Соколов Василий Александрович, протоиерей, священномученик
- Дата рождения: 24.7.1868
- Место рождения: Владимирская губ., Александровский уезд, с. Старая Слобода
- Дата смерти: 26.5.1922
- Место смерти: г. Москва. Погребен на Калитниковском кладбище
Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 13/26 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье, 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля)
Родственники
- дед — Орлов Михаил Васильевич, диакон
- отец — Соколов Александр Васильевич, диакон
- мать — Соколова (Орлова) Пелагия Михайловна
- жена — Соколова Илария (ум. 2.10.1902)
- сын — Соколов Борис Васильевич (род. между 1888 и 1902, ум. не ранее 1922)
- дочь — Соколова Нина Васильевна (род. между 1888 и 1902, ум. не ранее 1906). До революции — учительница Николо-Явленской церковноприходской школы
- дочь — Соколова Антонина Васильевна (род. между 1889 и 1902, ум. не ранее 1922). До революции — учительница Николо-Явленской церковноприходской школы
- другие дети — еще трое (родились между 1888 и 1902, умерли в детстве)
- другие родственники — по-видимому, родственником священномученика Василия Соколова является ученик 6-го класса Ярославской духовной семинарии (в 1868) Николай Иванович Богоявленский, поскольку в записи в метрической книге о крещении 27.7.1868 Василия Соколова Н. И. Богоявленский значится восприемником (Таинство Крещения совершили священник с. Старой Слободы Василий Архангельский и заштатный диакон Михаил Орлов, дед Василия)
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Преследования
Фотографии
Другие сведения
Время служения в Рождественском храме с. Пустое (Пустое Рождество) Переславского уезда Владимирской губернии было самым счастливым периодом жизни и служения священника Василия Соколова. Господь наградил его счастливым супружеством, служебными успехами и материальным достатком. Храм Божий при неусыпных заботах священника содержался всегда в подобающем благолепии и беспрерывно поновлялся и благоукрашался. За 12 лет в семье отца Василия и матушки Иларии родилось шестеро детей.
Неожиданную кончину матушки в 1902 году отец Василий перенес очень тяжело. Обстоятельства этой жертвенной, как он считал, смерти своей горячо любимой спутницы жизни он описал в очерке, опубликованном в журнале «Странник» за 1904 год. Вскоре после этого события он поступил в Московскую духовную академию, по окончании которой получил назначение в храм свт. Николая Чудотворца («Николы Явленного») г. Москвы.
В марте 1922 года началось насильственное изъятие церковных ценностей по всей стране. 4 апреля 1922 года члены комиссии по изъятию ценностей пришли в храм Николы-Явленного. Отец Василий просил их не изымать предметов, необходимых для богослужения, но ему в этом было категорически отказано. На праздник Благовещения (25 марта/
Находившийся в храме секретный агент МЧК плохо расслышал и совсем не понял проповеди и для уточнения обратился к протодиакону храма. Тот, не придавая этому большого значения, свободно передал содержание проповеди, которую агент записал и подал в виде, нужном ему для выполнения задания. Отец Василий был арестован. Всего было арестовано по делу и привлечено к суду 54 человека. Из 54 обвиняемых в «сопротивлении изъятию церковных ценностей» 11 человек были приговорены к высшей мере наказания. Впоследствии было решено расстрелять пятерых: московских благочинных протоиерея Христофора Надеждина и протоиерея Александра Заозерского, а также протоиерея Василия Соколова, иеромонаха Макария (Телегина) и мирянина Сергия Тихомирова; в отношении остальных шести человек приговор был отменен секретной комиссией «по ходатайству прогрессивного духовенства» (обновленческий епископ Антонин Грановский прислал заявление с просьбой о помиловании смертников). Из камеры смертников отец Василий писал своим кровным и духовным детям. Эти письма являются памятником христианской письменности нового времени, вышедшим из-под пера великого пастыря и мученика. Они были переданы сыну отца Василия через надзирателя и хранились в семье как великая святыня.
Письма эти запечатлели в себе великие внутренние борения и страдания, пережитые отцом Василием в эти дни и завершившиеся глубоким преданием себя Промыслу Божию и укреплением в любви к Нему и надежде на Его милость. В последнем письме, датированным самым днем расстрела, 26 мая 1922 года, он писал:
«...Как хорошо в мире Божием даже из тюремного окна! Какое тепло, какой воздух, какое чудное голубое небо с редкими перистыми облачками! ...Если здесь так хорошо, если здешний мир может быть так прекрасен и привлекателен, то как несомненно еще более прекрасен и привлекателен тот невидимый небесный мир, где пребывает в славе Своей Господь со святыми небожителями! Какая там должна быть радость, какое восхищение, какое блаженство!
Апостол Павел говорит по своему опыту, что и передать нельзя красоты небесного мира, что нельзя выразить того восторга, какой обнимает душу вступающих в этот мир. Если это так, а это ведь так несомненно, то что же, собственно, жалеть об этом здешнем мире, который прекрасен только изредка, да и в этой временной красоте всегда таит в себе множество всяких страданий и всякого физического и нравственного безобразия. Потому-то и Христос говорит в Святом Евангелии: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить [Мф. 10, 28]. Значит, просто только малодушие наше заставляет трепетать сердце в виду этой телесной смерти. И только этот момент, этот миг исхождения души из тела, только он и труден, и страшен. А там и сейчас же покой, вечный покой, вечная радость, вечный свет, свидание с дорогими сердцу, лицезрение тех, которых здесь уже любили, которым молились, с которыми жили в общении.
И больше не будет тревог, не будет предательств, происков, не будет зла, грязи всякой, мелких и крупных самолюбий, не будет ничего, что отравляет нам здесь даже минуты и самой чистой радости. Как все, теперь загадочное и таинственное, раскроется для освобожденного духа, как все сразу будет понятно, к чему стремился ум, чего желало сердце!.. Все это, безусловно, так заманчиво, так увлекательно, что действительно стоит перетерпеть этот неизбежный, все равно рано или поздно, конец жизни. И вопрос, какой конец лучше в смысле трудности: такой ли насильственный или медленный естественный. В первом случае есть даже некоторое преимущество — это насилие, эта пролитая кровь может послужить в очищение многих грехов, в оправдание многих зол перед Тем, Кто и Сам претерпел насилие и пролил кровь Свою за очищение наших грехов. Моя совесть говорит мне, что, конечно, я заслужил себе свою злую долю, но она же свидетельствует, что я честно исполнял долг свой, не желая обманывать, вводить в заблуждение людей, что я хотел не затемнять истину Христову, а прояснять ее в умах людей, что я стремился всякую пользу, а никак не вред принести Церкви Божией, что я и думать не думал повредить делу помощи голодающим, для которых всегда и охотно производил всякие сборы и пожертвования.
Одним словом, пред судом своей совести я считаю себя неповинным в тех политических преступлениях, какие мне вменяются и за которые я казнюсь. А потому Ты, Господи, прими эту кровь мою в очищение грехов, которых у меня и лично, и особенно как у пастыря очень много. И если бы я знал и твердо был в этом уверен, что Ты, Господи, это временное страдание мое вменил мне хотя частию в оправдание вечное, то я не стал бы просить, не стал бы и желать изменения предстоящей участи. Вот этой твердой уверенности у меня еще не хватает. Мятежным умом своим я все колеблюсь, не лучше ли еще пожить, еще потрудиться, еще помолиться и подготовиться для вечной жизни. Дай, Боже, мне эту твердую мысль, эту непоколебимую уверенность в том, что Ты взглянешь на меня милостивым оком, простишь мне многочисленные вольные и невольные прегрешения, что Ты сочтешь меня не как преступника, не как казненного злодея, а как пострадавшего грешника, надеющегося очиститься Твоею Честною Кровию и удостоиться вечной жизни во Царствии Твоем! Дай мне перенести и встретить бестрепетно смертный час мой и с миром и благословением испустить последний вздох. Никакого зла ни на кого нет у меня в душе моей, всем и всё от души я простил, всем желаю я мира, равно и сам земно кланяюсь всем и прошу себе прощения, особенно у вас, мои дети духовные, мои дети родные, перед которыми больше всего мог быть виноватым. Дайте и вы все мир душе моей, дабы я спокойно мог сказать теперь: ныне отпущаеши, Владыко, раба Твоего с миром.
Благословение Господне на всех вас да пребывает во веки. Аминь» (Письма священномученика Василия ...).
_____________________________________
В составлении статьи использованы сведения, присланные монахиней Сергией (Успенский монастырь г. Александрова).
Архивные источники
-
ГАВО. Ф. 556. Оп. 2. Д. 270 (Метрические книги церквей г. Александрова и Александровского уезда за 1868 г.). Л. 482
Сочинения
-
Завершение византийской христологии после Леонтия Византийского : Речь перед защитой магистерской диссертации под заглавием «Леонтий Византийский. Его жизнь и литературные труды. Опыт церковно-исторической монографии», произнесенная в Собрании Совета Императорской Казанской духовной акад. 2 июня 1916 г. / Свящ. Василий Соколов. Казань, 1916. 48 с.
-
Леонтий Византийский : Его жизнь и литературные труды. Опыт церковно-исторической монографии / Свящ. Василий Соколов Моск. Николоявленской, на Арбате, церкви. Сергиев Посад, 1916. VIII, 488, II с.
-
Тезисы, защищаемые автором в сочинении на тему: «Леонтий Византийский. Его жизнь и литературные труды». 1916 г. / [свящ. Василий Соколов]. Сергиев Посад ; Казань, 1916. 4 с.
Литература
-
Вифанская духовная семинария : Алфавитный список выпускников 1881–1900 годов : (краткий генеалогический справочник). М., 2002. С. 49
-
За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956 : Биографический справочник / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; Научн. редакция: прот. Владимир Воробьев, священник Александр Мазырин, Л. А. Головкова, Н. А. Кривошеева и др. М., 2015– . Кн. 3. С. 134
-
История Дорогомиловской Ямской слободы и церкви Богоявления Господня. М., 1997. С. 127
-
Первый московский процесс 1922 года по делу «церковников» // Богословский сборник. М., 1999. Вып. 2. С. 75, 78, 82, 84–85, 89–90, 99, 101, 102, 104
-
Храмы г. Александрова и окрестностей. 3-е, доп. изд. Владимир, 2008. С. 248–250