александр Александрович (27.05.1917 – до 2015)
  • дочь  —  Перова Евфалия Александровна (1926 – до 2015)
  • дочь  —  Краюшкина (Перова) Любовь Александровна (род. в 1928)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1897
1900
Вольское духовное училище
окончил 3 класса, переведен в Саратовское духовное училище
1900
1901
Саратовское духовное училище
1901
1907
Саратовская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

22.8.1907
рукоположен во священника епископом Саратовским и Царицынским Гермогеном (Долганёвым; священномучеником)
1951
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
22.8.1907
17.8.1910
Саратовская и Царицынская епархия, Саратовская губ., Сердобский уезд, с. Старая Потловка, церковь-школа св. мученицы Аллы Готфской, священник, заведующий и законоучитель второклассной образцовой школы и одноклассной школы при церкви
17.8.1910
1918
Саратовская и Царицынская епархия, Саратовская губ., Аткарский уезд, с. Большая Князевка, Михаило-Архангельская церковь, священник. С 1913 — благочинный 3 округа Аткарского уезда (до 1925) и окружной миссионер (до 1926)
июнь 1918
март 1931
Саратовская и Петровская епархия, Саратовская губ., Аткарский уезд, с. Невежкино, Космо-Дамианская церковь, священник
дек. 1945
29.10.1949
Астраханская и Сталинградская епархия, Сталинградская обл., г. Урюпинск, Покровская церковь, священник (второй священник, затем настоятель)
29.10.1942
2.1.1961
Саратовская епархия, Саратовская обл., Романовский р-н, с. Дурникино (Подгорное), Михаило-Архангельская церковь, протоиерей, настоятель
2.1.1961
27.5.1961
Саратовская и Волгоградская епархия, Саратовская обл., пос. Ершово, Никольская церковь, протоиерей, настоятель. Уволен за штат по старости
Показать все

Награды

1912
право ношения набедренника
1916
право ношения скуфьи
1923
право ношения камилавки
1926
право ношения наперсного креста
1958
право ношения палицы
Показать все

Преследования

1928
лишен избирательных прав
12.3.1931
арестован Лысогорским районным отделом/отделением (РО) ОГПУ по обвинению в «агитации против мероприятий советского правительства по коллективизации» (ст. 58, ч. 10 УК РСФСР)
28.3.1931
осужден тройкой при ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю на 5 лет заключения в концлагерь
19311935
находился в заключении в исправительно-трудовом лагере (ИТЛ)
26.4.1989
реабилитирован прокуратурой Саратовской обл., по году репрессии: 1931
Показать все

Другие сведения

Приход в с. Невежкино в 1918 г. священник Александр Перов возглавил после ареста своего брата — предыдущего настоятеля прихода священника Николая Васильевича Перова. В 1920–1923 совмещал службу в церкви с исполнением обязанностей счетовода колхоза "Октябрь" им. Калинина. В ноябре 1929 г. на его семью наложили непомерный ("повышенный") налог — 300 пудов (около 5 тонн) картофеля, поставив ее за грань выживания.

При аресте в марте 1931 г. был вместе с настоятелем храма в соседнем селе Большие Копены священником Георгием Савиным обвинен в "агитации против мероприятий советского правительства по коллективизации" и связи с раскулаченными и кулаками. Самого священника Александра Перова раскулачить было невозможно, так как в с. Невежкино раскулачивали только тех хозяев, у кого на подворье были лошади. На момент ареста из имущества у него были корова и теленок, к тому же семья его была очень большой.

На вопросы следователя во время допроса отец Александр отвечал обстоятельно, не называя третьих лиц и свидетельствуя о том, что цель его деятельности — исключительно религиозная, не выходящая за рамки советского законодательства. На вопрос следователя о беседах о коллективизации с крестьянами отвечал: "Я о текущих кампаниях с крестьянами совершенно не говорил", вину в какой-либо антигосударственной деятельности не признал.

После возвращения из лагеря, с 1936 по 16.08.1945 г. трудился счетоводом колхозов и совхозов около г. Сталинграда, собрал семью (во время его пребывания в лагере матушка вынуждена была раздать детей по родственникам). В лагере выжил только благодаря тому, что, будучи хорошим счетоводом, был взят на работу в лагерную контору. С 1945 г. снова смог служить священником. По словам жительницы с. Дурникино (ныне Подгорное) Тамары Телегиной отец Александр ходил по дворам на Рождество Христово и Пасху, и в тех семьях, где было много ребят, одаривал детей копейками. Его сын Виктор, художник, писал иконы (творчество его сохранилось и в с. Невежкино), восстанавливал храм в с. Дурникино после войны, сделал для храма Голгофу.

После увольнения за штат протоиерей Александр переехал в г. Волгоград, где всегда присутствовал за богослужениями в Казанском Кафедральном соборе. В этом же соборе 23.10.1965 г. состоялось его отпевание собором духовенства, при стечении огромного количества молящихся, пришедших отдать своё последнее целование дорогому пастырю и отцу. После пения "Со святыми упокой…" благочинным Волгоградского округа протоиереем Василием Ошурко (1928–1983) было сказано надгробное слово "Блажен, егоже избрал и приял еси, Господи". В некрологе, опубликованном в Журнале Московской Патриархии, говорилось о том, что почивший "отличался христианским смирением, глубокой верой в Бога, простотой и послушанием. Находясь неотлучно в лоне Святой Православной Матери — Церкви, он снискал сыновнюю любовь и глубокое уважение со стороны своих пасомых", а в его характеристике отмечалось, что отец Александр — "доброго внутреннего устроения и полон пастырского усердия и ревности. С внешней стороны он хотя и не производит особенного впечатления, но искренность и глубина его веры несомненны. Он проповедует хотя и не эффектно, но содержательно, поучительно и с настроением. Со стороны верующих пользуется несомненной любовью и уважением".

Информация предоставлена Борисом Константиновичем Зозулей на основании документов Государственного архива Саратовской области, Архива УФСБ России по Саратовской области, печатных изданий. Представленные на странице фотографии и копии архивных документов — из его личного архива

Из воспоминаний дочери Любови Александровны Краюшкиной (Перовой):

"Когда папу забрали, нас оставалось 9 человек детей — 5 мальчиков, 4 девочки. Самому старшему было 14 лет, самой младшей — менее года. Мама рассказывала, что у нас отняли всё. Остались голые и босые. В тюрьме отец буквально умирал с голоду. Мама продала часы — единственную ценную вещь, которая сохранилась, на вырученные деньги купила пшено и отправила в тюрьму. Папа потом говорил: «Это пшено меня спасло». Он каждый день брал по столовой ложке крупы и жевал ее до тех пор, пока она не превращалась в «молоко». Этим и остался жив…

Какие же мы пережили страдания, это трудно описать! Питались ракушками, корнями, варили лебеду и крапиву. Просили милостыню, пасли у людей скотину. Верующие люди как могли помогали, но все равно за эти годы умерли от голода трое детей. Учиться старшим ребятам не разрешалось, так как отец был осужден и мы считались отверженными…

Доброты папа был необычайной. Когда в Урюпинске служил, на панихидный стол прихожане что-нибудь принесут съестное, он домой идет, а за ним ребятишки гурьбой: «Батюшка, батюшка, дай что-нибудь!». Все им раздаст, домой с пустыми руками приходит. Люди, которые его знали, говорили: «Святой человек». Он никогда не жаловался, не роптал, никого не осуждал. Только молился — днем и ночью".

Из воспоминаний внука Сергея Ивановича Краюшкина:

"Был какой-то большой церковный праздник. Мы с братом Сашей смотрели телевизор. Мама на нас заругалась: «Как не стыдно! В такой большой праздник телевизор смотреть, лучше бы помолились!». А дедушка вышел из своей комнаты и говорит: «Не ругай их, Люба. Они не молятся — я за них помолюсь». И мы всегда его молитву ощущали и до сих пор ею живем"
(опубликованы О. Протасовой на сайте «Православие и современность» Саратовской и Вольской епархии).

На могиле протоиерея Александра Перова установлен каменный аналой с раскрытым Евангелием, на страницах выбиты слова: "Грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут" (Ин. 4, 23).

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию