Касьянов Василий Дмитриевич, протоиерей

Первый кафедральный протоиерей Енисейской епархии (1862–1897), духовник преподобного Даниила Ачинского

Родственники

  • отец  —  Касьянов Дмитрий Саввич, священник
  • жена  —  Касьянова (Соболева) Елизавета Павловна (ум. в 1845 при родах). Венчание состоялось в 1839 году
  • тесть  —  Соболев Павел Андреевич, протоиерей
  • сын  —  Красиков Николай Васильевич ум. в младенчестве
  • другие дети  —  еще двое детей, умерли в младенчестве
  • сын  —  Касьянов Георгий Васильевич (1842–30.12.1868). В 1857–1858 учеб. году обучался в среднем отделении Иркутской духовной семинарии, в 1858–1859 учеб. году — в высшем отделении Томской духовной семинарии на содержании отца. С отличием окончил семинарию, учился сначала в Санкт-Петербургской духовной академии, а затем в Императорском Санкт-Петербургском университете. Умер от чахотки
  • дочь  —  Красикова (Касьянова) Елизавета Васильевна (род. в 1845). Получила образование в Иркутском училище для девиц духовного звания. 3.11.1865 вступила в брак с чиновником особых поручений Енисейского общего губернского управления губернским секретарем Ананием Петровичем Красиковым (ок. 1840 – 1882). Поручителями со стороны жениха были потомственный почетный гражданин красноярский 1-й гильдии купец Петр Иванович Кузнецов и смотритель Красноярского духовного училища Иван Титюков, со стороны невесты — оператор Енисейской врачебной управы коллежский асессор Степан Семенович Муратовский и студент Санкт-Петербургской духовной академии Дмитрий Ермилович Солярский. Дети: Евгения, Елизавета и Петр
  • внук  —  Красиков Петр Ананьевич (5.10.1870–20.8.1939), советский государственный деятель, один из руководителей религиозной политики в 1918–1938 годах
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Енисейское приходское духовное училище
Иркутское уездное духовное училище
1830
1836
Иркутская духовная семинария
в старшем классе семинарии был лектором греческого языка; окончил курс со званием студента
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

8.10.1839
рукоположен во священника епископом Томским и Енисейским Агапитом (Вознесенским)
10.2.1857
возведен в сан протоиерея епископом Томским и Енисейским Парфением (Поповым)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
авг. 1836
1.9.1842
Енисейская губ., г. Енисейск, Енисейское духовное училище, инспектор, учитель 2-го класса духовного приходского училища. С 22.9.1836 — учитель латинского языка в низшем отделении духовного уездного училища, а также с 21.11.1837 по 1.71838 преподавал латинский язык, географию и катехизис в высшем отделении того же училища
8.10.1839
31.5.1857
Томская и Енисейская епархия, Енисейская губ., г. Енисейск, Рождественская церковь, протоиерей (до 10.2.1857 — священник). Благочинный: Енисейских городских и одиннадцати сельских церквей (с 28.7.1841), только городских церквей (с 19.1.1843), тринадцати сельских церквей (с 17.8.1844). С 19.1.1843 — присутствующий в Енисейском духовном правлении. С 28.2.1850 по 21.8.1851 безвозмездно занимался по субботам в Енисейском уездном училище изъяснением воскресных и праздничных Евангелий и Деяний св. апостолов. Попечитель о бедных духовного звания (с 26.3.1851, «за усердное старание в сборе денег в пользу бедных»). Законоучитель Енисейского уездного училища (с 21.8.1851). Член-сотрудник Императорского русского географического общества (с 12.5.1853)
31.5.1857
8.1.1862
Енисейская и Красноярская епархия, г. Красноярск, Воскресенский собор, протоиерей. Первоприсутствующий член Красноярского духовного правления. Благочинный городских церквей. С 10.11.1857 — директор Красноярского тюремного комитета. С 13.11.1857 — член временного комитета для обсуждения быта сельского духовенства. С 8.1.1858 — цензор проповедей, произносимых в г. Красноярске
8.1.1862
29.9.1897
Енисейская и Красноярская епархия, г. Красноярск, Богородице-Рождественский кафедральный собор, протоиерей. Член Енисейской духовной консистории. Старший попечитель епархиального попечительства о бедных духовного звания. Экзаменатор ищущих священнического и диаконского сана. Смотритель Красноярского духовного училища (с 15.3.1866 до 1867). Законоучитель губернской мужской гимназии (с 17.7.1881 по нояб. 1886). Член епархиального комитета Православного миссионерского общества (с 1871). Председатель епархиального училищного совета (с 1884 по 21.2.1889, освобожден от должности по прошению, из-за «преклонности лет и многосложности занятий и обязанностей»). Председатель совета Красноярского епархиального женского училища (с 1886 по 1889, освобожден от должности по прошению). Цензор журнала «Енисейские епархиальные ведомости» (с 1883). Товарищ председателя совета Красноярского братства Рождества Пресвятой Богородицы
Показать все

Награды

17.8.1844
право ношения набедренника, награжден «за отличное прохождение должности благочинного»
29.5.1848
благословение Святейшего Синода, преподано «за отличную службу»
1.6.1849
право ношения скуфьи
26.9.1850
архипастырская признательность, объявлена «за ясное и назидательное изъяснение Символа веры в беседах»
28.2.1851
архипастырская признательность, объявлена «за усердие к проповеданию слова Божия»
17.4.1854
право ношения камилавки
10.6.1857
наперсный крест в память войны 1853–1856 гг.
21.9.1857
признательность епархиального начальства, объявлена «за пожертвование денег на заведение икон в Енисейском остроге и за произвольные назидательные богоугодные труды при совершении молебствий в сем заведении»
21.4.1862
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого
3.2.1864
орден св. Анны 3-й степени, награжден «за 12-летнее усердное прохождение благочиннической должности»
24.9.1865
благословение Святейшего Синода, преподано «за усердие ко храмам Божиим»
1868
орден св. Анны 2-й степени
1872
благодарность Правления Иркутской духовной семинарии, объявлена «за труды по покупке пуха для семинарии»
апр. 1875
право ношения палицы
1885
благодарность епархиального начальства, объявлена «за увеличение доходов в пользу попечительства о бедных духовного звания»
1887
наперсный крест с украшениями от духовенства Енисейской епархии
24.4.1888
орден св. Владимира 4-й степени
16.12.1889
орден св. Владимира 3-й степени, награжден «за 50-летнюю отлично-усердную службу»
1889
архипастырская благодарность, объявлена «за понесенные труды по делам [епархиального училищного] совета»
1889
архипастырское благословение и благодарность, объявлены «за понесенные трехлетние труды по [Красноярскому епархиальному женскому] училищу на первых порах его возникновения»
1890
благодарность духовенства Енисейской епархии, выражена «за трехлетнее безмездное служение председателем Совета женского училища»
6.5.1895
право ношения наперсного креста из кабинета Его Императорского Величества
знак Красного Креста
Показать все

Другие сведения

Василий Дмитриевич Касьянов родился 6 апреля 1817 г. в селе Пировском Енисейского округа в семье священника Пировской Троицкой церкви. В этом храме служили несколько поколений рода Касьяновых: отец Дмитрий, дед Савва, прадед Михаил, прапрадед Симеон.

С семи лет и Василий стал служить при храме алтарником. Учился мальчик сначала дома, а затем в приходском училище Енисейска. В дальнейшей судьбе Василия принял участие архиепископ Иркутский Михаил (Бурдуков), который часто объезжал свою огромную епархию (тогда в состав Иркутской епархии вхоили приходы и Енисейской губернии, и Якутии). Вот что вспоминал сам Касьянов:

«В 1826 году Преосвященнейший Михаил вторично был в Енисейске. Я назначен был к переводу в уездное училище, которого тогда в Енисейске не было, и должен был ехать в Иркутск. Слишком сердобольные родители жалели отпускать дитя свое в дальнюю сторону и употребляли разные средства, чтоб оставить меня при себе, и устроили так, что Преосвященнейший Михаил, по просьбе прихожан пировских, настроенных моим батюшкою, хотел определить меня к Пировской церкви дьячком. Архипастырь спросил обо мне отца архимандрита Ксенофонта: "Каков-де мальчик? Добрый, правдивый?" Незабвенный о. архимандрит ответил: "Очень хорош, со способностями". Владыка отказал просителям, но когда они, наущаемыя моими родителями, стали просить вместо меня о моем брате, он с гневом сказал им: "Возьмите, собаки, ешьте младшего", и брата моего определили тогда же в Пировского дьячка».

В Иркутске Касьянов учился сперва в уездном училище, а потом в семинарии, которую он закончил в 1836 г. одним из лучших учеников. После семинарии 19-летний Касьянов был назначен инспектором духовного училища в Енисейске.

В своих воспоминаниях Касьянов так изобразил возвращение в Енисейскую губернию: «К 1-му сентября я был уже в своей родной Пировщине. Нечего и говорить о восторге и радости, с коими встретили меня родители. Но когда кончились первые порывы восторга и все поуспокоились, я плакал, долго-долго ещё плакал — сам не зная о чем. 14 сентября вечером, при восходе полной луны простая крестьянская некрытая тележка ввезла в Енисейск — в Спасский монастырь, где помещалось Духовное училище — нового жильца, юношу 19 лет, которому пришлось пожить и послужить тут целых 20 лет. Юноша этот тотчас же явился к своему благодетелю, о. архимандриту Ксенофонту. Надобно было видеть ту гордость, ту радость, ту любовь, с которой отец архимандрит, тогда еще не старый, но солидный, величественный, смотрел на меня — любовался, восхищался, ибо он был причиною, что я не остался пировским дьячком и явился в Енисейск и учителем, и даже инспектором».

Василий Касьянов был хорошо известен сибирскому духовенству и епископу Томскому Агапиту (тогда территория Енисейской губернии входила в состав уже не Иркутской, а Томской епархии). В 1839 г. Касьянов женился на дочери ключаря Томского кафедрального собора Елизавете Павловне Соболевой. Вскоре после свадьбы он был рукоположен во иереи и был назначен вторым священником Енисейского Иверского женского монастыря.

Много лет прослужил Василий Дмитриевич в Енисейске, пользуясь заслуженной любовью своих прихожан.

Шесть лет руководил Касьянов духовным училищем, затем оставил преподавание, т.к. получил назначение благочинным Енисейского округа, в его ведомстве оказалось 5 городских церквей и 11 сельских. Работы у иерея Касьянова было много, многое он видел, довелось ему общаться и с прославленным позднее как святым Даниилом Ачинским. Касьянов впоследствии написал о нём брошюру, основанную на личных воспоминаниях:

«В январе прибыл из Ачинска в Енисейск старец праведной жизни Даниил Делие, Полтавской губернии Кобяковскаго уезда, местечка Новые Санжары, казачий сын. Родился в 1784 году, был в военной службе, в 1823 году судился за принятое намерение удалиться вовсе от службы для пустынножительства и назначен в каторжную работу. И в 1824 году поступил в Боготольский завод Томской губернии, где претерпел много истязаний от дерзкого и глумливого и, по слухам, нетрезвого старшего винного пристава Егора Афанасьева, прозванного бесстрашным. Потом от работ освобожден и жил сначала в Ачинске, потом в деревне Зерцалах.

На Пасхе старец Даниил, в своей землянке, бывшей в огороде женского монастыря, сильно угорел и кое-как приполз в служительский дом, оттуда послали за мной для исповеди заболевшего. Я ночью исповедал его, за рвотою преподать причастия было нельзя (старец, будучи здоров, бывал у меня, кажется, два раза, исповедовался в церкви у меня и приобщался). Того же 15 апреля утром его приобщил свв. Таин, вскоре после полудня прочитал отходную, после коей он и умер, и в ограде женского монастыря погребен в субботу на Пасхе, 17 апреля, после ранней литургии».

С 1842 г. стал присутствующим в Енисейском духовном правлении. Деятельное служение Касьянова было высоко оценено руководством епархии, и в 1857 г. отец Василий становится протоиереем Воскресенского собора в Красноярске и первоприсутствующим в духовном правлении (фактически первым помощником епископа Томского на территории Енисейской губернии).

В это время активно обсуждается возможность выделения из Томской епархии самостоятельной Енисейской. Касьянов решает отдать своего сына Егорушку в Петербургскую духовную академию и отправляется с ним в столицу, совершает самое длительное своё путешествие, во время которого посетил Москву, Петербург, Казань, Киев, Орёл. Именно тогда он познакомился с будущим первым епископом Енисейским и Красноярским Никодимом — тогда викарием Казанской епархии. Некоторые исследователи высказывают предположение, что Касьянов мог употребить своё влияние в пользу назначения енисейским архиереем именно Никодима.

В 1861 г. была образована самостоятельная Енисейская и Красноярская епархия. Главным (кафедральным) храмом стал Богородице-Рождественский собор, построенный по проекту архитектора К. А. Тона. В новой Енисейской епархии Василий Дмитриевич становится кафедральным протоиереем, настоятелем кафедрального собора, руководителем духовной консистории и ближайшим помощником первого красноярского епископа Никодима (Казанцева), а также шести его преемников.

Василий Дмитриевич обладал большим авторитетом в Красноярске и за его пределами. Он был членом губернского статистического комитета и Восточно-сибирского отдела Русского географического общества, вёл регулярные наблюдения за погодой, передавая данные в его метеорологическую комиссию. При основании журнала «Енисейские епархиальные ведомости» Касьянов был назначен его цензором. Много лет Василий Дмитриевич преподавал в женском епархиальном училище и мужской гимназии.

Касьянов живо интересовался наукой, вёл обширную переписку, получая в год до 600 писем. За это епископ Тихон (Троицкий-Донебин) назвал его «вселенским протоиереем». С 1870 г. и до самой своей смерти Касьянов вёл дневник, который сейчас является бесценной летописью истории нашего города. Сотни фактов истории нашего города, тысячи персонажей той эпохи стали известны нам благодаря дневнику протоиерея.

С 1864 г. и до самой своей смерти Василий Дмитриевич проживал в соборном доме на Благовещенской улице неподалёку от кафедрального собора. Дом этот был построен в 1849 г. купцом И.И. Токаревым и вскоре передан Церкви. Дом Касьянова всегда был полон гостей, его посещали священнослужители, чиновники, путешественники, предприниматели. Часто у Василия Дмитриевича подолгу жили его родные.

Личная жизнь кафедрального протоиерея складывалась непросто. Первенец Василия Дмитриевича и Елизаветы Павловны Николай умер в младенчестве. «Он был особенно похож на меня», — вспоминал с болью протоиерей двадцать лет спустя, затем он потерял ещё двух детей. В 1842 г. у Касьяновых родился сын Георгий.

В 1845 г. при рождении дочери Лизы умерла Елизавета Павловна. С этого времени воспитывать детей Касьянову помогала его матушка Ирина Зиновьевна. Георгий подавал большие надежды, с отличием окончил семинарию, учился сначала в Петербургской духовной академии, а затем в Петербургском университете. Дочь Елизавета училась в Иркутском женском училище духовного ведомства.

В 1868 г. отец Василий понёс новую тяжёлую утрату — умер любимый сын Егорушка. Касьянов записал: «Во весь этот год сын мой страдал бугорчаткою — чахоткою, мною лечился, в декабре был напутствован и на 30 число ночью скончался. Тяжко мне было видеть рано повядшую, посохшую молодую, дорогую для меня жизнь; отпевали его 2 января 1868 года два Преосвященных: свой, Никодим и, едущий из Якутска на покой, Преосвященный Петр».

После смерти сына Василий Дмитриевич всю свою любовь сосредоточил на младшей дочери Елизавете и её детях. Елизавета вышла замуж за чиновника Анания Красикова, у них было трое детей: Евгения, Елизавета и Пётр. Брак принёс Елизавете Васильевне много страданий. Ананий Петрович обладал тяжёлым характером, часто менял места службы. Тесть писал о нём: «Причиною леность, беспечность и нетрезвость». Красиковы жили в разных городах Сибири, но наконец в 1874 г. Елизавета Васильевна и её дети осели в доме Касьянова. Ананий Петрович умер в 1882 г. вдали от семьи. Воспитанием его детей занимались мать и дед.

Немало горя принёс протоиерею и «вольница-внук» Пётр Красиков. Он родился в доме Касьянова 5 октября 1870 г. Много сил приложил дед, чтобы непоседливый внук окончил красноярскую гимназию. Красиков поступил на юридический факультет Петербургского университета, вошёл в кружок марксистов, ездил за границу, где познакомился с Г. В. Плехановым и другими социал-демократами, затем сам стал заниматься пропагандой революционных идей среди петербургских рабочих. Пётр был арестован и сидел в Петропавловской крепости. Касьянов собрал 500 рублей, чтобы внука выпустили под залог. Красикова выслали в Красноярск под гласный надзор полиции, он поселился в доме деда. В городе Пётр Ананьевич стал одним из первых марксистов, организовал марксистский кружок.

В 1897 г. Красиков познакомился с сосланным в Сибирь В. И. Ульяновым (Лениным). Они часто встречались, в том числе и в доме Касьянова. В это время сам Василий Дмитриевич был уже тяжело болен.

Умер Василий Касьянов 29 сентября 1897 г. В течение двух дней у его гроба беспрерывно совершались панихиды, 30 сентября у его гроба служил епископ Енисейский и Красноярский Акакий. Похоронен протоиерей был 2 октября у кафедрального собора.

Текст: Биография на сайте Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом»

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию