Димитрий (Добросердов Иван Иванович), архиепископ, священномученик

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 8/21 октября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля) и Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших (в 4-ю субботу по Пасхе)

Родственники

  • отец  —  Добросердов Иван, священник
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1879
Тамбовское духовное училище
1885
Тамбовская духовная семинария
1894
1898
Московская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

6.5.1889
рукоположен во священника
дек. 1908
пострижен в монашество в Смоленской Свято-Зосимовой пустыни, возведен в сан архимандрита
18.5.1914
хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии
ок. 1930
возведен в сан архиепископа
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
6.5.1889
1894
Тамбовская и Шацкая епархия, Тамбовская губ., Моршанский уезд, с. Мамонтово, Николаевская церковь, священник, заведующий и законоучитель церковно-приходской школы
1899
дек. 1908
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, Благовещенская церковь при 4-й Московской мужской гимназии, священник, настоятель (с 10.4.1899), законоучитель. Действительный член Педагогического общества при Императорском Московском университете, секретарь отделения по вопросам религиозно-нравственного образования и воспитания. С 1900 — законоучитель земской гимназии Министерства народного просвещения, с 1903 — законоучитель женского и мужского коммерческих училищ, учрежденных Московским обществом распространения коммерческого образования
дек. 1908
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь Двенадцати апостолов Московского Кремля, архимандрит, настоятель, синодальный ризничий. С 1909 — наблюдатель послушнических школ ставропигиальных монастырей. С 1910 —действительный член церковно-археологического отдела при Обществе любителей духовного просвещения, действительный член попечительства над учащимися в Москве славянами Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества
18.5.1914
Московская и Коломенская епархия, Можайское викариатство, епископ, настоятель Звенигородского Саввино-Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря, заведующий Высшими богословскими педагогическими курсами при Скорбященском женском монастыре (с 1916)
сент. 1921
Ставропольская и Бакинская епархия, епископ, временно управляющий Бакинской епархией (?)
26.9.1923
не позднее 1925
Тамбовская и Козловская епархия, Козловское викариатство, епископ, временный управляющий Тамбовской епархией в связи с арестом архиепископа Зиновия (Дроздова). В 1926 служил в Москве (в храме Николы Мясницкого и других) и под Москвой
1927
1929
Пятигорская и Буденновская епархия, епископ; тайно управлял епархией
25.6.1930
не позднее 27.6.1932
16.6.1933
не позднее 23.3.1934
23.3.1934
17.10.1937
Московская епархия, Можайское викариатство, архиепископ; служил в храме пророка Божия Илии в Черкизове
Показать все

Награды

1901
право ношения скуфьи
1905
право ношения камилавки
6.5.1908
право ношения наперсного креста
1911
орден св. Анны 2-й степени
14.4.1932
право ношения креста на клобуке
Показать все

Преследования

1925
арестован
с 1925
находился в заключении в тюрьме г. Сергиев Посад Московской обл., переведен в тюрьму «Лубянка-2», освобожден через неделю с условием немедленно покинуть Москву
22.7.1925
арестован
22.7.1925 – июль 1925
находился в заключении в тюрьме г. Козлова, переведен в тюрьму г. Тамбова, освобожден с условием немедленно вернуться в Москву
29.9.1937
арестован по групповому делу «епископа Димитрия (Добросердова) и др., Москва, 1937 г.»
29.9.193721.10.1937
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
17.10.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Московской обл. к высшей мере наказания (расстрелу) по обвинению в «участии в контрреволюционной группировке и систематической антисоветской агитации»
21.10.1937
расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой
Показать все

Подробная биография

Священномученик Димитрий (в миру Иван Иванович Добросердов) родился 22 января 1864 года в селе Пахотный Угол Тамбовской губернии в семье священника. По окончании в 1885 году Тамбовской Духовной семинарии он был назначен учителем земской школы в Моршанском уезде, где работал до 1889 года. За это время он неоднократно получал благодарность от Моршанского земского собрания и Тамбовского губернского училищного совета за усердные и успешные труды на поприще народного просвещения. Женился. 6 мая 1889 года Иван Иванович был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Мамонтово Тамбовской губернии, в котором проживало тогда около двух тысяч человек, и назначен заведующим и законоучителем Мамонтовской церковноприходской школы.

Вскоре у отца Иоанна умерли жена и дети. Оставшись один, он уехал из Тамбовской губернии и в 1894 году поступил в Московскую Духовную академию. По окончании ее в 1898 году со степенью кандидата богословия он был назначен законоучителем 4-й Московской гимназии и священником гимназической церкви. 10 апреля 1899 года митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) поставил иерея Иоанна настоятелем Благовещенской церкви при гимназии. В том же году Педагогическое общество при Императорском Московском университете избрало его своим действительным членом, а отделение Педагогического общества по вопросам религиозно-нравственного образования и воспитания избрало его своим секретарем. 6 мая 1908 года за заслуги по духовному ведомству он был награжден наперсным крестом. В это время митрополит Московский Владимир пригласил отца Иоанна к себе и сказал: «Отец Иоанн, у нас в основном два пути: семейный путь и монашеский. Семейный путь для вас закрыт. Я вам советую принять монашество». Отец Иоанн согласился и в декабре 1908 года в Смоленской Зосимовой пустыни Московской епархии был пострижен в монашество с наречением ему имени Димитрий, возведен в сан архимандрита и назначен синодальным ризничим и настоятелем церкви Двенадцати апостолов в Кремле.

В 1909 году архимандрит Димитрий был назначен наблюдателем послушнических школ ставропигиальных монастырей. В 1910 году его избрали в действительные члены церковно-археологического отдела при Обществе любителей духовного просвещения. В это время он был также действительным членом Попечительства над учащимися в Москве славянами Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества.

18 мая 1914 года в Успенском соборе Кремля архимандрит Димитрий был хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии и назначен настоятелем Савино-Сторожевского монастыря[1]. С того же года он стал исполнять обязанности заведующего богословскими педагогическими курсами в Москве. Тогда же на него было возложено главное руководство и наблюдение за изданием научного художественно-иллюстрированного описания Патриаршей ризницы.

В 1921 году преосвященный Димитрий был назначен епископом Ставропольским. Обновленцы в Ставропольской епархии одержали почти полную победу над православными, которые лишились большинства приходов. Одной из причин этого было массовое уничтожение духовенства в эпоху гражданской войны в 1918–1921 годах. Под натиском обновленцев епископ Димитрий был вынужден покинуть епархию и переехать в Москву.

В 1922 году православные Тамбовской епархии вели упорную борьбу с обновленцами. На первых порах обновленцам в некоторых городах удалось захватить большинство храмов. В городе Козлове к обновленцам отошло четырнадцать храмов, только два храма остались православными. Православный народ, однако, обновленческие храмы не посещал, а ходил в мужской Троицкий монастырь, расположенный в трех километрах от города. После освобождения в 1923 году Патриарха Тихона из заключения епархиальный совет города Козлова направил в Москву своих представителей с просьбой назначить к ним православного архиерея.

26 сентября 1923 года преосвященный Димитрий был назначен епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии и временно управляющим Тамбовской епархией. После приезда преосвященного Димитрия в город обновленцы принесли покаяние и все храмы за исключением одного перешли к православным. Преосвященный Димитрий служил во всех храмах города; он был прекрасным проповедником. С течением времени его популярность среди православных все более возрастала.

Обновленческому движению в епархии грозило полное поражение. Уполномоченный Тамбовского отдела ОГПУ по Козловскому уезду писал: «Во главе тихоновского движения в городе Козлове и уезде, а также всей Тамбовской губернии стоит епископ Димитрий, очень хитрый и осторожный человек, пользующийся громаднейшим авторитетом среди верующих, а в особенности у кулаков и темного элемента. Епископ Димитрий очень хитро проводит политику назначения своих попов на места, занятые попами-обновленцами, то есть попу, обращающемуся к нему за назначением, он предлагает идти в село и достать от группы верующих протокольное постановление о желании иметь посланного епископом Димитрием попа в приходе; конечно, при таком подходе к делу посланному попу ничего не остается делать, как вести агитацию против находящегося в приходе попа, обвиняя его в еретичестве, коммунизме и тому подобном. Со времени упразднения Епархиального управления вся полнота власти перешла в руки епископа Димитрия... которому... подчиняются попы, так как иначе неподчиняющийся при помощи агитации посланных Димитрием попов рискует потерять место и превратиться в еретика. Благодаря авторитетности и политике Димитрия, тихоновское движение в городе Козлове и уезде растет не по дням, а по часам. Громаднейшим злом для обновленческого движения являются также монахи, назначение которых Димитрий отрицает, ссылаясь на то, что и здесь он ни при чем, так как монахи опять-таки являются избранниками народа. Возвращение Пятницкой города Козлова церкви по распоряжению ВЦИКа тихоновцам от обновленцев дало возможность еще более поднять головы тихоновцам и еще более укрепить свой авторитет, в частности авторитет епископа Димитрия... А всего духовенства, последователей бывшего Патриарха Тихона, в городе Козлове и уезде имеется до 90%. В области работы среди духовенства нами приняты следующие меры: производится... срочный учет всего духовенства, принимаются меры к расторжению договоров групп тихоновского толка в пользу обновленцев... Предполагается создание Епархиального управления с равным процентом тихоновцев и обновленцев...»

Великим постом 1925 года епископа Димитрия стали часто вызывать на допросы в ОГПУ. Иногда после допросов он сразу шел в храм, где его ждали, чтобы начать богослужение. Власти настаивали, чтобы владыка покинул Козлов, но он отказывался. Ему стали угрожать заключением. В конце концов он, ссылаясь на болезнь сердца, попросил власти отпустить его в Египет для лечения. Ему был выписан заграничный паспорт, и он отправился в английское посольство в Москве, чтобы получить разрешение на въезд в тогдашнюю английскую колонию. Благополучно оформив все документы, преосвященный Димитрий на следующий день отправился в Сергиев Посад, чтобы попрощаться с Александром Дмитриевичем Самариным, бывшим когда-то обер-прокурором Святейшего Синода, с которым владыка был в дружеских отношениях. На пути к дому Самарина его остановил верховой, и епископ был арестован. Из тюрьмы в Сергиевом Посаде он был отправлен в тюрьму на Лубянку в Москве, где пробыл неделю, а затем с приказанием ехать в Козлов был освобожден. В Козлове его арестовали и препроводили в Тамбов. В Тамбове епископ Димитрий был освобожден из тюрьмы и уехал в Москву, где ему довелось на всенощной накануне празднования памяти великомученицы Екатерины сослужить Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Петру. Для Местоблюстителя это была последняя служба, через три дня он был арестован.

В 1926 году епископ Димитрий служил в московских храмах и в Подмосковье. В июле 1926 года владыку вызвал к себе уполномоченный ОГПУ Тучков и потребовал, чтобы он покинул столицу. Сославшись на больное сердце, владыка сказал, что уедет в Кисловодск. Перед отъездом епископ Димитрий пошел к заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), который, ввиду чрезвычайных обстоятельств по управлению Церковью в условиях беспрестанных гонений, разделил Ставропольскую епархию на две и поручил епископу Димитрию управление новосозданной Пятигорской епархией.

Владыка поселился в Кисловодске, где снимал комнату в районе, который назывался Рябова Балка, на окраине города за железнодорожным вокзалом, неподалеку от Пантелеимоновской церкви, в которой он часто служил.

14 апреля 1932 года епископ Димитрий был возведен в сан архиепископа[2]. 23 марта 1934 года назначен архиепископом Можайским, викарием Московской епархии.

В Москве владыка поселился в сторожке при Ильинской церкви на Большой Черкизовской улице, где и жил до ареста.

Архиепископ Димитрий был арестован 29 сентября 1937 года и заключен в Бутырскую тюрьму. Сразу же после ареста начались допросы, которые 9 октября были оформлены в виде протокола и подписаны архиепископом.

Архиепископ Димитрий не признал себя виновным и не согласился кого‑либо оговорить.

— Следствие располагает данными, что вы среди окружающих заявляли о том, что в СССР существуют гонения на религию и духовенство. Вы это подтверждаете? — спросил следователь.
— Я это не подтверждаю, и об этом я никому не заявлял, — ответил архиепископ.
— Следствию известно о том, что вы распространяли контрреволюционные провокационные слухи, что якобы митрополит Петр расстрелян советской властью. Откуда вам это известно?
— Мне известно от митрополита Сергия (Страгородского) о том, что митрополит Петр в декабре 1936 года умер в ссылке, а о расстреле его я ни от кого не слышал и таких слухов не распространял.

Вместе с архиепископом Димитрием были арестованы архимандрит Амвросий (Астахов), игумен Пахомий (Туркевич), диакон Иоанн Хренов, монах Варлаам (Ефимов), инокиня Татьяна (Бесфамильная), миряне Николай Рейн, Мария Волнухина и Надежда Ажгеревич.

17 октября 1937 года тройка НКВД приговорила арестованных к расстрелу. 21 октября архиепископ Димитрий (Добросердов), архимандрит Амвросий (Астахов), игумен Пахомий (Туркевич), диакон Иоанн Хренов, инокиня Татиана (Бесфамильная) и миряне Николай Рейн, Мария Волнухина и Надежда Ажгеревич были расстреляны на полигоне Бутово под Москвой и погребены в общей безвестной могиле.

_________________

[1] Первого июня 1918 г. представил доклад делегации Высшего Церковного Управления для защиты перед правительством имущественных и иных прав РПЦ, включив в него сведения об арестах монахов Саввино-Сторожевского монастыря. Шестого июня обратился к губернскому комиссару юстиции с просьбой об освобождении до суда под личное поручительство иеромонаха Феофана (Андреева), задержанного по делу о выступлениях крестьян в защиту имущества Саввина монастыря. После вскрытия в Саввином монастыре в марте 1919 г. мощей прп. Саввы Сторожевского направил св. Патриарху Тихону доклад о кощунственном поведении членов проводившей вскрытие комиссии. — Ред.
[2] По другим данным, возведен в сан архиепископа в 1925 г. — Ред.

 

Текст: Дамаскин (Орловский), архимандрит.
Священномученик Димитрий (Добросердов), преподобномученики Амвросий (Астахов),
Пахомий (Туркевич) и Варлаам (Ефимов), священномученик Иоанн Хренов,
преподобномученица Татиана (Бесфамильная), мученик Николай Рейн,
мученицы Мария Волнухина и Надежда Ажгеревич // Региональный общественный фонд
«Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви».
URL: fond.ru/userfiles/person/992/1722259942.pdf

 


В оформлении биографической страницы использовались сведения, предоставленные Наталией Владимировной Пентелевой, внучатой племянницей Ивана Степановича Фатькова, иподиакона архиепископа Димитрия (Добросердова).

Фатьков Иван Степанович (род. в 1911, Рязанская губ., Спасский уезд, д. Ухорское), полировщик завода «Мосштамп», иподиакон архиепископа Димитрия (Добросердова). На момент ареста в 1937 году проживал в Москве, на улице Нижняя Красносельская, д. 5, кв. 128. Осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР «за антисоветскую агитацию и активное участие в церковной группе».

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию