Леонид (Лобачёв Илья Христофорович), архиепископ

Родственники

  • сестра  —  Гонкова (Лобачева) Мария Христофоровна. Сведения присланы двоюродной правнучкой Анной Владимировной Плескевич
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
не позднее 1909
церковно-приходская школа
не ранее 1909
1915
Московское Алексеевское коммерческое училище
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1925
пострижен в монашество епископом Рыбинским Серафимом (Силичевым) в Москве в храме в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, что «на Бойнях»
1925
рукоположен во иеродиакона епископом Рыбинским Серафимом (Силичевым) (?) в Москве в храме в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, что «на Бойнях»
14.7.1925
рукоположен во иеромонаха Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром (Полянским) в Москве в храме в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, что «на Бойнях»
1930
возведен в сан архимандрита по благословению Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) за «усердные труды во благо Церкви». — Так согласно некрологу в «Журнале Московской Патриархии». В ряде источников утверждается, что само возведение в сан архимандрита совершил епископ Ростовский Евгений (Кобранов), что представляется маловероятным, поскольку епископ Евгений в 1930 уже разорвал общение с митрополитом Сергием (был «иосифлянином») и, кроме того, с кон. 1929 находился в Ярославской тюрьме. Теоретически возможным выглядит, таким образом, только возведение отца Леонида в сан архимандрита владыкой Евгением именно в Ярославской тюрьме, где оба пастыря могли оказаться в нач. 1930, после состоявшегося в это время ареста отца Леонида, либо же дата возведения в сан архимандрита в некрологе указана ошибочно
7.6.1953
хиротонисан во епископа. Хиротонию возглавил Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) в сослужении архиепископа Берлинского Бориса (Вика), епископа Казанского Иова (Кресовича) и епископа Волынского Палладия (Каминского)
9.5.1960
возведен в сан архиепископа, в честь «35-летнего служения в священном сане»
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1915
1916
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, Чудов монастырь, послушник. В 1916 призван на военную службу, в 1918 демобилизовался
1918
1925
Московская епархия, г. Москва, Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, послушник, до 1920 — канонарх, затем келейник архимандрита Евгения (Кобранова). — Так согласно некрологу в «Журнале Московской Патриархии». Согласно другому источнику — основанной на материалах архивного следственного дела 1930 г. биографической статье сборника «Все мы — Христовы», — «до 1918 года был насельником Чудова монастыря в Москве, затем уехал в Архангельск, на Никольское подворье монастыря. Был мобилизован в Белую армию. В дальнейшем служил в торговом порту конторщиком до 1922 года, затем вернулся в Москву. Некоторое время был в Новоспасском монастыре. Рукоположен в сан иерея, служил священником в гор. Молога Ярославской губернии, с 1924 года — служил в церкви села Резанино Ярославского уезда» (Ч. 1. С. 542. — Приведена информация из архивного следственного дела Государственного архива Ярославской обл. (Ф. Р-3698. Oп. 2. Д. С-11394)). Согласно еще одному источнику — наградному листу, составленному в 7 гвардейской армии 1-го Украинского фронта летом 1945 (ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 3484) и опубликованному на сайте «Подвиг народа», — в Гражданскую войну, наоборот, был «красноармейцем под Архангельском»
14.7.1925
не позднее 1930
между 1925 и 1930
не позднее 1930
1946
июль 1948
Московская епархия, г. Москва, церковь Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, архимандрит
июль 1948
дек. 1948
Московская епархия, г. Москва, церковь Архангела Гавриила и Феодора Стратилата (подворье Антиохийской Православной Церкви), архимандрит
дек. 1948
март 1950
Государство Израиль, г. Иерусалим, Русская духовная миссия, архимандрит, начальник миссии
апр. 1950
1951
Московская епархия, г. Москва, церковь святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине, архимандрит
1951
7.6.1953
Московская епархия, г. Москва, церковь преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, архимандрит
22.3.1960
29.5.1963
Калужская и Боровская епархия, архиепископ (до 9.05.1960 — епископ). 19.07.1962 уволен на покой по болезни, 14.05.1963 снова возглавил кафедру
Показать все

Награды

11.5.1963
право ношения креста на клобуке, награжден в «ознаменование 50-летнего служения Святейшего Патриарха Алексия Святой Православной Церкви в епископском сане»
Показать все

Преследования

1.2.1930
арестован
16.3.1930
осужден тройкой при ПП ОГПУ по Центрально-Черноземной обл. на 5 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ), по ст. 58-10 УК РСФСР, за «антисоветскую агитацию». Согласно источнику: Все мы — Христовы. Ч. 1. С. 542 — приговор: 5 лет лишения свободы
16.3.1930 – не позднее 10.10.1932
находился в заключении в исправительно-трудовом лагере (ИТЛ)
10.10.19326.9.1934
находился в заключении в Ухтинско-Печорском ИТЛ (Ухтпечлаге). Прибыл из Архангельского пересыльного пункта
1936
осужден по ст. 109 УК РСФСР за «злоупотребление служебным положением»
19361937
находился в заключении
Показать все

Другие сведения

Происходил из крестьян.

После освобождения из лагеря в 1934 году работал экономистом в Москве: до 1938 года — в Морском управлении, с 1938 до 1942 года — в Управлении канала «Москва — Волга». В 1942 году пошел добровольцем на фронт, участвовал в боях под Сталинградом, в 1943 году был ранен. Закончил войну в 1945 году под Прагой в должности заведующего автолавкой военторга 7 гвардейской армии 1-го Украинского фронта. Боевой путь гвардии старшины административной службы И. Лобачева отмечен орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией». После демобилизации из армии в 1945 году он снова некоторое время работал экономистом, а в 1946 году, после того, как политика государства по отношению к Церкви начала меняться и стали открываться приходы, ослабели некоторые ограничения для священнослужителей, вернулся к служению в священном сане.

Архимандриту Леониду выпала высокая честь быть первым представителем Московского Патриархата на Святой Земле, с 1948 по 1950 год он был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. В сложный период после арабо-израильской войны, когда на территории Палестины образовались два враждующих друг с другом государства и дореволюционная собственность миссии оказалась на территориях обоих государств, ему поручалось возвращение этой собственности, в том числе той ее части, которая была приобретена за время пребывания миссии под контролем РПЦЗ.

Бедственное состояние, в котором находилась Русская духовная миссия в то время, отец Леонид описывал в письмах Священноначалию: «церковь и здания в Иерусалиме, не говоря уже о других местах, находятся в запущенном состоянии и нуждаются в ремонте, который необходимо сделать также и для поднятия авторитета Духовной Миссии и престижа Русской Церкви в Палестине… Всюду следы военных действий. Внутри зданий полнейший беспорядок, здесь помещались солдаты. Многое похищено, остальное поломано, двери выбиты, канцелярский архив разбросан и уничтожен... Пришли мы сюда, как на пожарище, как на бесчестно брошенное кем-то хозяйство и святыню, состояние храмов и строений ужасное. От былого уюта не осталось и следа. В разбитые окна врывается ветер, в коридорах Миссии темно...» (Возобновление деятельности Русской Духовной Миссии ...).

Постепенно дела миссии стали приходить в порядок: возобновилось регулярное совершение богослужений в церкви святой мученицы Александры в Иерусалиме, по праздникам стали служить и в других храмах. В Горненском монастыре продолжали служить ежедневно, как это сложилось за прошедшие десятилетия. Приступили и к необходимым ремонтам. 

Однако юридическое оформление права владения имуществом миссии затягивалось. По мнению известного исследователя священника Д. Сафонова, отец Леонид «не очень хорошо разбирался в юридических тонкостях, связанных с оформлением собственности и уделял этому недостаточно внимания», а «отсутствие образования и опыта работы за рубежом не позволили архим. Леониду тщательно разобраться в хитросплетении важнейших юридических и политических вопросов и проблем, связанных с Иерусалимом». Всё это, по всей вероятности, и вызвало появление указа Патриарха Алексия от 30 декабря 1949 года о смене состава миссии (Там же).

В 1953 году архимандрит Леонид был хиротонисан во епископа Астраханского и Сталинградского, но пробыл на астраханской кафедре недолго. 1 февраля 1954 года Святейший Патриарх Алексий писал о нем председателю Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпову: «еще болеет здесь на свей даче в Бабушкине. Ему значительно лучше, и он мог бы ехать в свою Астрахань, но имеется заключение врачей, что климат астраханский ему категорически противопоказан ввиду его сердечной болезни и недавно перенесенного инфаркта» (Письма патриарха Алексия I … Т. 2. С. 32). 9 февраля 1954 года Патриарх и Синод постановили: «переместить Преосвященного Астраханского Леонида на свободную Пензенскую кафедру, разрешив ему вступить в управление епархией по окончательном его выздоровлении».

Возглавить Пензенскую и Саранскую епархию владыке Леониду выпало в период «хрущевских» гонений на Церковь. Поначалу ему еще удавалось противиться многим попыткам властей ослабить епархию, в частности, не дать закрыть храмы, возрожденные во время Великой Отечественной войны и сразу после ее окончания. Владыка «обратил внимание всех настоятелей на необходимость срочно начинать ремонт и благоукрашение своих церквей... были поновлены алтари и иконостасы Успенского собора и переоборудована архиерейская кафедра... В 1955 году была отремонтирована и Митрофановская церковь... и в ней также был поновлен иконостас, в котором большинство икон было написано заново.  ...Доходы церквей и духовенства стабильно росли, посещаемость оставалась высокой, в особенности в праздники».

Архиерейские службы Преосвященный проводил с большой торжественностью, ввел обычай облачаться сослужащему духовенству в одинаковые ризы, тщательно следил за составом клира. «Все это вместе взятое наркотически действует на психику верующих, поэтому посещаемость церковных служб бывает большая», — отмечал на свойственном ему языке уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви (История Пензенской епархии. С. 378, 382, 386). Регулярно посещал владыка и относившиеся в тот период к Пензенской епархии приходы на территории Мордовии, оказывая им возможное содействие в ремонте и благоустройстве храмов.

Однако с конца 1950-х годов советское государство значительно ужесточило давление на Церковь, взяв курс на практически полное ее уничтожение административными методами. В июне 1957 года в Пензенскую область был назначен новый уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви, который повел борьбу с «религиозными пережитками», в соответствии с новыми директивами партии, значительно более энергично, чем его предшественник. Для Церкви были созданы непреодолимые препятствия в проведении капитальных ремонтов церковных зданий, приходы были принуждены «добровольно» отказаться от транспортных средств, совершать требы в домах верующих нельзя было без формального согласия всех членов семьи, а крещение детей — согласия обоих родителей. Проводились масштабные мероприятия с целью «ограничить паломничество» верующих к святым местам (а на самом деле — уничтожение объектов, к которым традиционно совершались паломничества). Особенным коварством новый уполномоченный отличился в делах «удаления из состава церковного актива и обслуживающего персонала церквей лиц молодого возраста», борьбе против приобщения к церковным службам детей (Там же. С. 384, 414, 415).

Ослабленный здоровьем, епископ Леонид часто покидал епархию для лечения. 22 марта 1960 года он был назначен епископом Калужским и Боровским «по его просьбе, ввиду того, что ему приходится периодически являться в Москву на консультацию с врачами, что для него затруднительно делать из Пензы» (Письма патриарха Алексия I … Т. 2. С. 297). Через два был уволен на покой по болезни, но спустя год вновь вступил в управление епархиями: сначала Ивановской и Кинешемской, затем — Харьковской и Богодуховской. Скончался 28 июля 1967 года. Отпевание совершил архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий, впоследствии Святейший Патриарх.

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию