Екатеринбургская и Ирбитская епархия,
Пермская губ.,
Шадринский уезд,
с. Белоярское, Георгиевская церковь, священник, настоятель, законоучитель Белоярского, Павелевского и Никитинского земских начальных училищ. Председатель попечительства Белоярского детского приюта. С 1916 — член благочиннического Совета по 1-му благочин. округу Шадринского уезда
благодарность попечителя Оренбургского учебного округа за успешное преподавание Закона Божия в Белоярском земском училище
1912
право ношения набедренника, награжден за «полезную пастырскую деятельность»
1917
право ношения скуфьи
Показать все
Преследования
февр. 1923
арестован. Обвинен в «контрреволюционной деятельности в Белой армии», в «расстреле совработников», в «контрреволюционной агитации против изъятия церковных ценностей». 19.03.1928 дело прекращено за недоказанностью обвинения
февр. 1923 19.3.1923
находился в заключении в тюрьме г. Шадринска
дек. 1927
арестован по доносу как «активный участник белогвардейских банд в бытность последних в Шадринском округе». По ходатайству прихожан вскоре был освобожден
9 или 13 марта 1928
арестован как «главный руководитель и вдохновитель антисоветского настроения»
9 или 13 марта 1928 авг. 1928
находился в заключении в арестном помещении Окротдела ОГПУ г. Шадринска, позже в исправдоме г. Шадринска, по состоянию здоровья в апреле 1928 переведен в Шадринскую окружную больницу
10.8.1928
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года заключения в концлагерь. Исполнение приговора было отложено ввиду тяжелого состояния здоровья осужденного
не ранее авг. 1928 18.1.1929
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва) в период пересмотра дела
11.2.1929 30.4.1931
находился в заключении в Вишерском отделении Соловецкого лагеря принудительных работ особого назначения (СЛОН). 18.01.1928 выбыл из Бутырской тюрьмы с этапом для заключения в Вишерское отделение Соловецкого лагеря особого назначения
30.4.1931
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на высылку в Северный край на 3 года
май 1931 1934
находился в ссылке в г. Котлас Архангельской обл. После окончания срока ссылки служил счетным работником в Управлении Сарановских хромистых рудников (станция Бисер Пермской железной дороги), преподавателем техучебы и счетоводом картотеки Ключевской обогатительной фабрики в пос. Двуреченск Сысертского р-на Свердловской обл. В конце 1937 был уволен по сокращению штатов. 24.12.1937 приехал к детям в Москву
9.1.1938
арестован. Обвинен в том, что проживая в Москве нелегально, «среди окружающих его лиц ведет контрреволюционную агитацию, распространяя контрреволюционные слухи о якобы существующем в СССР гонении на религию и духовенство»
11.1.1938 17.2.1938
находился в заключении в Таганской тюрьме (г. Москва)
14.2.1938
приговорен тройкой при УНКВД по Московской обл. к высшей мере наказания (расстрелу)
Приход села Белоярского, где служил отец Андроник Гирский и проживало его семейство, состоял из самого селения и шести деревень, расположенных по речке Барнево выше и ниже его на расстоянии от одной до шести верст (деревни: Павелева, Ольховка, Бараба, Никитина, Понькина). Всего 581 дворов (военных и крестьян). Число прихожан достигало 2 445 (мужского пола) и 2577 (женского пола) православных.
С 1921 г. отец Андроник служил священником в городе Шадринске. Он был настоятелем и единственным священником Князе-Владимирской церкви. В 1898 г. бывшая прежде часовня, заложенная в 1889 г. в память 900-летия крещения Руси, была достроена (к ней была пристроена алтарная часть) и освящена в честь Святого Равноапостольного князя Владимира. Князе-Владимирская церковь была закрыта в ноябре 1932 г., когда протоиерей Андроник Гирский уже отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения.
Один из руководителей и идеологов обновленчества – митрополит Александр (Введенский) очень часто и много ездил по стране, оценивая плоды обновленчества в епархиях. В июле 1926 года он отправился в поездку по Уралу и пробыл там больше месяца, вот что он писал: «…Зато в Шадринске дело много хуже. Богом забытая глушь, здесь сплошная тихоновская гниль. Правда, у нас есть прекрасная церковь св. Флора и Лавра, при ней маленькая, но сплоченная община. Но царствует над здешними сердцами тихоновский архиерей (сергиевец) Стефан Знамировский…». Верность основной части Шадринского духовенства «староцерковничеству» в 1928 г. переполнили чашу терпения местной власти. Настала пора призвать к ответу «тихоновское» духовенство города Шадринска.
20 февраля 1928 г. Великим постом уполномоченный Шадринского Окружного Отдела ОГПУ Буркин издал постановление о начале предварительного следствия в отношении четверых Шадринских священников: Писарева Павла Александровича, Буткина Александра Григорьевича, Фаворитова Павла Михайловича и Милицина Виталия Степановича. Обвинения священников сводились к тому, что «с целью наживы» вышеупомянутые священники «разослали по всему округу массовые приглашения на торжественное моление в честь мощей «Св. Симеона», совершили это моление при громадном стечении народа и духовенства <…> вызвали массовое паломничество и антисоветскую агитацию по деревням и в городе о близком конце Соввласти, о еретиках большевиках, распространили эту агитацию через кликушествующий элемент, монахов, монашек и непосредственно сами». Допрошенные в качестве подозреваемых священники заявили, что против советской власти они никогда не агитировали и никаких слухов, которые бы подрывали доверие к советской власти, не распространяли ни сами, ни через других людей. Однако 8 марта 1928 г. постановлением, утвержденным начальником Шадринского окротдела ОГПУ Мовшензоном, священникам было предъявлено обвинение по ст. 123 и ст. 58-10 Уголовного кодекса.
Затем, 13 марта 1928 г. в качестве подозреваемых были допрошены еще два священника города Шадринска Суставов Иван Павлович и Гирский Андроник Федорович. В тот же день обоим священникам было предъявлено постановление о привлечении их в качестве подозреваемых в преступлении, предусмотренном ст. 58-10 Уголовного кодекса за то, что они «распространяли воспользовавшись громадным стечением в город 25-го сентября 1927 г. народа, — сами и через кликушествующий элемент всякие вздорные контрреволюционные слухи о скором падении Соввласти, о конце засилия большевиков и т. д.» [орфография и пунктуация сохранены]. Материал в отношении священников Суставова и Гирского было решено в отдельное производство не выделять, а вести одно следственное дело в отношении шести священнослужителей города Шадринска. 13 марта 1928 года священники Суставов и Гирский были арестованы, им было избрано мерой пресечения — содержание под стражей при арестном помещении Окротдела ОГПУ. Ни один из шести обвиняемых своей вины в предъявленном ему обвинении не признал.
Местом отбывания наказания для всех Шадринских священников был назначен Соловецкий лагерь особого назначения. Остались впечатления о времени пребывания на Соловках протоиерея Павла Фаворитова, осужденного вместе с о. Андроником: «Нигде я не встречал стольких замечательных людей, я не знал того, что узнал там. Я благодарен Богу за Соловки».
Сохранилось одно свидетельство, касающееся непосредственно о. Андроника. Его оставил священномученик протоиерей Илья Четверухин. Он отбывал наказание в Вишерском отделении Соловков одновременно с о. Андроником. Условия содержания заключенных были невыносимы, о. Илья был сильно болен и истощен непосильным трудом. Как раз в это время «за батюшку стал хлопотать протоиерей Гирский, тоже заключенный. Он просил определить батюшку на Вишерский химический завод, и хлопоты эти увенчались успехом. Батюшка был назначен санитаром в больницу, но это была только одна из его многочисленных обязанностей. Он был и делопроизводитель, и регистратор, и еще много всяких обязанностей пришлось ему выполнять. Пришлось в продолжение почти восьми месяцев трудиться часто по шестнадцать часов в день без выходных. Но у него был отдельный кабинет с печкой, на которой он мог вскипятить воду для чая и погреться».
За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956 : Биографический справочник / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; Научн. редакция: прот. Владимир Воробьев, священник Александр Мазырин, Л. А. Головкова, Н. А. Кривошеева и др. М., 2015– . Кн. 4. С. 179–183