Строев Николай Петрович, священник

Родственники

  • отец  —  Строев Петр Георгиевич, священник
  • мать  —  Строева Любовь Иосифовна (род. ок. 1851, ум. не ранее 1909)
  • жена  —  Строева Мария Ивановна (род. в 1876)
  • брат  —  Строев Михаил Петрович (род. в 1886, ум. не ранее 1911), окончил Самарскую духовную семинарию, Московский университет. В 1911 — помощник присяжных поверенных в г. Саратове
  • сын  —  Строев Александр Николаевич (род. ок. 1895), окончил Самарское духовное училище
  • сын  —  Строев Владимир Николаевич (род. ок. 1897), окончил Николаевское духовное училище
  • дочь  —  Строева Елизавета Николаевна (род. ок. 1900), окончила Самарское женское епархиальное училище
  • сын  —  Строев Сергей Николаевич (род. в 1902)
  • дочь  —  Строева Татьяна Николаевна (род. ок. 1909)
Показать всех

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
8.8.1890
14.9.1891
Самарская и Ставропольская епархия, Самарская губ., Николаевский уезд, с. Большая Глушица, Троицкая церковь, псаломщик, учитель
14.9.1891
1.9.1893
Самарская и Ставропольская епархия, Самарская губ., Новоузенский уезд, с. Квасниковка, диакон. Учитель и законоучитель в церковной школе грамоты для девочек (1891–1892)
1.9.1893
11.10.1894
Самарская и Ставропольская епархия, Самарская губ., Николаевский уезд, с. Дергуновка (Вязовка), священник. Заведующий и законоучитель в церковно-приходской школе
11.10.1894
не ранее 7.4.1909
Самарская и Ставропольская епархия, Самарская губ., Николаевский уезд, с. Малая Глушица, священник. Помощник благочинного, законоучитель в церковно-приходской школе. Депутат от духовенства на епархиальных и училищных съездах. Член Православного миссионерского общества, Самарского епархиального Алексеевского братства
Показать все

Награды

благодарность епархиального начальства
право ношения камилавки
1909
право ношения наперсного креста
Показать все

Другие сведения

В Евангелии от Матфея есть такие слова: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Матф. 4:4). На некоторых людях Господь явно показывает нам истинность этого изречения. Они свидетельствуют нам об этом своим личным примером. Вся их жизнь есть стремление к главному христианскому идеалу — чистой, бескорыстной любви. Той любви, что является высшим состоянием блага, средством истинного познания Бога и всего тварного бытия. Таких людей никогда не бывает много, но именно благодаря им мы воспринимаем христианские истинны не как набор абстрактных понятий (на прямую не связанных с нашей жизнью), а как нечто живое, неотъемлемое от личного существования.

Священник Николай Строев являл собой пример истинного пастыря «овец Христовых». Он был прекрасным проповедником, мудрым наставником, ревностным миссионером. Всю свою душу и жизнь он вложил в назначенное ему от Господа служение. «Простые и ясные по содержанию, доступные по языку, согретые сердечною теплотой, проповеди о. Николы, — говорилось в его некрологе, — слушались с живым интересом его прихожанами и глубоко западали в их сердца. Особенно незабвенными для них останутся его бесхитростные, задушевные поучения из житий святых угодников Божиих за богослужением на воскресных и праздничных вечернях... Часто его можно было видеть в горячем и оживленном разговоре с ними, так как часто они [прихожане] обращались к нему за советами в делах семейных, когда в семье начнутся нелады, дети вздумают отходить от отца, братья делиться и т. д. Он советовал обращавшимся, как поступить лучше, где нужно отцу употребить меры строгости против детей, где уступчивости, когда требование детей законно, мерил братьев, стыдил мужа, жестоко обращавшегося с женой; здесь же иногда излагал и законы, какие знал, перед ищущими юридического совета и проч.»

Еще обучаясь в семинарии, отец Николай предвидел, что на своем пастырском пути ему придется столкнуться с сектантами и раскольниками. Приведем его собственные слова: «Отрадно вспомнить, что большинство нашего курса (1890 г.) с усердием изучали в семинарии обличение раскола и историю сект, потому что наш, ныне покойный труженик науки — Иван Тарасович Никифоровский — умел излагать мало интересующий, сухой, "характерный", противораскольнический материал и историю сект так, что все мы невольно увлекались его научными объяснениями. Как уроженец раскольнического прихода, я с особым вниманием следил за лекциями Ивана Тарасовича и дома знакомился с раскольниками и сектантами, заранее готовился поступить в такой приход, где можно было бы заняться миссионерством...»

Первое же место служения еще в качестве псаломщика — с. Большая Глушица — изобиловало сектантами разного толка, и отец Николай в полной мере имел возможность применить полученные им знания на деле. Далее, по мере своего служения, «он еще более приумножил свои познания по обличении сектантства и по справедливости считался в округе сведущим и вообще опытным миссионером, "опорой и славой Православной Церкви". Как к таковому, к нему обращалось за советами и разными сведениями, касающимися сектантства, много сторонних лиц, начиная с простецов начетчиков и кончая учеными миссионерами». Труды и заботы отца Николая не остались бесплодными. За время своей миссионерской деятельности в с. Малой Глушице он не только совершенно оградил своих пасомых от вредного влияния сектантских пропагандистов, но и привлек в Православие многих заблудших.

Вот слова одного из прихожан отца Николая: «прежде покойника-батюшки у нас на селе было довольно этих молокан, мормон. В нашем семействе родной мой брат Иван тоже молоканин, а теперь, слава Богу и похожего ничего нет: двадцать одних мужиков батюшка перевел в нашу веру и у нас теперь в селе почти все православные. Я рыболов. Бывало, придет ко мне батюшка на дом, как бы за рыбой и непременно спросит: "дома ли Иван?" — И только скажи, что дома, — ну, тогда он "ни в жисть" не отъедет... Подзовет к себе Ивана, и давай разводить с ним Божьи законы, да все от Писания. И это не раз. Так и стал мой брат опять в церковь ходить по батюшкиному благословению. Царство ему небесное!»

А вот отзыв епархиального начальства о работе отца Николая напечатанный в Самарских епархиальных ведомостях: «особенную ревность и любовь к миссионерскому делу проявляет священник села Малой Глушицы Николаевского уезда о. Никола Строев, который в течении двенадцати лет, не покладая рук, оберегает свою паству от сектантской пропаганды...»

Но не только миссионерским рвением отличался священник. Постройка церковно-приходской школы, а равно и преподавание в ней, попечение о бедных, реставрация и ремонт храма. Вот лишь малая толика того, чем занимался отец Николай. Замечательно и то, что во время всех этих дел «с его уст почти не сходило имя Божие. "Бог дал", "так Богу угодно", "по милости Божией", "помоги Господи..."» Удивительно было и его поистине христианское смирение. С любыми неприятными и тяжелыми обстоятельствами своей жизни он легко примирялся. Со свойственным ему добродушием, безропотно и терпеливо, переносил отец Николай постигавшее его горе, твердо веря, что земные несчастия посылаются нам Богом для нашего же блага. Родственники священника рассказывали: «случится в доме какая-либо беда: покража ли, скотинка ли падет и т. д. — мы плачем, а он спокойно скажет: "будет вам плакаться-то... Не плакать; а радоваться нужно, что Господь так малым нас наказывает за грехи наши. Если бы этого (несчастия) не случилось, то пришлось бы больше понести, а теперь слава Богу, оно миновало..."»

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию