Дагаев Александр Владимирович, протоиерей, священномученик

  • Дата рождения: 10.4.1861
  • Место рождения: Томская губ., г. Бийск
  • Дата смерти: 1920

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором 20.8.2000 г., включен в списки Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода от 27.12.2000 г. Память совершается 28 декабря/10 января (в день мученической кончины), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье, 25 января или ближайшее к 25 января), в Со­боре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Ка­зах­стан­ских и Ал­ма-Атин­ских (пер­вое вос­кре­се­нье по­сле 3/16 сен­тяб­ря)

Родственники

  • отец  —  Дагаев Владимир Александрович, протоиерей
  • мать  —  Дагаева Феоктиста
  • жена  —  Дагаева (Дробинина) Степанида Алексеевна (ум. в 1932 в г. Павлодаре)
  • брат  —  Дагаев Григорий Владимирович, священник
  • брат  — 
  • сын  —  Дагаев Михаил Александрович
  • дочь  —  Дагаева Вивея Александровна
  • дочь  —  Дагаева Мария Александровна
  • дочь  —  Подойникова (Дагаева) Евфалия Александровна
  • зять  —  Подойников Алексей Порфирьевич, протоиерей
  • дочь  —  Дагаева Елена Александровна
  • сын  —  Дагаев Серафим Александрович
  • сын  —  Дагаев Иван Александрович
  • сын  —  Дагаев Иннокентий Александрович (1899–27.10.1937). Окончил Томскую духовную семинарию. Служил в армии Колчака, зав. фотографией горсовета Осоавиахима, в 1933 проживал в г. Барнауле. 14.3.1933 арестован по делу «Белогвардейского заговора», 5.8.1933 осужден Коллегией ОГПУ на 10 лет ИТЛ, по ст. 58-2-11 УК РСФСР. Отбывал наказание на Соловках. 9.10.1937 осужден Особой тройкой УНКВД Ленинградской обл. Приговор Высшая мера наказания (расстрел). 27.10.1937 расстрелян в Карелии (Сандармох)
  • отец невестки  —  Пчелин Алексей Дмитриевич , протоиерей (тесть сына Иннокентия)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
ок. 1879
Барнаульское духовное училище
1879
1884
Томская духовная семинария
окончил со званием студента
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

8.11.1884
рукоположен во священника
1.5.1893
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
8.11.1884
29.12.1891
Томская и Семипалатинская епархия, Томская губ., Барнаульский округ, Нижне-Кулундинская волость, с. Глубокое, Введенская церковь, священник, настоятель. С 28.3.1891 временно исправляющий должность благочинного 30-го благочиния
30.12.1891
1918
Омская и Павлодарская епархия, Семипалатинская обл., г. Усть-Каменогорск, Покровский собор, протоиерей (до 1.5.1893 священник), благочинный 30-го благочиния. Законоучитель в женской гимназии
лето 1918
1920
Омская и Павлодарская епархия, Семипалатинская обл., г. Усть-Каменогорск, Троицкая крепостная церковь, протоиерей, настоятель
Показать все

Награды

21.1.1887
архипастырская благодарность, преподана за «усердное проповедание Слова Божия»
16.11.1888
право ношения набедренника
1.5.1890
архипастырское благословение и благодарность «законоучителю-священнику»
15.7.1891
архипастырское благословение
1894
медаль «В память царствования Императора Александра III»
15.3.1892
право ношения скуфьи
1.5.1895
архипастырское благословение
21.1.1897
архипастырская благодарность
6.5.1899
право ношения камилавки
6.5.1903
право ношения наперсного креста
3.2.1906
орден св. Анны 3-й степени
6.5.1908
орден св. Анны 2-й степени
1909
медаль «В память 25-летия церковно-приходских школ»
6.5.1912
орден св. Владимира 4-й степени
1913
крест «В память 300-летия царствования Дома Романовых»
1913
медаль «В память 300-летия царствования Дома Романовых»
Показать все

Преследования

10.1.1920
арестован в г. Усть-Каменогорске
10.1.1920
убит красноармейцами (зарублен шашками)
14.4.1993
реабилитирован по закону Республики Казахстан от 14.04.1993
Показать все

Другие сведения

По окончании Томской духовной семинарии Александр был рукоположен в священника к Введенской церкви с. Глубокого Томской губ. Молодой пастырь организовал хор из прихожан. В 1888 г. хор учавствовал во встрече Преосвященнейшего Исаакия, который по окончании литургии, в Введенской приходской церкви служил молебен. По опиаснию свидетелей событий «Во время литургии, при встрече, и при выходе Его Преосвященства из церкви, пели все прихожане, мужчины и женщины, и это общее пение прихожан производило приятное впечатление» (Томские епархиальные ведомости. 1888. № 24. С. 16).

По ходатайству протоиерея Александра Дагаева, благочинного 30-го благочиния для ищущих псаломщических мест, или домогающихся утверждения в должности псаломщика, а также для испытания кандидатов на дьяконские или священнические места «в видах облегчения от затруднительных переездов в отдаленные пункты, где учреждены экзаменационные комиссии, лиц… а также в видах ограждения от излишних расходов, издерживаемых этими лицами на дальние переезды» определением Духовной консистории, утвержденным Его Преосвященством 9.12.1894 г. была учреждена экзаменационная комиссия в г. Усть-Каменогорске, Каинске, Кузнецке, Мариинске, Колывани. В г. Усть-Каменогорске комиссия состояла из следующих лиц: протоиерея Александра Дагаева, священников Петра Павскаго и Александра Сосунова;  Экзаменационные свидетельства испытуемым должны быть выдаваемы за подписью не менее двух членов комиссии, производивших экзамен (Томские епархиальные ведомости. 1894. № 2. С. 4).

20.5.1907 г., с благословения епископа Омского Гавриила (Голосова), за труды по построению Усть-Каменогорской Трехсвятительской Заречной церкви, отцу Александру в благодарность от прихожан был поднесен золотой наперсный крест с украшениями.

«По воспоминаниям старожилов г. Усть-Каменогорска, отец Александр был человеком горячей веры, ревнителем Православия, искренне любящим Бога и свою Родину. Он неукоснительно соблюдал церковный устав и, как благочинный, был в меру строг. В свободное время увлекался изучением истории Церкви и Российского государства, игрой на музыкальных инструментах, что было любимым занятием его многочисленной семьи.

Во время начавшихся после 1917 года гонений на Церковь отец Александр твердо отстаивал Православную веру. Он открыто обличал с церковного амвона антинародную направленность богоборческой власти. Имел огромный авторитет среди жителей Усть-Каменогорска и прилегающих к нему населенных пунктов, его проповеди оказывали большое нравственное и духовное воздействие на народ.

После убиения большевиками летом 1918 г. настоятеля Троицкой Крепостной церкви г. Усть-Каменогорска протоиерея Сергия Феноменова, отец Александр был назначен на его место настоятелем данной церкви.

Во время захвата власти в городе солдатами армии Колчака в казематах Усть-Каменогорской крепости содержался арестованный революционер Яков Ушанов, боровшийся в 1917–1918 гг. за установление большевистской власти в г. Усть-Каменогорске. Протоиерей Александр Дагаев неоднократно навещал Якова Ушанова в его заточении, беседовал с ним, увещевал отказаться от революционных убеждений, не проливать братской крови и покаяться. Но обращения священника не нашли отзыва в сердце ослепленного безумными идеями революционера. В 1920 г. при отступлении армии Колчака Яков Ушанов был сожжен солдатами в топке теплохода.

Вскоре после падения колчаковской власти в г. Усть-Каменогорске последовала расправа над протоиереем Александром Дагаевым. Большевики не могли больше допустить, чтобы его обличительные проповеди достигали ума и души народа. Он был для них опасен. Они мстили ему за его верность истине и за смерть своего товарища, к которой он был не причастен.

11 января 1920 г. к отцу Александру в дом пришли вооруженные люди. Это было обеденное время, батюшка сидел за трапезой в окружении своей семьи. Пришедшие потребовали от него пройти с ними. Отец Александр подчинился приказу. Больше его в живых не видели.

Протоиерей Александр Дагаев принял мученическую кончину в Сакенькеном логу (следующий за Шмелевым лог, где ныне расположено городское кладбище). Священника, а с ним еще 50 человек: генерал-майора Петра Никандровича Веденина с офицерами, городского голову Сидорова, хозяина типографии Горлова (которому мы обязаны сохранившимся до сих пор открытками с видами Усть-Каменогорска 100-летний давности) и других, порубили шашками, а затем по зимнему Усть-Каменогорску, по чистому снежку протащили окровавленное тело протоиерея, привязав его к лошади.

Через два месяца матушку Стефаниду Алексеевну Дагаеву вызвали в местное ЧК на опознание. Ей показали найденное в проруби Иртыша разрубленное пополам тело ее супруга. От тела были отсечены голова и правая рука. Пальцы усеченной десницы отца Александра были сложены для иерейского благословения.

Останки священномученика отдали Стефаниде Алексеевне для погребения, и она похоронила его. Однако место, где захоронен протоиерей Александр, до сих пор неизвестно» (Священномученик протоиерей Александр Дагаев (†1920) ...).

В 2020 г. был обретен наперсный крест священномученика Александра. Об этом событии рассказал архиепископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий (Бондаренко):

«2020 год, как мы успели заметить и привыкнуть, чрезвычайно щедр на разные малоприятные и грустные новости. Каждый новый день этого года приносит нам сообщения, от которых хочется только вздыхать. Однако, Господь посылает нам и утешения, которые на фоне всеобщей тревожности воспринимаются, как тихий Божий глас, как настоящее Божие благословение.

Усть-Каменогорск, как и весь Восточный Казахстан, имеет свою скорбную страницу в истории Новомучеников и исповедников Церкви Русской, пострадавших от безбожной власти в годы революции и последующего большевистского террора. 11 января, в день мученической кончины протоиерея Александра Дагаева, пресвитера Усть-Каменогорского, Церковь совершает память Собора Новомучеников и исповедников Восточно-Казахстанских. Судьба священномученика Александра была неразрывно связана с историей нашего города, и вместе с городом он испил до дна чашу страданий.

В последние годы мы усиленно искали реликвии, связанные с жизнью священномученика Александра. Наши труды воплотились в создание музея православия и русской культуры, который расположился в здании епархиального управления. Отдельное почётное место в нём занимает экспозиция, посвящённая протоиерею Александру Дагаеву. Спустя век продолжают обретаться ранее считавшиеся утерянными предметы, раскрывающие подлинную историю Православной Церкви на нашей земле.

Пути русского православия, благодаря запутанной и трагичной истории ХХ века, порой кажутся необъяснимыми. В годовщину 100-летия мученической кончины протоиерея Александра Дагаева нашёлся принадлежавший ему наперсный крест. В далёкой Москве, в антикварном магазине, посетитель, увидев наперсный крест, изучил дарственную надпись, которая гласила: "о. Протоиерею А. В. Дагаеву в благодарную память от Заречных жителей Устькаменогорска за построение Трехсвятительского храма. 1907 года 20 мая".

После революции следы креста — теряются, и до 1974 года его местонахождение было неизвестно. Но впервые, за пятьдесят прошедших лет со дня казни отца Александра, крест появился в Саратовской глубинке. В 1974 году к 50-летию со дня рождения крест был подарен протоиерею Евгению Зубовичу. В 2004 году отец Евгений скончался, и крест хранился у родственников. В 2020 году крест попал к скупщикам антиквариата.

Сергей Владимирович Кручинин, нашедший крест у антикваров ознакомился с историей жизни и мученического подвига протоиерея Александра Дагаева, выкупил и решил вернуть крест в Усть-Каменогорск».

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию