Николай (Ощепьев (Ащепьев) Максим Пименович), игумен, преподобномученик

  • Дата рождения: 1878
  • Место рождения: Херсонская губ., с. Новониколаевка
  • Дата смерти: не ранее 20.9.1937
  • Место смерти: Карагандинская обл., Бидаикское отделение Карагандинского исправительно-трудового лагеря

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 7/20 сентября, в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских (воскресенье после 3/16 сентября), Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля)

Родственники

  • отец  —  Ощепьев Пимен Авксентьевич
  • мать  —  Ощепьева Елена Авраамовна (ум. не ранее 1935)
  • брат  —  Рафаил (Ощепьев (Ащепьев) Роман Пименович), иеромонах
  • брат  —  Ащепьев Григорий Пименович . В 1934 проживал в Ростовском р-не Ивановская Промышленная обл.
  • брат  —  Ащепьев Иван Пименович . В 1934 проживал в Ростове, трудился на паточном заводе
  • брат  —  Ащепьев Захарий Пименович В 1937 — рабочий в колхозе "Тракторстрой" с. Новониколаевка
  • сестра  —  Ащепьева Александра Пименовна . В 1937 — рабочая в колхозе "Тракторстрой" с. Новониколаевка. Муж: Василий
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
сельская школа
окончил 2 класса
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

27.9.1922
рукоположен во иеродиакона
не позднее нояб. 1926
рукоположен во иеромонаха
апр. 1935
возведен в сан игумена
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1912
не позднее сентября 1922
Забайкальская и Нерчинская епархия, Забайкальская обл., Селенгинский Троицкий монастырь, монах
не позднее сентября 1922
1925
Забайкальская и Нерчинская епархия, Забайкальская губ., с. Урлук, Чикойский Иоанно-Предтеченский монастырь, иеродиакон (в последствии — иеромонах)
не ранее ноября 1926
июнь 1934
не позднее мая 1935
Показать все

Преследования

лето 1928
арестован за «распространение ложных сведении о советской власти»
22.10.1928
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года лишения права проживания в ряде регионов, с прикреплением к определенному месту жительства
6 или 7 сент. 1929
арестован за «злостную систематическую антисоветскую пропаганду»
23.12.1929
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ), по ст. 58-10 УК РСФСР
1930
находился в заключении в тюрьме г. Благовещенска
19301933
находился в заключении в Дальневосточном ИТЛ (Дальлаге), Хабаровском лагерном пункте
18.5.1935 или 22.4.1935
арестован в г. Ростове
16.9.1935
осужден Особым совещанием при НКВД СССР на 3 года заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ)
19351937
находился в заключении в Карагандинском ИТЛ (Карлаге), в Бидаикском отделении, работал на складе горючего
авг. 1937
арестован в Карагандинском исправительно-трудовом лагере (Карлаге) как участник «контрреволюционной группы служителей культа, нелегальном молении, распространении контрреволюционных акафистов и молитв, служении панихид по расстрелянным»
авг. 1937
приговорен тройкой при УНКВД по Карагандинской обл. к высшей мере наказания (расстрелу), по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР
не ранее 20.9.1937
расстрелян в Бидаикском отделении Карагандинского исправительно-трудового лагеря (даты исполнения приговора в деле нет)
21.2.1990
реабилитирован прокуратурой Камчатской обл., по году репрессии: 1929
29.3.1990
реабилитирован прокуратурой Карагандинской обл., по году репрессии: 1937
Показать все

Другие сведения

В работе «Последние монахи Чикойского монастыря» Юлии Александровны Григорьевой на основе архивных материалов прослеживаются некоторые подробности биографии преподобномученика Николая (Ощепьева/Ащепьева).

Так, в материалах сельскохозяйственной переписи за 1923 г. в числе монахов, продолжающих жить в Чикойском Иоанно-предтеченском монастыре упоминается «Ощепьев Николай, 46 лет, иеродиакон» (ГА Забайкальского края. Ф. Р-62. Оп. 2. Д. 785. Л. 123).

В расписках об ответственном хранении, имеющихся в деле по изъятию имущества Чикойского монастыря 1924–1926 г., среди пяти насельников монастыря, находившихся в монастыре непосредственно перед его закрытием (в марте 1925 г.), упоминается «Николай Пименович, Ощепьев» (ГА Забайкальского края. Ф. Р-69. Оп. 2. Д. 35. Л. 9).

Согласно источнику «За Христа пострадавшие. Памяти жертв гонений на Русскую Православную Церковь в Забайкалье» С. 13, в ноябре 1926 г. на имя владыки Даниила поступило прошение от Троицкой общины верующих бывшего Троицкого монастыря, в которой не было священника. Прихожане писали: «Благоволите в священники бывшего монаха Ащепьева, который временно исполняет должность заведующего Заиграевского прихода, т. к. иеромонах Николай Ащепьев ранее проживал в Троицком монастыре, верующим известный, такового желательно иметь у нас на приходе и желаем присоединиться к Читинской епархии».

Очевидно, прошение не было удовлетворено, и с конца 1927 г. иеромонах Николай проживал на Камчатке. Летом 1928 г. он был первый раз арестован за «распространение ложных сведении о советской власти». На допросе 12 июня 1928 г. показал: «... я только и делаю, что служу в церкви, проводя религиозные обряды. Никаких бесед в частных домах и даже в церкви на религиозные и другие темы я не устраивал... Предъявленные мне пункты обвинения, как-то: агитация против советской, власти, агитация против кресткома, компрометация коммунистических вождей, называя их жидами, — я категорически отрицаю...»

В 1929 г. его осудили по обвинению в «злостной систематической антисоветской пропаганде». Согласно документам ОГПУ, он говорил верующим: «Кто не будет выгонять обновленцев, тот будет сыном антихриста и вечно будет гореть в огне неугасимом. Правительство советской власти тоже антихристы…» (Камчатские персоналии (1917–1991). Вып. 9. С. 428).

Последний арест, за которым последовала мученическая кончина игумена Николая, был произведен в Карагандинском ИТЛ, — по групповому делу, как участника «контрреволюционной группы служителей культа». Руководителем группы, по версии следствия, был митрополит Евгений (Зернов), также отбывавший наказание в лагере.

Из материалов обвинения: «Осужденный за к/р деятельность на воле, являясь по своему социальному положению, так и идеологически религиозным фанатиком... не только не изменил своих убеждений, но и, находясь в заключении, продолжал свою антисоветскую деятельность, проводя среди заключенных лагеря к/р религиозную агитацию и распространяя провокационные измышления, направленные на дискредитацию политики Советской власти и коммунистической партии, был обвинен в тайных молитвенных собраниях» (Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX в.).

Виновным в предъявленных обвинениях отец Николай себя не признал.

В архивной документации, исследуемой Ю. А. Григорьевой, отец Николай последовательно именуется как Николай, Николай Пименович, Максим Пименович, а в собственноручной подписи в расписке называет себя Кириллом.

С целью снятия вопросов по этим разночтениями, установления точных имен перечисленных в расписке от марта 1925г., а также подтверждения версии о том, что упомянутые в расписке иеромонахи Чикойского монастыря продолжили служение на Камчатке, Ю. А. Григорьевой направлены запросы в прокуратуру Камчатской обл., Петропавловскую и Камчатскую епархию, а также инициатору внесения сведений о священномученике Николае (Ощепьеве) в базу данных жертв политических репрессий по Камчатской области и базу данных «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX в.».

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию