Бобров (Лебедев) Павел Антонович, протоиерей

Родственники

  • отец  —  Лебедев Антоний Степанович, диакон
  • мать  —  Лебедева (Ремезова) Олимпиада Александровна (род. 29.7.1807)
  • жена  —  Боброва (Росницкая) Елизавета Ивановна (род. в 1836)
  • тесть  —  Росницкий Иван Андреевич, протоиерей
  • брат  —  Лебедев Василий Антонович (1828, г. Камышин – 1885), обучался в Камышинском духовном училище (с 1836) и Саратовской духовной семинарии (1842–1849), исключен (в 1849) — поступил в частную фельдшерскую школу. Служил в канцелярии врачебной управы (с 1849), фельдшером в тюремной больнице. Женился в г. Саратове (в 1852)
  • сестра  —  Лебедева Агрипина Антониевна (род. 30.5.1833)
  • брат  —  Лебедев Георгий Антонович, священник
  • сын  —  Бобров Николай Павлович , обучался в Астраханской духовной семинарии (1876–1883). Преподаватель русского языка и педагогики в Саратовском Александро-Мариинском реальном училище (на 1893)
  • сын  —  Бобров Флавиан Павлович (род. в 1856), обучался в Астраханской духовной семинарии (1871–1878), окончил курс Императорского Санкт-Петербургского университета, физико-математический факультет по разряду естественных наук. Преподаватель естественной истории и химии в Камышинском (с 1883), в Саратовском (с 1887) реальных училищах и Саратовском Александро-Мариинском реальном училище (с 2.1891). Преподаватель естественной истории и физики в женской гимназии. Возведен в чин ассесора (в 10.1887). Коллежский советник. Награды: орден св. Станислова 3-й степени (1889), орден св. Анны 3-й степени (1895). Сын — Павел Флавианович Бобров (1888–1957), заслуженный врач РСФСР; жена — Вера Игнатьевна; дети: Людмила и Борис
  • дочь  —  Боброва Мелита Павловна , окончила Астраханское епархиальное женское училище с наградой — книгой (1876)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1839
1840
домашнее образование
1840
не позднее 1846
Камышинское духовное училище
начал обучение со 2-го класса
1846
не позднее 1852
Саратовская духовная семинария
1852
Астраханская духовная семинария
окончил по 2-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

15.12.1854
рукоположен во священника в Александро-Невском кафедральном соборе г. Саратова
4.9.1883
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
20.12.1854
17.11.1858
Астраханская и Енотаевская епархия, Астраханская губ., Царевский уезд, с. Калмыцкая Балка, Покровская церковь, священник. Катехизатор (с 1856)
17.11.1858
не ранее 12.7.1876
Астраханская и Енотаевская епархия, Астраханская губ., Царевский уезд, с. Пришиб, Казанская церковь, священник, настоятель (с 28.09.1873). Сотрудник журнала «Руководство для сельских пастырей» (1861–1876). Член Императорского Вольского экономического общества (с 1873)
не позднее 20.7.1876
13.2.1881
Астраханская и Енотаевская епархия, Астраханская губ., с. Черный Яр, Вознесенский собор, священник
13.2.1881
10.3.1881
Астраханская и Енотаевская епархия, Астраханская губ., с. Красный Яр, Владимирский собор, священник, настоятель (с 13.2.1881); благочинный Красноярского округа
10.3.1881
1.8.1883
Астраханская и Енотаевская епархия, Астраханская губ., с. Черный Яр, Вознесенский собор, священник, помощник настоятеля
1.8.1883
3.4.1886
Астраханская и Енотаевская епархия, Астраханская губ., г. Царев, Христорождественский собор, протоиерей (с 4.09.1883), настоятель. Благочинный 1-го округа Царевского уезда (с 23.08.1883). Действительный член Астраханского губернского статистического комитета (с 1883)
21.3.1886
23.8.1912
Саратовская и Царицынская епархия, г. Саратов, Иоанно-Богословская церковь при Саратовской духовной семинарии, протоиерей, духовник воспитанников семинарии. Законоучитель в образцовой школе при семинарии (с 17. 05.1886). Действительный член общества Всепомоществования недостаточным воспитанникам Саратовской духовной семинарии (в 1902); член совета братства Святого Креста (с 1893); назначен на произнесение очередных проповедей при Саратовском кафедральном соборе (в 1887, 1890, 1895, 1906)
Показать все

Награды

15.4.1878
право ношения камилавки
9.4.1883
право ношения наперсного креста
15.5.1891
орден св. Анны 3-й степени
16.5.1896
орден св. Анны 2-й степени
6.5.1902
орден св. Владимира 4-й степени «за службу по епархиальному ведомству»
1904 или 1905
право ношения палицы
Показать все

Другие сведения

Фамилия — Бобров, дана была Павлу Антоновичу Лебедеву при поступлении в Камышинское духовное училище по завещанию крестного отца, инспектора училища Петра Аввакумовича Боброва, род которого идет от Лукилиана Ильича Пигрова священника Успенской церкви слободы Рудня Камышинского уезда. Перед постригом в монашество Бобров Петр Аввакумович взял имя крестника «Павел» и попросил ректора, чтобы крестник именовался Бобровым (Дорогами предков)

По окончании семинарии перед рукоположением во священника необходимо было жениться. Павел Бобров присмотрел себе невесту в г. Царицыне и попросил своего дядюшку помочь в сватовстве. «Дядюшка пообещал ему помочь, но попросил подъехать в Камышин, т. к. устраивал сына Евгения в КДУ. Павел, в ожидании приезда дядюшки, с другом пришел в гости к священнику Троицкого собора Росницкому Ивану Андреевичу. В семье оказалось много дочек. Одна из них приглянулась Павлу, и он недолго думая сделал предложение. Готовясь к свадьбе, родители жениха и невесты разговорились и оказалось, что их жизненные дороги постоянно пересекались: они работали в одном храме в Камышине, но еще детьми дружили, находясь в Никольском мужском монастыре г. Петровска. Вместе проказничали, шутили над игуменом Иларием (научили петуха прыгать на плечо игумену)» (Дорогами предков)

В 1858 году Павел Антонович был переведен в село Пришиб, «где он рос и где родитель его служил еще диаконом, — переведен согласно распоряжению Св. Синода, "как благонадежнейший для борьбы с молоканством", в виду сильного распространения здесь этой секты. В селе Пришибе, с Божьей помощью, прослужил почти 18 лет. За это время усиленные пастырские поучения, улучшенное церковное пение, народные чтения и беседы в домах прихожан сделали свое дело: беднейший ветхий деревянный храм, прежде пустовавший, наполнился народом; сами прихожане сознали нужду в новом лучшем храме и построили великолепный каменный, а потом вскоре другой — деревянный, более того просторный... При нем [о. Павле] молоканство потеряло свою прелесть и силу; массовых совращений уже не было, да и единичные случаи совращений из православия стали редки…»  Но в с. Пришибе жизнь священников была в опасности, «когда по решению суда (в 1861 г.), полиция силою отбирала детей (до 60) от совратившихся в молоканство и отдавала на сторону православным на воспитание. Вопль отцов и матерей тогда доходил до Государя Императора и Императрицы. В жестоком решении дела молокане прежде всего винили священников и грозили убить или сжечь их» (К юбилею пятидесятилетнего служения в священном сане протоиерея г. Саратова Павла Антоновича Боброва).

Пройдет 28 лет после того, как о. Павел выбыл из Пришиб, но за это продолжительное время крестьяне не забыли своего пастыря и к юбилею пятидесятилетнего его служения в священном сане «Пришибяне всем громадным обществом, православные и сектанты подносят ему адрес в богатом портфеле и ценный крест» (Юбилей 50-летнего служения протоиерея Павла Антоновича Боброва в священном сане).

В 1886 году случайно, по печатным трудам, узнал о. Боброва Саратовский Преосвященный епископ Павел (Вильчинский) и «предложил ему место духовника при духовной семинарии, которое в то время было только что открыто от Св. Синода. Средства незавидные (800 руб. с законоучительством в образцовой школе) — на половину меньше Царевских, но Саратов давал ему возможность собрать около себя детей, они с малых лет, пока учились, жили вдали от него, да и по окончании курса в высших учебных заведениях не могли быть на службе в г. Цареве…  при том канцелярская работа по благочинию была не по душе о. Боброву, — он и решил занять место духовника в семинарии, в которой когда-то учился» (К юбилею пятидесятилетнего служения в священном сане протоиерея г. Саратова Павла Антоновича Боброва).

Павел Антонович в течении 26 лет был духовным отцом множества воспитанников семинарии. Простые безыскусственные богослужебные поучения и вне богослужебные беседы  о. Павла имели значительное воспитательное влияние на воспитанников семинарии (Некролог). И как сказал воспитанник 6-го класса семинарии Ф. Тощев: «Здесь [в семинарии] Вы руководите душами будущих пастырей; отсюда должны выйти достойные руководители духовной жизни народа» (Речь, произнесенная воспитанником VI-го класса семинарии Ф. Тощевым)

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию