Анатолий (Марков Александр Осипович), архимандрит

Архимандрит Анатолий — Соловецкий иеромонах подвижнического настроения, шесть лет был строителем Троицкого Анзерского скита, затем казначеем монастыря. В 1913-1922 гг. был последовательно настоятелем трёх монастырей в сане архимандрита. В советское время служил священником на своей родине в с. Большой Бор, почитался как старец. Репрессирован в 1937 г.

Образование

домашнее

Рукоположение, постриг, возведение в сан

9.3.1896
пострижен в монашество в Соловецком монастыре
7.7.1896
рукоположен во иеродиакона в Соловецком монастыре
6.8.1899
рукоположен во иеромонаха в Соловецком монастыре
26.11.1913
возведен в сан архимандрита
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1887
1913
Архангельская губ., Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь
26.11.1913
11.7.1916
Костромская и Галичская епархия, Костромская губ., с. Большие Соли, Николо-Бабаевский монастырь, архимандрит, настоятель
11.7.1916
8.8.1916
Астраханская и Енотаевская епархия, г. Астрахань, Покрово-Болдинский мужской монастырь, архимандрит, настоятель
8.8.1916
1922
Костромская и Галичская епархия, Костромская губ., г. Галич, Успенский Паисиево-Галичский монастырь, архимандрит, настоятель
1922
1937
Архангельская губ., Онежский уезд, с. Большой Бор, Георгиевская церковь, архимандрит
Показать все

Награды

16.5.1906
право ношения набедренника
19.3.1909
право ношения наперсного креста от Святейшего Синода выдаваемого
2.6.1913
орден св. Анны 3-й степени за отлично усердную службу
1913
медаль «В память 300-летия царствования Дома Романовых» и юбилейный крест
Показать все

Преследования

26.9.1937
арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации». Убеждал прихожан в необходимости посещения церкви их детьми. На Пасху 1937 г. совершил крестный ход.
14.10.1937
осужден тройкой при УНКВД по Архангельской обл. на 10 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ)
31.8.1989
реабилитирован, по году репрессии: 1937
Показать все

Другие сведения

Александр Марков поступил в Соловецкий монастырь в 1887 г. В 1892 г. он был определен в число послушников и трудился при монастырской расходной лавке. Настоятель архимандрит Варлаам отметил его прилежание: «очень хороших качеств, к послушаниям весьма способен» и взял к себе келейником (1893, 1894: «послушание проходит келейником при келиях отца Настоятеля»). После кончины архимандрита Варлаама его преемник архимандрит Иоанникий совершил монашеский постриг Александра с именем Анатолий 9 марта 1896 г. в день памяти 40 мучеников Севастийских, назначил его экономом и представил к рукоположению в диаконы.

Согласно послужному списку 1896 г., иеродиакон Анатолий «послушание проходит заведывающим экономической частью и исполняет череду богослужения. Отличных нравственных качеств, кроток, смирен, послушлив, воздержен, к церкви рачителен, благонадежен».

В 1897-1898 гг. отец Анатолий в летнее время проходил послушание помощника монастырского закупщика всех годовых припасов для монастыря в г. Архангельске, а в зимнее — исполнял череду богослужений и обучал русско-славянскому чтению в монастырском училище. Архимандрит Иоанникий оценивал его труды весьма высоко: «отличных нравственных качеств, настроения благочестивого, жизни воздержной, к послушаниям очень способен и благонадежен».

В праздник Преображения Господня в 1899 г. иеродиакон Анатолий был рукоположен в иеромонаха и 6 марта 1900 г. назначен строителем Свято-Троицкого Анзерского скита. В течение 6 лет управления скитом настоятель был самого высокого мнения о деятельности иеромонаха Анатолия.

1900: отличных нравственных качеств, настроения благочестивого, к начальственной должности оказывается очень способен, к церкви привержен, в хозяйственной части весьма заботлив, в управлении разумно распорядителен и обходителен со всеми.

1901: отличных нравственных качеств, весьма способен к послушаниям, с похвальной ревностью исполняет свои обязанности по управлению скитом — по церкви, хозяйству и внутренней жизни братии.

1902: отличных качеств и способностей.

1903: отличных нравственных качеств, выдающихся способностей, деятельный и энергичный, всегда исправный в своем деле, ревностный в богослужении.

1904: отличных нравственных качеств, выдающихся способностей, со всей ревностью занимается своим делом – управлением скитом.

1905: отличных нравственных качеств, выдающихся способностей, деятельный и энергичный, предан своему делу.

6 июля 1906 г. иеромонах Анатолий был определен казначеем Соловецкого монастыря, стал членом Учрежденного Собора и правой рукой настоятеля архимандрита Иоанникия. В 1907-1912 гг. характеристика настоятеля в послужных списках стабильно похвальная: «отличных нравственных качеств, очень способен и воздержан, честен, верен и благонадежен, предан своему делу, к церкви всегда усерден».

В июле 1913 г. за отлично усердную службу иеромонах Анатолий был Всемилостивейшее награжден орденом Св. Анны 3-й степени. В это же время в Московскую Контору Святейшего Синода поступила жалоба «на неправильные и вредные для обители действия настоятеля Соловецкого монастыря архимандрита Иоанникия», и первой под жалобой стояла подпись казначея иеромонаха Анатолия. Он был сначала удален настоятелем в Сергиевский скит на Муксалме, а затем 15 ноября по указу Синодальной конторы был освобожден от должности казначея «за составление тайного бунтовского заговора против настоятеля и за возмущение против него 36 человек братии из 370».

26 ноября 1913 г. казначей Соловецкого монастыря иеромонах Анатолий определен на место настоятеля Николо-Бабаевского монастыря Костромской епархии с возведением в сан архимандрита.

30 ноября 1913 г. он написал прокурору Московской Святейшего Синода Конторы Филиппу Петровичу Степанову письмо, в котором раскаивался в том, что подал жалобу.

Революция застала архимандрита Анатолия в Паисиево-Галичском монастыре Костромской епархии. После закрытия монастыря в 1922 г. он вернулся на родину и служил священником в Георгиевской церкви Боровского прихода.

Воспоминания о его служении в селе Большой Бор сохранились в дневнике священника Иоанна Серова, который был сослан в соседнее село Поле.

«Четверг, 3/17.11.1933

Рано утром пришел к о. Архимандриту Анатолию. Об о. Анатолии необходимо сказать несколько слов. Отец Архимандрит Анатолий — монах Соловецкой обители. Родина его — это же самое село — Большой Бор. В молодости поступил по обету в Соловецкую обитель, до настоящего момента он был казначеем в Соловецкой обители. После ужасного переворота перешел на свою родину в село Большой Бор и в нем исполнял обязанности священника.
Отец Архимандрит, как воспитанник Соловецкой обители, полон духовной мудрости. У него я нашел теплый приют для моего слабого тела и еще теплейший приют для моей больной скорбящей души.

И вот рано утром пришел я к о. Архимандриту — давно уже у него не был. Отец Архимандрит встретил меня c радостью и радушием. Служба прошла хорошо, несмотря на холод в храме — запретили топить. После службы был по обыкновению у о. Архимандрита. Утешение было полное. В первый раз пробовал здешнего шикарного блюда: рыбник с треской. Рыба мне не понравилась. Имеет какой-то особенный вкус, чем здешние жители особенно дорожат. В день праздника о. Архимандрит ходил по селу с крестом (в храмовые праздники здесь так принято, такой обычай). А я зашел к нескольким бабушкам, которые меня угощали и дарили маленькими лепешками, обильно помазанными картофельным пюре. Ночевал у одной старушки — Ксении Зеновой. Ее хатка ниже моего роста. На другой день опять был у о. Архимандрита и получил большое утешение. В это время все мои мысли были полны предстоящим путешествием в г. Онегу. Что-то принесу из города?»

24.11/7.12 1933 г. в день Великомученицы Екатерины отец Иоанн получил в г. Онеге документы об освобождении и на следующий день в пятницу 8 декабря отправился в с. Большой Бор, так как ему «очень хотелось <в воскресение> побыть на Литургии в этом селе и помолиться в последний раз со своим духовником. Конечно, привести это желание в исполнение своими силами было невозможно; для этого надо пройти в два дня 98 верст, что было немыслимо: оставалось только положиться на волю Божию». На следующий день отца Иоанна нагнал человек, который «ехал из Онеги в Чекуево за рабочими; у него было две подводы, и ему одному было трудно управляться с ними. Задняя лошадь шла, куда хотела, и я видел, как он мучился с ними и ничего не мог сделать. Когда я с ним поравнялся, то он, узнавши мое направление, сказал: “Дедушка, вот тебе вожжи. Сани полны сена, садись и только управляй!” Кто может понять мое удивление и радость! А ведь от села Пороги до Чекуево 60 километров.
Мы ехали и день и ночь, не останавливаясь, разве что для небольшого отдыха лошадям, и в три часа ночи были уже в селе Чекуево, а от Чекуево до села Большого Бора оставалось 9 километров. Еще не было 6 часов, как я уже был в квартире моего дорогого старца. Удивление и радость выражались во всех движениях и взглядах о. Архимандрита. Когда прошел первый восторг встречи, старец и говорит: “Видно Сам Господь привел тебя сегодня ко мне, а я уже думал, что сегодня и служить не буду — не с кем...”

После Литургии о. Архимандрит отслужил для меня благодарственный молебен, и я горячо со слезами благодарил Господа за Его великую милость ко мне недостойному. Весь этот день провел я у старца, и наша беседа вечером длилась далеко за полночь. Сознавая, что настал последний момент нашего совместного общества, каждый из нас спешил излить свои душевные переживания. Переходили от прошедшего к наступающему времени, останавливались на каждом особо выдающемся событии, проводили сравнения и заключения, и все это покрывали своим тяжелым вздохом.

На другой день, 28 ноября старого стиля, пошел я прощаться с некоторыми старушками, исключительно ко мне относившимися; бедные и радовались моему освобождению, и тут же выражали свое искреннее сожаление: "Кто-то теперь будет служить с нашим батюшкой ?!"

Картина моего прощания с новыми друзьями с далекого Севера была в высшей степени умилительной. Мой дорогой батюшка с виду был как-бы спокойный, но при всяком замечании с его стороны и разговора, если он касался моего отъезда, голос его заметно дрожал, и вот тогда-то в нем виделся духовный воин, закаленный в духовной борьбе. На таких духовных борцах и духовных столпах веры зиждится и стоит Церковь Христова. Они с виду кажутся иногда строги и как бы суровы, но в действительности внутреннее состояние их духа всегда находится под влиянием духа Божия, любовью согревающего и расплавляющего их существо в нежную ласку, полную смирения и кротости...

— Ну, батюшка, — сказал мне, наконец, старец перед прощанием, — вот ты и дождался того желанного момента, о котором думал и говорил не один раз. Хотя мне, одинокому старику, и жаль расставаться с тобой, но я очень рад твоей радости.

Трудно словами высказать то внутреннее состояние, которым была полна моя душа... Упал я в ноги старцу и говорю: "Батюшка, простите меня! Может я вас обидел чем во время моего посещения !.." Но на мой вопрос я не получил никакого ответа... Две старческих слезы скатились на его благообразную бороду... Упал я на грудь старцу, и несколько минут в комнате, кроме вздохов старца и моего всхлипывания была какая-то особо таинственная тишина...

Через год после моего возвращения я получил известие, что старец арестован приблизительно в 1935 году, а еще через год мне стало известно о его смерти в ссылке. Господи, упокой его блаженную душу в селениях праведных. Когда его высылали, ему было уже 75 лет...».

26 сентября 1937 г. архимандрит Анатолий был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации». Ему вменялось в вину убеждение прихожан в необходимости посещения церкви их детьми и совершение крестного хода на Пасху 1937 г. 14 октября 1937 г. архимандрит Анатолий по постановлению тройки УНКВД заключен в ИТЛ на 10 лет. Дальнейшая судьба его неизвестна.

Развернуть

Архивные источники

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию