дочь
—
Чавчанидзе (Гололобова) Вера Дмитриевна. Муж (в 1-м браке, с 1939): Качурин, погиб на советско-финской войне, оставив жену с маленькой дочерью Аллой (род. в 1940). Муж (во 2-м браке, с июля 1945): Аркадий Серапионович Чавчанидзе, подполковник, заместитель командира 190-й истребительной авиационной дивизии
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва) несколько дней, после чего «без предъявления обвинения был отпущен»
23.11.1937
арестован по «делу» бывшего наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Кронида (Любимова)
7.12.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Московской обл. к высшей мере наказания (расстрелу) по обвинению в «руководстве контрреволюционной монархической группой монахов и духовенства»
10.12.1937
расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой
14.11.1958
реабилитирован президиумом Московского областного суда, по году репрессии: 1937
Дмитрий Федорович Баянов родился в 1885 году. Согласно семейной легенде, он «родился вне брака от дворянки [Гололобовой] и офицера. Повзрослев, Дмитрий Федорович поехал учиться пению в Италию. После обучения он вернулся в Россию, взял себе псевдоним Баянов, выступал в Царской опере...»[1].
По воспоминаниям Михаила Ефимовича Губонина[2] «В русско-германскую войну 1914–1918 гг. Д. Ф. Баянов служил в кавалерии, кажется, ротмистром... а гражданскую войну проводит в Сибири, в стане Колчака, где — в Омске — был капельмейстером тамошней оперы. В самом начале 1920-х годов появляется в Москве вместе со своей супругой...»[3].
Обучался в Московской консерватории. В 1922 году, по словам отца Димитрия, экстерном окончил Московскую духовную академию. И в этом же году «рукоположен во священника Патриархом Тихоном. Служил настоятелем церкви Троицы на Шаболовке, потом настоятелем церкви Троицы в Троицком, потом настоятелем церкви Мартина Исповедника на Таганке»[4].
М. Е. Губонин вспоминал об отце Димитрии: «Настоятельствуя в этом грандиозном храме [Мартина Исповедника на Таганке][5], о. Дмитрий Федорович особенно прославился как замечательный проповедник; сюда стекалось к нему множество народа. А, кроме того, прекрасно поставил здесь и певческое дело, что ему — как бывшему капельмейстеру — сделать было не так трудно. В храме им была заведена железная дисциплина и образцовый порядок и чистота. Клирики и церковная челядь заметно трепетали перед лицом своего настоятеля и с этой стороны он производил самое импонирующее впечатление. А служил он прекрасно, так как сам был замечательным певцом, обладателем незаурядного и сильного драматического тенора широчайшего диапазона и большой гибкости. Словом, и внешние и внутренние данные о. настоятеля отвечали самым высшим требованиям, какие только можно было предъявить к лицу, облеченному подобным саном и положением церковного администратора. При более тесном знакомстве с Д. Ф. Баяновым выяснилось, что несмотря на свою большую нагрузку, он еще систематически занимался композиторской деятельностью; им написано было немало светских и церковных музыкальных произведений, насколько нам тогда казалось, весьма талантливых. Однако апофеоз Д. Ф. Баянова как церковного композитора наступил лишь в 1928 г., когда появилась в свет его знаменитая "Сугубая ектения", написанная им специально для своего друга, протодиакона Михаила Холмогорова. Все наиболее мощные церковные хоры сейчас же разучили эту ектенью и она быстро и прочно внедрилась в церковный репертуар; лучшее исполнение ее принадлежало М. К. Холмогорову в сопровождении прекрасного хора Нестерова (который впоследствии был административно разогнан, а многие певцы арестованы и высланы)»[6].
Позже отец Димитрий Баянов служил священником церкви Вознесения на Гороховом поле, затем в Богоявленском соборе г. Богородска (Ногинска).
В конце 20-х годов был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Пятницкой церкви на Подоле г. Сергиева (Загорска). С 1928 года — благочинный Сергиевского уезда, настоятель церкви Рождества Христова (г. Сергиев). С 1932 года — протоиерей Петропавловской церкви, с 1935 — церкви Всех Святых на Кокуевском кладбище (г. Загорск).
После того как стал благочинным Сергиевского (Загорского) района, «по просьбе последнего наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Кронида (Любимова) представлял к назначению на приходы монахов закрывшейся Лавры и, в первую очередь, вернувшихся из ссылок. Устроил так у себя в благочинии несколько десятков ссыльных монахов»[7].
В 1930 году был арестован, «содержался в тюрьме несколько дней, потом без предъявления обвинения был отпущен. Видимо в этот период согласился под давлением стать секретным сотрудником 8 отделения 4 отдела НКВД, но никаких важных сведений не сообщал»[8].
Был «помощником митрополита Сергия (Страгородского)»[9].
23 ноября 1937 года был арестован по «делу» архимандрита Кронида. В справке на арест говорилось: «В 4-й отдел УГБ УНКВД МО поступили сведения о том, что поп Баянов Дмитрий Федорович с/о 8 отделения по Загорскому району группирует вокруг себя значительное количество бывших монахов "Троице-Сергиевской лавры", которых он устроил на приходы в Загорском, Константиновском, Пушкинских и других районах Московской обл. Баянов как благочинный, в подчинении которого находится около 50 церквей области, проводил большую работу по организационному укреплению церковных общин, подбирая и назначая туда людей исключительно преданных церкви. Баянов имел ряд встреч с митрополитом Ленинградским Алексеем (Симанским), где обсуждались вопросы по организационному укреплению церковников об этом [в] 8-е отделение не сообщил. Сам Баянов в тесном кругу своих единомышленников высказывает к/р враждебные взгляды по отношению к советской власти"»[10].
Осужден тройкой при УНКВД по Московской области 7 декабря 1937 года. Обвинение — «руководство контрреволюционной монархической группой монахов и духовенства». Статья 58 п. 10-11 УК РСФСР, приговор — расстрел[11]. Кроме того, обвинялся «(видимо, как секретный сотрудник НКВД) в недонесении»[12].
10 декабря 1937 г. был расстрелян и похоронен в Бутово.
[3] В материалах архивного следственного дела за 1937 г. сообщается, что отец Димитрий «в 1914–1917 гг. — столоначальник (вольнонаемный) в отделе вооруженного снаряжения при Московской городской управе. Служил в Красной Армии в 1918–1921 гг., пройдя путь от рядового до начальника разведки 1-ой Сибирской кавалерийской дивизии» (Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в…).
[5] По всей видимости, храм Мартина Исповедника упомянут ошибочно. На это обратила внимание историк-исследователь Елена Петровская, по мнению которой отец Димитрий «никогда не служил в храме Мартина Исповедника… Есть только один документ о его связи с храмом Мартина: он пытался избраться там настоятелем, но безуспешно…». В справочнике «Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столетия ... С. 27» (со ссылкой на архивные документы) также не упоминается храм Мартина Исповедника, но сообщается о службе отца Димитрия в церкви Положения Ризы Господней на Донской. Вероятно, речь в данном случае идет именно об этом храме.
[6] Современники о Святейшем Патриархе Тихоне / Сост. М. Е. Губонин. Рукопись.
[11] По этому проходило 15 человек, в том числе 10 монахов, бывших насельников Троице-Сергиевой Лавры, а также два протоиерея, священник, монахиня и церковный староста. 7 декабря 1937 года тройка при УНКВД СССР по Московской области приговорила архимандрита Кронида (Любимова), протоиерея Дмитрия Баянова, игумена Ксенофонта (Бондаренко), игумена Никодима (Монина), игумена Азария (Павлова), иеромонахов — Гедеона (Черкалова), Иакова (Марочкина), Серафима (Крестьянинова), Лаврентия (Насонова), Гедеона (Смирнова), монаха Георгия (Потапова) — к расстрелу. Все они были расстреляны в Бутове 10 декабря, за исключением иеромонаха Гедеона, расстрелянного там же на следующий день, 11 декабря. Протоиерей Виталий Лукашевич, священник Алексей Быстрицкий, монахиня Анна (Самойлова), староста Сычев Николай Михайлович получили 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Архимандрит Кронид, игумен Ксенофонт и иеромонах Серафим ныне прославлены в лике святых.
Синодик в Бозе почивших священнослужителей Московской (городской) епархии / Богослужебная комиссия при Епархиальном совете г. Москвы. Т. 2. М., 2004. С. 187