Пимен (Петраш Николай Ефимович), иеромонах

 

 

  • Дата рождения: 30.6.1873
  • Место рождения: Полтавская губ., Переяславский уезд, с. Сосиновка (по данным «За Христа пострадавшие ... С. 110 — с. Сошниково Ерковецкой вол.)
  • Дата смерти: не ранее 1932

Родственники

  • жена  —  Петраш (Пономаренко) Ксения Клементьевна (ум. 5.8.1907). Венчание состоялось в 1902 в пос. Яйборский Мариинская вол. Томская губ.
Показать всех

Образование

домашнее

Рукоположение, постриг, возведение в сан

25.5.1913
пострижен в монашество
30.6.1913
рукоположен во иеродиакона
25.8.1913
рукоположен во иеромонаха
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
5.4.1908
1911
Забайкальская и Нерчинская епархия, Забайкальская обл., Чикойский Иоанно-Предтеченский монастырь, пономарь, свечник. 3.5.1909 зачислен в число братии
1911
1914
Забайкальская и Нерчинская епархия, Забайкальская обл., Селенгинский Троицкий монастырь, монах (до 25.5.1913 — послушник, до 30.6.1913 — монах, до 25.8.1913 — иеродиакон). С 25.5.1913 — экономом монастыря. С 25.8.1913 —казначей
1914
не ранее марта 1925
Забайкальская и Нерчинская епархия, Забайкальская обл., Чикойский Иоанно-Предтеченский монастырь, иеромонах. С 1920 — настоятель
1932
Камчатская и Петропавловская епархия, Дальневосточный край, г. Петропавловск-Камчатский, Петропавловская церковь, священник
Показать все

Награды

5.3.1915
право ношения набедренника
Показать все

Преследования

7.3.1932
арестован в г. Петропавловск-Камчатский за «антисоветскую агитацию»
19.5.1932
осужден тройкой при ПП ОГПУ по Дальневосточному краю на лишение права проживания в 12 городах СССР и местности, откуда выслан, по ст. 58-10 УК РСФСР (срок наказания не указан)
19.2.1990
реабилитирован прокуратурой Камчатской обл.
Показать все

Другие сведения

12.10. 1894 был принят на военную службу, служил в первом Уссурийском железнодорожном батальоне. В 1899 вышел в запас. 5.2.1904 до 6.11.1905 из запаса вновь взят на службу. После кончины жены 5.4.1908 поступил в Чикойский монастырь, нес послушание свечника и пономаря. Игумен Чикойского монастыря Павел, характеризуя Николая Петраша, писал на имя епископа Мефодия (Герасимова): «В течение трех с половиной лет, проживая в Чикойском монастыре, вел образ жизни всегда трезвый, отличаясь искренней религиозностью, прилежанием церковному чтению и клиросному пению, примерным послушанием, неустанным трудолюбием, глубоким почтением к старшим»; «Хорош как послушник и будущий надежный служитель алтаря»; «С самого поступления в монастырь послушник Петраш несет неукоризненно аккуратно послушания свечника (старосты) и пономаря, имеет тихо-скромный характер и вполне достоин быть монахом». В 1911 переведен в Селенгинский монастырь с «желанием читать и научиться клиросному пению» (ГА Забайкальского края. Ф. 8. Оп. 1. Д. 767. Л. 26, 34 — Цит. по: За Христа пострадавшие ... С. 110–111). 

В июле 1914 г. в Селенгинский Троицкий монастырь приехал новый настоятель иеромонах Дорофей с братией, прибывшей, как и он сам, из Афона. Прежние насельники вместе с настоятелем игуменом Павлом были переведены в Чикойский Иоанно-Предтеченский монастырь с поручением игумену Павлу перенести Чикойскую обитель на новое место близ Селенгинска (в Староселенгинск) и образовать там Спасский Селенгинский монастырь, к которому Чикойский должен был стать приписным с наименованием «Чикойская Иоанно-Предтеченская пустынь», что и состоялось в 1915 г. В немногочисленной братии Чикойской пустыни состоял тогда и иеромонах Пимен (ГА Забайкальского края. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1582. Л. 16 об. ; Забайкальские епархиальные ведомости. 1917. № 4. С. 118).

В марте 1920 г. архиепископ Забайкальский и Нерчинский издал указ «О восстановлении самостоятельности Чикойской Иоанно-Предтеченской пустыни», а резолюцией № 397 от 19.03–01.04.1920 г. назначил иеромонаха Пимена исполняющим должность ее настоятеля (ГА Забайкальского края. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1582. Л. 26 об.).

Из безномерной карточки, сохранившейся среди карточек крестьянских хозяйств Жиндино-Хилкотойской вол. в материалах Сельскохозяйственной переписи за 1923 г., исследователю удалось выявить имена монахов, продолжавших жить в монастыре в 1923 г. Настоятелем был тогда «иеромонах Павел Петраш» — переселенец, прибывший на Дальний Восток в 1893 г., поселившийся «на данном месте» в том же 1893 г., возрастом 45 лет, подданства СССР (ГА Забайкальского края. Ф. Р-62. Оп. 2. Д. 785. Л. 123).

Также среди документов об изъятии имущества Чикойского монастыря удалось обнаружить расписки об ответственном хранении, в которых содержатся имена последних иеромонахов и послушников, находившихся в монастыре непосредственно перед его закрытием, 23 марта 1925 г. Одним из пяти остававшихся насельников был «Петраш Николай Ефимович» (ГА Забайкальского края. Ф. Р-69. Оп. 2. Д. 35. Л. 9).

В 1927 присутствовал на торжествах 200-летия Иркутской епархии. Через некоторое время после закрытия Чикойского монастыря перемещен на Камчатку (За Христа пострадавшие ... С. 111).

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию