Заозерский Александр Николаевич, протоиерей, священномученик

  • Дата рождения: 20.7.1879
  • Место рождения: г. Москва
  • Дата смерти: 22.5.1922 или 2.6.1922
  • Место смерти: г. Москва. Захоронен в общей могиле на Калитниковском кладбище

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 13/26 мая, в Соборе Московских святых (воскресенье перед 26 августа/8 сентября), Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля)

Родственники

  • отец  —  Заозерский Николай Павлович, протоиерей Петропавловской церкви Мариинской больницы в г. Москве
  • дочь  —  Заозерская Вера Александровна (род. 30.7.1904). В 1916 обучалась в 3-м классе Московского Мариинского института (Мариинского училища) ведомства Императрицы Марии
  • дочь  —  Заозерская Мария Александровна (род. 16.3.1909)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1893
Заиконоспасское духовное училище
1899
Московская духовная семинария
1899
1903
Московская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

май 1908
рукоположен во священника к московскому храму Девяти Мучеников Кизических (Девятинской церкви близ Пресни)
1920
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
11.8.1903
18.4.1908
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь Троицы Живоначальной на Арбате, псаломщик. Законоучитель старших классов Николо-Мясницкой двухклассной церковно-приходской школы (6.9.1906–4.5.1908)
18.4.1908
28.7.1909
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь Девяти мучеников Кизических близ Новинского вала, священник. Заведующий Девятинской церковно-приходской школой (9.9.1908–1.9.1909). Законоучитель Мещанских училищ Московского купеческого общества: в мужском (с 20.8.1908); в женском (с 1.9.1909)
28.7.1909
1919
Московская епархия, г. Москва, церковь св. Александра Невского при Мещанских училищах и богадельне, священник. Депутат от духовного ведомства в Московском городском присутствии по государственному налогу с недвижимым имуществом (с 19.1.1911). Помощник благочинного 3-го отделения Замоскворецкого сорока (с 1.11.1911). Член правления Донского духовного училища и кандидат в члены правления Вифанской духовной семинарии (с 10.1.1912). Товарищ председателя отдела распространения религиозно-нравственных книг Общества любителей духовного просвещения и член совета общества (с 21.4.1912). Лектор Московских пастырских курсов по догматическому богословию (1.9.1914–1.4.1916). Попечитель Михайловской церковно-приходской школы Лукояновского уезда Нижегородской губ. (с 22.10.1914). Преподаватель Московской духовной семинарии по гомилетике (с 20.1.1915)
1919
8.4.1922
Московская епархия, г. Москва, церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду, протоиерей, настоятель. Благочинный Пречистенского сорока
Показать все

Награды

15.3.1910
право ношения набедренника
6.5.1914
право ношения скуфьи
6.5.1915
право ношения камилавки
Показать все

Преследования

8.4.1922
арестован по делу «об изъятии церковных ценностей»
8.4.192226.5.1922
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва). После утверждения приговора заключенных перевели в камеру смертников, где они пребывали до своей мученической кончины
8.5.1922
приговорен Московским революционным трибуналом к высшей мере наказания (расстрелу). 18 мая 1922 Политбюро РКП(б) на специальном заседании, после доклада Л. Д. Троцкого относительно приговора по делу об изъятии церковных ценностей в Москве, утвердило смертный приговор 5 осужденным, в т. ч. о. Александру Заозерскому
26.5.1922 или 2.6.1922
расстрелян в Москве
1997
реабилитирован, по году репрессии: 1922
Показать все

Другие сведения

В клировых ведомостях церкви Александра Невского при Мещанских училищах и богадельне (1916 г.) приведена следующая характеристика на отца Александра Заозерского: «Отлично-хорошего поведения, усерден в проповеди Слова Божия».

В 1913 году отец Александр овдовел и священноначалие предложило ему принять сан епископа, но он отказался, мотивируя отказ желанием быть «ближе к народу».

В 1917 г. принимал активное участие в церковно-общественной жизни, публиковал сообщения в «Московском церковном голосе» (1917. № 1, 3, 5, 6, 8, 10, 12, 13, 16, 21).

Отец Александр Заозерный был одним из 54 арестованных по делу об изъятии церковных ценностей, так называемому «Московскому судебному процессу 1922 года», проходившему с 26 апреля по 8 мая 1922 года в Московском революционном трибунале. Его обвиняли в том, что, «получив послание Патриарха Тихона, распространил его по церквам. Ознакомив прихожан с воззванием Патриарха и постановлением ВЦИК, сделал доклад по вопросу об изъятии ценностей, после которого собрание высказалось в пользу изъятия ценностей». Кроме того, о. Александр Заозерский и о. Христофор Надеждин, как благочинные московских храмов, обвинялись в хранении обращения «К православному населению города Москвы» и обращения во ВЦИК, которое подписали сотни православных людей. На предварительном следствии в тюрьме ГПУ обвиняемые виновными себя не признали. О. Александр держался на суде мужественно и с достоинством. Судьям не удалось соблазнить его облегчением участи в обмен на показания против других. Он не признал себя виновным в контрреволюционной агитации против изъятия церковных ценностей. Сказал только, что читал в храме послание Патриарха Тихона. Но через кого получил текст послания и текст протеста во ВЦИК, назвать отказался: «Ко мне пришел незнакомый гражданин и принес несколько экземпляров воззвания Тихона и текстов протеста, то число, которое хватало на все церкви моего благочиния. Все воззвания Патриарха и текст протеста я разослал по церквам по долгу своей службы, подчиняясь распоряжению высших церковных властей».

В последний день процесса обвиняемым было предоставлено сказать последнее слово. Протоиерей Александр сказал: «Граждане судьи, прежде чем покинуть этот зал и уйти, может быть, в вечность, я хотел бы реабилитировать себя... Я думаю, что весь наш процесс, который совершается здесь — громадное недоразумение... Ведь и все благочинные читали воззвание, а на скамье оказалась небольшая группа людей. Наши мысли и мы далеки от той политической жизни, которую нам пытаются навязать... мы действительно строим только одну духовную жизнь, все другое — политика, тем более контрреволюционная, нам чужды совершенно. Если я и совершил какое-либо преступление, прочитав  к/р воззвание (хотя это не доказано), возбудил этим толпу, если мы действительно что-либо совершили, то это плод нашего незнания ориентации в новой обстановке... Для меня смерть не страшна — я, как верующий, верую, что Господь шлет каждому умереть тогда, когда надо, но нам жизнь нужна, чтобы реабилитировать себя не здесь, а на деле; мне хотелось бы послужить своему народу, который я люблю».

В заключении Троцкого по ходатайству о возможном смягчении приговора говорится: «по обстоятельствам дела и по характеру личности данных в сторону смягчения не имеется». В обвинительном заключении сказано, что Заозерский Александр обнаружил «в своей деятельности и на самом суде наибольшую из всех... непримиримость по отношению к советской власти, ее мероприятиям» и являлся «идеологом контрреволюционной позиции духовенства».

18 мая 1922 года политбюро утвердило предложение Троцкого — расстрелять 5 человек из 11, ранее приговоренных к расстрелу.

Протоиереи — Василий Соколов, Христофор Надеждин, Александр Заозерский, иеромонах Макарий Телегин и мирянин Сергий Тихомиров были приговорены к расстрелу.

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию