Гирский Андроник Федорович, протоиерей

Родственники

  • жена  —  Гирская (Царюк) Сосанна Ивановна (11.8.1888–15.1.1971). Венчание состоялось в 1906
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1896
Уманское четырёхклассное городское училище
1897
1898
Киевские педагогические курсы
1902
Одесские курсы пения
1904
1906
Александровский учительский институт
выбыл со второго курса по собственному желанию
16.12.1909
выдержал экзамен на священническое звание
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

17.1.1910
рукоположен во диакона
24.1.1910
рукоположен во священника епископом Екатеринбургским и Ирбитским Владимиром (Соколовским-Автономовым)
1917
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1898
не позднее 1904
учитель
1906
1909
Киевская и Галицкая епархия, Киевская губ., Уманский уезд, с. Перегоновка, двухклассная церковно-приходская школа, законоучитель
1910
1919
Екатеринбургская и Ирбитская епархия, Пермская губ., Шадринский уезд, с. Белоярское, Георгиевская церковь, священник, настоятель, законоучитель Белоярского, Павелевского и Никитинского земских начальных училищ. Председатель попечительства Белоярского детского приюта. С 1916 — член благочиннического Совета по 1-му благочин. округу Шадринского уезда
1921
1928
Свердловская и Ирбитская епархия, Пермская губ., г. Шадринск, Князь-Владимирская церковь, протоиерей, настоятель
Показать все

Награды

1911
благодарность попечителя Оренбургского учебного округа за успешное преподавание Закона Божия в Белоярском земском училище
1912
право ношения набедренника, награжден за «полезную пастырскую деятельность»
1917
право ношения скуфьи
Показать все

Преследования

февр. 1923
арестован. Обвинен в «контрреволюционной деятельности в Белой армии», в «расстреле совработников», в «контрреволюционной агитации против изъятия церковных ценностей». 19.03.1928 дело прекращено за недоказанностью обвинения
февр. 192319.3.1923
находился в заключении в тюрьме г. Шадринска
дек. 1927
арестован по доносу как «активный участник белогвардейских банд в бытность последних в Шадринском округе». По ходатайству прихожан вскоре был освобожден
9 или 13 марта 1928
арестован как «главный руководитель и вдохновитель антисоветского настроения»
9 или 13 марта 1928 – авг. 1928
находился в заключении в арестном помещении Окротдела ОГПУ г. Шадринска, позже в исправдоме г. Шадринска, по состоянию здоровья в апреле 1928 переведен в Шадринскую окружную больницу
10.8.1928
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года заключения в концлагерь. Исполнение приговора было отложено ввиду тяжелого состояния здоровья осужденного
не ранее авг. 192818.1.1929
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва) в период пересмотра дела
11.2.192930.4.1931
находился в заключении в Вишерском отделении Соловецкого лагеря принудительных работ особого назначения (СЛОН). 18.01.1928 выбыл из Бутырской тюрьмы с этапом для заключения в Вишерское отделение Соловецкого лагеря особого назначения
30.4.1931
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на высылку в Северный край на 3 года
май 19311934
находился в ссылке в г. Котлас Архангельской обл. После окончания срока ссылки служил счетным работником в Управлении Сарановских хромистых рудников (станция Бисер Пермской железной дороги), преподавателем техучебы и счетоводом картотеки Ключевской обогатительной фабрики в пос. Двуреченск Сысертского р-на Свердловской обл. В конце 1937 был уволен по сокращению штатов. 24.12.1937 приехал к детям в Москву
9.1.1938
арестован. Обвинен в том, что проживая в Москве нелегально, «среди окружающих его лиц ведет контрреволюционную агитацию, распространяя контрреволюционные слухи о якобы существующем в СССР гонении на религию и духовенство»
11.1.193817.2.1938
находился в заключении в Таганской тюрьме (г. Москва)
14.2.1938
приговорен тройкой при УНКВД по Московской обл. к высшей мере наказания (расстрелу)
17.2.1938
расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой
Показать все

Другие сведения

Приход села Белоярского, где служил отец Андроник Гирский и проживало его семейство, состоял из самого селения и шести деревень, расположенных по речке Барнево выше и ниже его на расстоянии от одной до шести верст (деревни: Павелева, Ольховка, Бараба, Никитина, Понькина). Всего 581 дворов (военных и крестьян). Число прихожан достигало 2 445 (мужского пола) и 2577 (женского пола) православных.

С 1921 г. отец Андроник служил священником в городе Шадринске. Он был настоятелем и единственным священником Князе-Владимирской церкви. В 1898 г. бывшая прежде часовня, заложенная в 1889 г. в память 900-летия крещения Руси, была достроена (к ней была пристроена алтарная часть) и освящена в честь Святого Равноапостольного князя Владимира. Князе-Владимирская церковь была закрыта в ноябре 1932 г., когда протоиерей Андроник Гирский уже отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения.

Один из руководителей и идеологов обновленчества – митрополит Александр (Введенский) очень часто и много ездил по стране, оценивая плоды обновленчества в епархиях. В июле 1926 года он отправился в поездку по Уралу и пробыл там больше месяца, вот что он писал: «…Зато в Шадринске дело много хуже. Богом забытая глушь, здесь сплошная тихоновская гниль. Правда, у нас есть прекрасная церковь св. Флора и Лавра, при ней маленькая, но сплоченная община. Но царствует над здешними сердцами тихоновский архиерей (сергиевец) Стефан Знамировский…». Верность основной части Шадринского духовенства «староцерковничеству» в 1928 г. переполнили чашу терпения местной власти. Настала пора призвать к ответу «тихоновское» духовенство города Шадринска. 

20 февраля 1928 г. Великим постом уполномоченный Шадринского Окружного Отдела ОГПУ Буркин издал постановление о начале предварительного следствия в отношении четверых Шадринских священников: Писарева Павла Александровича, Буткина Александра Григорьевича, Фаворитова Павла Михайловича и Милицина Виталия Степановича. Обвинения священников сводились к тому, что «с целью наживы» вышеупомянутые священники «разослали по всему округу массовые приглашения на торжественное моление в честь мощей «Св. Симеона», совершили это моление при громадном стечении народа и духовенства <…> вызвали массовое паломничество и антисоветскую агитацию по деревням и в городе о близком конце Соввласти, о еретиках большевиках, распространили эту агитацию через кликушествующий элемент, монахов, монашек и непосредственно сами». Допрошенные в качестве подозреваемых священники заявили, что против советской власти они никогда не агитировали и никаких слухов, которые бы подрывали доверие к советской власти, не распространяли ни сами, ни через других людей. Однако 8 марта 1928 г. постановлением, утвержденным начальником Шадринского окротдела ОГПУ Мовшензоном, священникам было предъявлено обвинение по ст. 123 и ст. 58-10 Уголовного кодекса.

Затем, 13 марта 1928 г. в качестве подозреваемых были допрошены еще два священника города Шадринска Суставов Иван Павлович и Гирский Андроник Федорович. В тот же день обоим священникам было предъявлено постановление о привлечении их в качестве подозреваемых в преступлении, предусмотренном ст. 58-10 Уголовного кодекса за то, что они  «распространяли воспользовавшись громадным стечением в город 25-го сентября 1927 г. народа, — сами и через кликушествующий элемент всякие вздорные контрреволюционные слухи о скором падении Соввласти, о конце засилия большевиков и т. д.» [орфография и пунктуация сохранены]. Материал в отношении священников Суставова и Гирского было решено в отдельное производство не выделять, а вести одно следственное дело в отношении шести священнослужителей города Шадринска. 13 марта 1928 года священники Суставов и Гирский были арестованы, им было избрано мерой пресечения — содержание под стражей при арестном помещении Окротдела ОГПУ. Ни один из шести обвиняемых своей вины в предъявленном ему обвинении не признал.

Местом отбывания наказания для всех Шадринских священников был назначен Соловецкий лагерь особого назначения. Остались впечатления о времени пребывания на Соловках протоиерея Павла Фаворитова, осужденного вместе с о. Андроником: «Нигде я не встречал стольких замечательных людей, я не знал того, что узнал там. Я благодарен Богу за Соловки».

Сохранилось одно свидетельство, касающееся непосредственно о. Андроника. Его оставил священномученик протоиерей Илья Четверухин. Он отбывал наказание в Вишерском отделении Соловков одновременно с о. Андроником. Условия содержания заключенных были невыносимы, о. Илья был сильно болен и истощен непосильным трудом. Как раз в это время «за батюшку стал хлопотать протоиерей  Гирский, тоже заключенный. Он просил определить батюшку на Вишерский химический завод, и хлопоты эти увенчались успехом. Батюшка был назначен санитаром в больницу, но это была только одна из его многочисленных обязанностей. Он был и делопроизводитель, и регистратор, и еще много всяких обязанностей пришлось ему выполнять. Пришлось в продолжение почти восьми месяцев трудиться часто по шестнадцать часов в день без выходных. Но у него был отдельный кабинет с печкой, на которой он мог вскипятить воду для чая и погреться».

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию