Касьянов Василий Дмитриевич, протоиерей
Первый кафедральный протоиерей Енисейской епархии (1862–1897), духовник преподобного Даниила Ачинского
- Дата рождения: 6.4.1817
- Место рождения: Енисейская губ., Енисейский округ, с. Пировское
- Дата смерти: 29.9.1897
- Место смерти: г. Красноярск. Погребен в ограде Богородице-Рождественского кафедрального собора
Родственники
- отец — Касьянов Дмитрий Саввич, священник
- жена — Касьянова (Соболева) Елизавета Павловна (ум. в 1845 при родах). Венчание состоялось в 1839 году
- тесть — Соболев Павел Андреевич, протоиерей
- сын — Красиков Николай Васильевич ум. в младенчестве
- другие дети — еще двое детей, умерли в младенчестве
- сын — Касьянов Георгий Васильевич (1842–30.12.1868). В 1857–1858 учеб. году обучался в среднем отделении Иркутской духовной семинарии, в 1858–1859 учеб. году — в высшем отделении Томской духовной семинарии на содержании отца. С отличием окончил семинарию, учился сначала в Санкт-Петербургской духовной академии, а затем в Императорском Санкт-Петербургском университете. Умер от чахотки
- дочь — Красикова (Касьянова) Елизавета Васильевна (род. в 1845). Получила образование в Иркутском училище для девиц духовного звания. 3.11.1865 вступила в брак с чиновником особых поручений Енисейского общего губернского управления губернским секретарем Ананием Петровичем Красиковым (ок. 1840 – 1882). Поручителями со стороны жениха были потомственный почетный гражданин красноярский 1-й гильдии купец Петр Иванович Кузнецов и смотритель Красноярского духовного училища Иван Титюков, со стороны невесты — оператор Енисейской врачебной управы коллежский асессор Степан Семенович Муратовский и студент Санкт-Петербургской духовной академии Дмитрий Ермилович Солярский. Дети: Евгения, Елизавета и Петр
- внук — Красиков Петр Ананьевич (5.10.1870–20.8.1939), советский государственный деятель, один из руководителей религиозной политики в 1918–1938 годах
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Фотографии
Другие сведения
Василий Дмитриевич Касьянов родился 6 апреля 1817 г. в селе Пировском Енисейского округа в семье священника Пировской Троицкой церкви. В этом храме служили несколько поколений рода Касьяновых: отец Дмитрий, дед Савва, прадед Михаил, прапрадед Симеон.
С семи лет и Василий стал служить при храме алтарником. Учился мальчик сначала дома, а затем в приходском училище Енисейска. В дальнейшей судьбе Василия принял участие архиепископ Иркутский Михаил (Бурдуков), который часто объезжал свою огромную епархию (тогда в состав Иркутской епархии вхоили приходы и Енисейской губернии, и Якутии). Вот что вспоминал сам Касьянов:
«В 1826 году Преосвященнейший Михаил вторично был в Енисейске. Я назначен был к переводу в уездное училище, которого тогда в Енисейске не было, и должен был ехать в Иркутск. Слишком сердобольные родители жалели отпускать дитя свое в дальнюю сторону и употребляли разные средства, чтоб оставить меня при себе, и устроили так, что Преосвященнейший Михаил, по просьбе прихожан пировских, настроенных моим батюшкою, хотел определить меня к Пировской церкви дьячком. Архипастырь спросил обо мне отца архимандрита Ксенофонта: "Каков-де мальчик? Добрый, правдивый?" Незабвенный о. архимандрит ответил: "Очень хорош, со способностями". Владыка отказал просителям, но когда они, наущаемыя моими родителями, стали просить вместо меня о моем брате, он с гневом сказал им: "Возьмите, собаки, ешьте младшего", и брата моего определили тогда же в Пировского дьячка».
В Иркутске Касьянов учился сперва в уездном училище, а потом в семинарии, которую он закончил в 1836 г. одним из лучших учеников. После семинарии 19-летний Касьянов был назначен инспектором духовного училища в Енисейске.
В своих воспоминаниях Касьянов так изобразил возвращение в Енисейскую губернию: «К 1-му сентября я был уже в своей родной Пировщине. Нечего и говорить о восторге и радости, с коими встретили меня родители. Но когда кончились первые порывы восторга и все поуспокоились, я плакал, долго-долго ещё плакал — сам не зная о чем. 14 сентября вечером, при восходе полной луны простая крестьянская некрытая тележка ввезла в Енисейск — в Спасский монастырь, где помещалось Духовное училище — нового жильца, юношу 19 лет, которому пришлось пожить и послужить тут целых 20 лет. Юноша этот тотчас же явился к своему благодетелю, о. архимандриту Ксенофонту. Надобно было видеть ту гордость, ту радость, ту любовь, с которой отец архимандрит, тогда еще не старый, но солидный, величественный, смотрел на меня — любовался, восхищался, ибо он был причиною, что я не остался пировским дьячком и явился в Енисейск и учителем, и даже инспектором».
Василий Касьянов был хорошо известен сибирскому духовенству и епископу Томскому Агапиту (тогда территория Енисейской губернии входила в состав уже не Иркутской, а Томской епархии). В 1839 г. Касьянов женился на дочери ключаря Томского кафедрального собора Елизавете Павловне Соболевой. Вскоре после свадьбы он был рукоположен во иереи и был назначен вторым священником Енисейского Иверского женского монастыря.
Много лет прослужил Василий Дмитриевич в Енисейске, пользуясь заслуженной любовью своих прихожан.
Шесть лет руководил Касьянов духовным училищем, затем оставил преподавание, т.к. получил назначение благочинным Енисейского округа, в его ведомстве оказалось 5 городских церквей и 11 сельских. Работы у иерея Касьянова было много, многое он видел, довелось ему общаться и с прославленным позднее как святым Даниилом Ачинским. Касьянов впоследствии написал о нём брошюру, основанную на личных воспоминаниях:
«В январе прибыл из Ачинска в Енисейск старец праведной жизни Даниил Делие, Полтавской губернии Кобяковскаго уезда, местечка Новые Санжары, казачий сын. Родился в 1784 году, был в военной службе, в 1823 году судился за принятое намерение удалиться вовсе от службы для пустынножительства и назначен в каторжную работу. И в 1824 году поступил в Боготольский завод Томской губернии, где претерпел много истязаний от дерзкого и глумливого и, по слухам, нетрезвого старшего винного пристава Егора Афанасьева, прозванного бесстрашным. Потом от работ освобожден и жил сначала в Ачинске, потом в деревне Зерцалах.
На Пасхе старец Даниил, в своей землянке, бывшей в огороде женского монастыря, сильно угорел и кое-как приполз в служительский дом, оттуда послали за мной для исповеди заболевшего. Я ночью исповедал его, за рвотою преподать причастия было нельзя (старец, будучи здоров, бывал у меня, кажется, два раза, исповедовался в церкви у меня и приобщался). Того же 15 апреля утром его приобщил свв. Таин, вскоре после полудня прочитал отходную, после коей он и умер, и в ограде женского монастыря погребен в субботу на Пасхе, 17 апреля, после ранней литургии».
С 1842 г. стал присутствующим в Енисейском духовном правлении. Деятельное служение Касьянова было высоко оценено руководством епархии, и в 1857 г. отец Василий становится протоиереем Воскресенского собора в Красноярске и первоприсутствующим в духовном правлении (фактически первым помощником епископа Томского на территории Енисейской губернии).
В это время активно обсуждается возможность выделения из Томской епархии самостоятельной Енисейской. Касьянов решает отдать своего сына Егорушку в Петербургскую духовную академию и отправляется с ним в столицу, совершает самое длительное своё путешествие, во время которого посетил Москву, Петербург, Казань, Киев, Орёл. Именно тогда он познакомился с будущим первым епископом Енисейским и Красноярским Никодимом — тогда викарием Казанской епархии. Некоторые исследователи высказывают предположение, что Касьянов мог употребить своё влияние в пользу назначения енисейским архиереем именно Никодима.
В 1861 г. была образована самостоятельная Енисейская и Красноярская епархия. Главным (кафедральным) храмом стал Богородице-Рождественский собор, построенный по проекту архитектора К. А. Тона. В новой Енисейской епархии Василий Дмитриевич становится кафедральным протоиереем, настоятелем кафедрального собора, руководителем духовной консистории и ближайшим помощником первого красноярского епископа Никодима (Казанцева), а также шести его преемников.
Василий Дмитриевич обладал большим авторитетом в Красноярске и за его пределами. Он был членом губернского статистического комитета и Восточно-сибирского отдела Русского географического общества, вёл регулярные наблюдения за погодой, передавая данные в его метеорологическую комиссию. При основании журнала «Енисейские епархиальные ведомости» Касьянов был назначен его цензором. Много лет Василий Дмитриевич преподавал в женском епархиальном училище и мужской гимназии.
Касьянов живо интересовался наукой, вёл обширную переписку, получая в год до 600 писем. За это епископ Тихон (Троицкий-Донебин) назвал его «вселенским протоиереем». С 1870 г. и до самой своей смерти Касьянов вёл дневник, который сейчас является бесценной летописью истории нашего города. Сотни фактов истории нашего города, тысячи персонажей той эпохи стали известны нам благодаря дневнику протоиерея.
С 1864 г. и до самой своей смерти Василий Дмитриевич проживал в соборном доме на Благовещенской улице неподалёку от кафедрального собора. Дом этот был построен в 1849 г. купцом И.И. Токаревым и вскоре передан Церкви. Дом Касьянова всегда был полон гостей, его посещали священнослужители, чиновники, путешественники, предприниматели. Часто у Василия Дмитриевича подолгу жили его родные.
Личная жизнь кафедрального протоиерея складывалась непросто. Первенец Василия Дмитриевича и Елизаветы Павловны Николай умер в младенчестве. «Он был особенно похож на меня», — вспоминал с болью протоиерей двадцать лет спустя, затем он потерял ещё двух детей. В 1842 г. у Касьяновых родился сын Георгий.
В 1845 г. при рождении дочери Лизы умерла Елизавета Павловна. С этого времени воспитывать детей Касьянову помогала его матушка Ирина Зиновьевна. Георгий подавал большие надежды, с отличием окончил семинарию, учился сначала в Петербургской духовной академии, а затем в Петербургском университете. Дочь Елизавета училась в Иркутском женском училище духовного ведомства.
В 1868 г. отец Василий понёс новую тяжёлую утрату — умер любимый сын Егорушка. Касьянов записал: «Во весь этот год сын мой страдал бугорчаткою — чахоткою, мною лечился, в декабре был напутствован и на 30 число ночью скончался. Тяжко мне было видеть рано повядшую, посохшую молодую, дорогую для меня жизнь; отпевали его 2 января 1868 года два Преосвященных: свой, Никодим и, едущий из Якутска на покой, Преосвященный Петр».
После смерти сына Василий Дмитриевич всю свою любовь сосредоточил на младшей дочери Елизавете и её детях. Елизавета вышла замуж за чиновника Анания Красикова, у них было трое детей: Евгения, Елизавета и Пётр. Брак принёс Елизавете Васильевне много страданий. Ананий Петрович обладал тяжёлым характером, часто менял места службы. Тесть писал о нём: «Причиною леность, беспечность и нетрезвость». Красиковы жили в разных городах Сибири, но наконец в 1874 г. Елизавета Васильевна и её дети осели в доме Касьянова. Ананий Петрович умер в 1882 г. вдали от семьи. Воспитанием его детей занимались мать и дед.
Немало горя принёс протоиерею и «вольница-внук» Пётр Красиков. Он родился в доме Касьянова 5 октября 1870 г. Много сил приложил дед, чтобы непоседливый внук окончил красноярскую гимназию. Красиков поступил на юридический факультет Петербургского университета, вошёл в кружок марксистов, ездил за границу, где познакомился с Г. В. Плехановым и другими социал-демократами, затем сам стал заниматься пропагандой революционных идей среди петербургских рабочих. Пётр был арестован и сидел в Петропавловской крепости. Касьянов собрал 500 рублей, чтобы внука выпустили под залог. Красикова выслали в Красноярск под гласный надзор полиции, он поселился в доме деда. В городе Пётр Ананьевич стал одним из первых марксистов, организовал марксистский кружок.
В 1897 г. Красиков познакомился с сосланным в Сибирь В. И. Ульяновым (Лениным). Они часто встречались, в том числе и в доме Касьянова. В это время сам Василий Дмитриевич был уже тяжело болен.
Умер Василий Касьянов 29 сентября 1897 г. В течение двух дней у его гроба беспрерывно совершались панихиды, 30 сентября у его гроба служил епископ Енисейский и Красноярский Акакий. Похоронен протоиерей был 2 октября у кафедрального собора.
Архивные источники
-
Дело о назначении В. Д. Касьянова смотрителем Красноярского духовного училища и об увольнении по его просьбе, 1865–1867 гг. // Государственный архив Красноярского края. Ф. 796. Оп. 1. Д. 4302. 7 л.
-
Клировые ведомости церквей: Воскресенской, Благовещенской, Покровской, Всехсвятской г. Красноярска за 1858 год // Государственный архив Томской области. Ф. 170. Оп. 1. Д. 1974. Л. 3 об. – 7 об.
-
Клировые ведомости, финансовые и другие документы Троицкой церкви с. Пировского Енисейского округа, 1834–1860 // Государственный архив Красноярского края. Ф. 819. Оп. 1. Д. 257. Л. 30 об.
-
Метрические книги Богородице-Рождественского кафедрального собора г. Красноярска за 1892–1899 гг. // Государственный архив Красноярского края. Ф. Р-2453. Оп. 2. Д. 54. Л. 123 об. – 124
-
Метрические книги Воскресенского собора г. Красноярска за 1865–1867 гг. // Государственный архив Красноярского края. Ф. 559. Оп. 1. Д. 52. Л. 67 об. – 68
-
Ревизские сказки на священнослужителей церквей Томской епархии Енисейской губернии, 1858 г. // Государственный архив Красноярского края. Ф. 160. Оп. 3. Д. 655. Л. 17 об. – 18, 25 об. – 26, 31 об. – 32, 39 об. – 40
Сочинения
-
Дневники, письма протоиерея Василия Касьянова в коллекции Г. В. Юдина, сибирского купца и промышленника // Государственный архив Красноярского края. Ф. 796
-
Из дневников 1870–1897 гг.: в 2 кн. / Автор-составитель А. В. Броднева. Красноярск, 2012
Литература
-
Двадцатипятилетие Красноярской губернской гимназии (1868–1893 г.). Красноярск : Тип. Е. Ф. Кудрявцева, 1893. С. 125