Холмогоров Михаил Кузьмич, протодиакон

Родственники

  • отец  —  Холмогоров Козьма Ильич, священник
  • мать  —  Холмогорова Мария Дмитриевна (1837 – не ранее 1873)
  • жена  —  Холмогорва (Овсянникова) Мария Васильевна (17.6.1876 – ок. 1939). Венчание состоялось в 1908
  • сын  —  Холмогоров Василий Михайлович. Погиб на фронте в годы Великой Отечественной войны
  • сын  —  Холмогоров Николай Михайлович
  • дочь  —  Холмогорова Анна Михайловна
  • дочь  —  Холмогорова Александра Михайловна (ум. 16.2.1970)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1890
Московская духовная семинария
окончил по 2-му разряду
Развернуть

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
5.10.1891
13.6.1910
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь Георгия Победоносца в Грузинах, псаломщик
13.6.1910
1930
Московская епархия, г. Москва, церковь св. великомученика Никиты на Басманной, диакон
1930
1934
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, протодиакон
нояб. 1934
2.9.1938
Московская епархия, Московская обл., г. Пушкино, церковь Сошествия Святого Духа, протодиакон
1943
1951
Московская епархия, г. Москва, церковь Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате, протодиакон
Показать все

Преследования

2.9.1938
арестован «за участие в антисоветской террористической группе»
2.9.193826.6.1939
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
26.6.1939
осужден военным трибуналом Московского военного округа на лишение свободы на 4 года, с последующим поражением в политических правах на 3 года, по ст. 58-8 УК РСФСР
26.6.1939 – ок. июля 1939
находился в заключении (освобожден через месяц)
Показать все

Другие сведения

Маститый московский протодиакон, одаренный певец и музыкант, послушать голос которого со всего города съезжались знатоки и любители церковного пения. 

В документальных очерках В. И. Алексеева описан внешний облик протодиакона: «Очень прямой, на пол головы выше толпы, спокойный и необыкновенно величественный, отец Михаил запоминался с первого взгляда… величественен до холодка, но величественность эта всегда была строго церковная и очень подлинная... Жесты Холмогорова напоминали жесты апостолов в "Тайной вечере" Леонардо...

Его не сравнивали с другими. Прежде всего, по всеобщему мнению, Холмогоров был вне сравнения в чисто музыкальном отношении. Он окончил Филармонию с золотой медалью и, вероятно, мог бы стать на сцене вторым Шаляпиным, конечно, совершенно другого стиля и темперамента. Но Холмогоров пошел служить Православной Церкви... Он был первым протодьяконом, пропевшим ектенью Чеснокова, написанную для хора и баса-солиста, очень близкую к обыкновенному протодьяконскому речитативу» (Отец Михаил Холмогоров).

«В послереволюционные годы, продолжая быть протодиаконом Никитского храма, он часто принимал участие в богослужениях в других храмах Москвы в дни их престольных праздников и юбилеев. Сохранились сведения о запомнившихся москвичам торжественных службах с его участием в храмах пророка Илии Обыденного, святого Василия Исповедника на Тверской-Ямской ул. и других.

Чтобы содержать многочисленную семью в трудное для церковнослужителей время 1920-х гг., он был вынужден поступить на службу в Первый государственный хор (ныне Государственная республиканская академическая хоровая капелла им. А.А. Юрлова) и исполнять вместе с ним произведения светской музыки» (Московский протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров).

После ареста в 1922 г. Святейшего Патриарха Тихона уклонился в обновленческий раскол. Об этом «замутнении» отец Михаил впоследствии рассказывал Василию Ивановичу Алексееву: 

«Арестовали когда святейшего патриарха Тихона, то все сразу замутилось. Появились "обновленцы". Слышим, все к ним присоединяются, ну и мы тоже с отцом протоиереем — настоятелем нашим — присоединились. Как только перешли к обновленцам, мне сразу же предлагают быть у них архидьяконом. Как-то смутно стало на душе... отказываюсь, а тут звонок. Открываю дверь: стоит незнакомый молодой человек в пальто, прилично одетый. "Вы, говорит, протодьякон Холмогоров?" — "Я". — "Почему это Вы от архидьяконства отказываетесь? Напрасно, потом жалеть будете". Сказал и ушел. Согласился я на архидьяконство, а святейшего-то и выпустили. Все сразу к нему каяться повалили прямо в Донской монастырь. Поехали и мы с отцом протоиереем. Приехали. Идем... молчим. Приходим, а там целая толпа собралась. Вышел келейник: переписал всех, кто на прием. Ждем. Выходит, читает имена, кого примет патриарх, а наших имен и нет. Стыдно так стало. Что же теперь будет? Отец протоиерей домой возвратился, а я остался — не могу из Донского уйти. Так около заборчика внутри ограды, у покоев патриарха и хожу, и хожу… Зазвонили к вечерне. Снова толпа собралась, ждет, когда святейший выйдет. Я с краюшку тоже стал. Выходит. Все теснятся благословение получить, ну а я — куда теперь мне, да и стою далеко. Вдруг чувствую, что сзади меня будто подталкивают, а спереди расступаются. Не успел оглянуться, стою перед патриархом. Оробел. Посмотрел святейший на меня и спрашивает: "Ну что, будешь у "живоцерковников" архидьяконом служить?"

Я заплакал, а он меня и благословил. Слышу со всех сторон шепот: "Холмогорова простил, Холмогорова простил!"» (Отец Михаил Холмогоров).

В 1938 г. Отца Михаила арестовали по клеветническому обвинению. Почти год до осуждения пожилой протодиакон провел в Бутырской тюрьме. И хотя в 1939 г. его освободили — тяжело больной стенокардией, он не мог служить и петь полным голосом и лишь в 1943 г. он возобновил служение в церкви св. Апостола Филиппа на Арбате.

К сожалению, голос отца Михаила никогда не был записан, и остаются лишь сохранившиеся воспоминания очевидцев торжественных богослужений, с участием протодиакона Михаила. Так, «в те далекие года молодой иподиакон К. В. Нечаев, а ныне митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим» вспоминает торжественную интронизацию Патриарха Алексия (Симанского) 4 февраля 1945 г., в Богоявленском соборе, где многолетие Патриарху возглашал «престарелый и немощный старейший московский протодиакон Михаил Кузьмич»: «... собор затих. А затем вдруг наполнила его мягкая сила. Именно сила. Казалось, что-то мягкое, звучное, глубокое, плотное, обильное непреодолимо заливает собор доверху. От купола до дальнего угла ризницы. Это был осязаемый звук. Он лился, переполняя собой все, звучал в каждой частице пространства, это было более чем орган или оркестр, потому что этот звук был живым и органичным. Он присутствовал во всем и всюду. Казалось, он шел ниоткуда, но был во всем и все наполнял собой. Это был "Михал Кузьмич". Это была его лебединая песнь, последний и полный дар его старческих сил новому Патриарху Московскому и всея Руси. Минутой позже он опустился в изнеможении на скамью в уголке ризницы» (Московский протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров).

И как заключает воспоминание о протодиаконе Холмогорове Василий Иванович Алексеев:

«Пусть сам отец Михаил не герой и не мученик, но ведь сказано в заповедях блаженства: «Блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Простота и бесхитростность веры помогли отцу Михаилу узреть красоту божественной гармонии, отраженной в православном богослужении. Положа руку на сердце, он мог сказать: "Пою Богу моему дондеже есмь". Очевидно, так и поняли отца Михаила большие художники Михаил Васильевич Нестеров и Павел Дмитриевич Корин, удостоившие его занять центральное место в картинах, посвященных святой Руси» (Отец Михаил Холмогоров).

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию