Каллист (Павлов Константин Егорович), архимандрит

Последний настоятель Жадовской Казанско-Богородицкой пустыни, сосланный в 1930 г. в Северный край и мученически скончавшийся в лесном бараке для заключенных на реке Шогле в Онежском районе.

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1880
Казанская учительская семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

12.2.1889
рукоположен во священника епископом Симбирским и Сызранским Варсонофием в Успенской церкви при Мариинском детском приюте учреждения Императрицы Марии
18.3.1901
пострижен в монашество с наречением имени Каллист в честь мученика Каллиста Амморейского
21.5.1912
возведен в сан архимандрита в Жадовской Казанско-Богородицкой пустыни
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1.10.1880
31.10.1886
Симбирская губ., Буинский уезд, с. Киять, учитель в сельской и земской школах
31.10.1886
12.2.1889
Симбирская губ., Буинский уезд, с. Киять, Богоявленская церковь, псаломщик. Указом Симбирской Духовной Консистории определен сверхштатным псаломщиком
12.2.1889
17.3.1901
Симбирская и Сызранская епархия, г. Симбирск, Успенская церковь, священник и законоучитель
18.3.1901
16.1.1906
Симбирская губ., Карсунский уезд, Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь, иеромонах, казначей и делопроизводитель
16.1.1906
21.5.1912
Симбирская губ., Карсунский уезд, Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь, иеромонах, управляющий Жадовской пустынью
21.3.1912
12.7.1912
Симбирская губ., Карсунский уезд, Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь, архимандрит, управляющий Жадовской пустынью, благочинный женских монастырей Сызранского уезда
12.7.1912
1916
Симбирская губ., г. Сызрань, Вознесенский мужской монастырь, архимандрит, наместник Вознесенского монастыря, благочинный Жадовской пустыни
1916
1924
Симбирская губ., Карсунский уезд, Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь, архимандрит, настоятель Жадовской пустыни
1924
июль 1929
Симбирская губ., Карсунский уезд, Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь, архимандрит, исполнял должность настоятеля Казанской церкви бывшей Жадовской пустыни
Показать все

Награды

12.12.1896
право ношения набедренника
17.12.1899
право ношения скуфьи
6.5.1903
право ношения наперсного креста, награжден за образцовое исполнение обязанностей казначея и делопроизводителя
Показать все

Преследования

1924
арестован в Жадовской Казанско-Богородицкой пустыни
19248.8.1924
находился в заключении в губдомзаке г. Симбирска
8.8.1924
осужден на 2 года заключения в тюрьму (условно); обвинение: "недоносительство". Отпущен в Жадовскую пустынь
14.3.1930
арестован в Жадовской пустыни
10.4.1930
осужден тройкой при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю на 5 лет заключения в концлагерь, с заменой на высылку в Северный край на тот же срок. Групповое дело: "Дело архимандрита Каллиста (Павлова) и др., Жадовская пустынь, 1930"
19301933
находился в заключении в Беломоро-Балтийском ИТЛ (Белбалтлаге)
окт. 1989
реабилитирован, по году репрессии: 1930
Показать все

Другие сведения

Будущий архимандрит Каллист (в миру Павлов Константин Егорович) после окончания семинарии работал учителем в земской школе и обучал мальчиков церковному пению. Был домашним учителем детей симбирского губернатора Н. П. Долгово-Сабурова в его имении в с. Киять. За усердное исполнение учительских обязанностей он ежегодно получал от земства и министерства народного просвещения денежное вознаграждение.

31.10.1886 г. указом Симбирской Духовной Консистории определен сверхштатным псаломщиком в   Богоявленскую церковь с. Киять.

12.02.1889 г. он рукоположен во священника к Успенской церкви города Симбирска, которая находилась в детском приюте учреждения Императрицы Марии. Был награжден набедренником и скуфьей. В этом приюте о. Константин исполнял также должность законоучителя. После кончины матушки, мирская жизнь, стала тяготить отца Константина, и 18.03.1901 г. он принял монашеский постриг в Жадовской Казанско-Богородицкой пустыни[1] с наречением имени Каллист в честь мученика Каллиста Амморейского (память 6/19 марта). Новопостриженному иеромонаху доверили управление экономической деятельностью монастыря, назначив на должность казначея, а также исполнение обязанностей делопроизводителя. В 1903 г. за образцовое исполнение порученных обязанностей Святейший Синод наградил отца Каллиста наперсным крестом. 16.01.1906 г. иеромонах Каллист был утвержден в должности настоятеля Жадовской пустыни, а в мае месяце — возведен в сан архимандрита. Отец Каллист снискал заслуженный авторитет и любовь братии. С 25.05.1912 г. он, оставаясь управляющим Жадовской пустынью, одновременно, как опытный духовный наставник, исполнял обязанности благочинного женских монастырей Сызранского уезда.

О любви к нему, как к ревностному пастырю и искреннему молитвеннику, свидетельствует сохранившееся письмо от настоятельницы одного из женских монастырей игумении Арсении, которая просит, чтобы батюшка: «самолично совершил постриг послушниц ее обители, желая придать совершению сего обряда глубоко умилительный и торжественный характер, чем именно и отличается совершаемое Вами... Смиренно повергаюсь к стопам Вашим, испрашивая Вашего благословения и святых молитв, и благоговейно лобзаю Вашу благословляющую десницу. Молитвенно желаю — да продлит Господь Вашу жизнь и подкрепит Ваши душевные и телесные силы к дальнейшему служению и прохождению тернистого пути — на благо Святой Его Церкви и на пользу Вашим пасомым на много-много лет».

Все упование свое о. Каллист возлагал на предстательство Царицы Небесной. Постоянно молился пред чудотворным Ее образом Казанским и совершал с ним крестные ходы по окрестным деревням и селам.

С 12.07.1912 г. архимандрит Каллист был назначен наместником в Сызранский Вознесенский мужской монастырь, оставаясь одновременно благочинным Жадовской пустыни. В 1916 г. отец Каллист вернулся настоятелем в свою обитель, которой управлял до 1929 г.

С приходом Советской власти в 1918 г. ему удалось оставить за монастырем принадлежавший ему участок земли, который должен был перейти в ведении Ушаковского сельского земельного комитета. Монастырь без этой земли существовать не мог и должен был просто упраздниться. Жители села Ушаковки, которые были членами земельного комитета, поддержали просьбу настоятеля: «Мы, как истинно верующие христиане, и не желая посягнуть на святыню означенной пустыни, ... разрешаем братии... пользоваться земельными и луговыми угодьями так же, как пользовались и ранее... Твердо веруя в Бога и чудоявленную Божию Матерь, мы, Ушаковское общество, желаем постоять в защиту означенной пустыни, дабы не упал дух православного христианина, и будем надеяться на помощь чудотворной Казанской Богородицы».

В 1920 г. Губисполком запретил крестные ходы с чудотворной Казанской иконой Божией Матери, и формально монастырь был закрыт, но на территории обители оставалось около 20 насельников. Служба совершалась в Казанской церкви бывшего монастыря, где находился чудотворный образ иконы Божией Матери «Казанская».

Летом 1924 г. архимандрит Каллист арестован по обвинению в «недоносительстве» об организации «Союз спасения родины», целью которой была якобы борьба с властью Советов и свержение рабоче-крестьянского правительства. 8.08.1924 г. отец Каллист был приговорен к 2 годам тюремного заключения (условно), и отпущен в Жадовскую пустынь[2].

В конце 1926 г. на насельников обители поступил донос в милицию:

«С[овершенно] секретно.

Доношу, что мною при обследовании деятельности группы верующих Казанской церкви Жадовской пустыни по поручению Вашему (...) от 30-го августа 1926 года (...) негласным путем выяснено следующее.

Всего лиц (...), проживающих в бывших постройках монастыря (ныне принадлежащих Жадовскому ВИКу), 20 человек, из коих: архимандритов 2 человека (один из них настоятель), иеромонахов 6 человек, иеродиаконов 2 человека, монахов 2 человека, причем один из монахов просфорник и один в виде завед. хозяйством, и послушников 8 человек, в числе которых есть и несовершеннолетние. Занятия всех вышеупомянутых лиц, за исключением послушников, относятся к церковной службе по роду их званий. (...) Послушники же, кроме церковной службы (пения на клиросе), работают по хозяйству, имея одну лошадь, и обрабатывают на таковой около 7 десятин озимого и ярового хлеба. Источником проживания этой группы являются: означенный засев и часть поступающих в церковь доходов от сборов и т. д. Денежными суммами заведывает сам настоятель Каллист. Прямого названия монастыря уже не существует, а имеется название Казанской церкви коллектива верующих с приходами ближайших деревень Ушаковки и Новая».

В ответ губернские власти потребовали выяснить: на каком основании 20 человек монахов проживают в здании бывшего монастыря при Казанской церкви Жадовской пустыни и пользуются 7 десятинами пахотной земли; проведен ли официально через церковный Совет наем 20 человек монахов как служителей культа названной церкви; как монахи используют церковные суммы.

Вскоре за неуплату налогов у братии конфисковали лошадь, после чего им пришлось отказаться от последних 7 десятин пахотной земли. Губернский отдел ОГПУ требовал «поспешить исполнением <указания> № 15630 от 29.11.26 г. по вопросу об окончательной ликвидации Жадовского монастыря». Однако прихожане обратились в Жадовский Волисполком (ВИК) с просьбой «образовать в бывшем Жадовском монастыре приходскую церковь деревень Ушаковки и Новой Деревни со штатом: архимандрита Каллиста, двух иеромонахов, одного диакона и одного псаломщика. При этом просим оставить за нами всеми чтимую икону, здание церкви и возможное помещение под квартиры священнослужителей».

До 1929 г. пустыни осталось 5 человек братии. В июле они привезли в пустынь парализованного блаженного старца Василия из с. Копышевка. Это послужило поводом для возбуждения весной 1930 г. уголовного дела против Павлова Константина Егоровича (архимандрита Каллиста), Аристова Дамаскина Герасимовича (иеромонаха Дамаскина) и Фокина Аркадия Киреевича (монаха Аркадия[3]). Обвиняемые виновными себя не признали. Следственное дело было направлено на рассмотрение Особого Совещания при Коллегии ОГПУ.

Постановление тройки при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю от 10.04.1930 г. гласило:
«Павлова Константина Егоровича — заключить в концлагерь сроком на 5 (пять) лет с заменой высылкой через ПП ОГПУ в Северный край на тот же срок с 14.03.1930 года. Аристова Дамаския Герасимовича и Фокина Аркадия Кирилловича — заключить в концлагерь сроком на 3 (три) года каждого, считая срок обоим с 15.03.1930 года».

Архимандрит Каллист, по-видимому, отбывал заключение на строительстве Беломоро-Балтийского канала, о чем сохранилось свидетельство иеромонаха Жадовской пустыни Виссариона (Бурдасова), также отбывавшего наказание в Белбалтлаге в 1932–1936 гг. Под впечатлением этой встречи иеромонах Виссарион написал стихотворение «Прощай, обитель!».

Сохранился дневник протоиерея Иоанна Серова, который писал о последних днях жизни архимандрита Каллиста, называя его старцем. В октябре 1933 г. они вместе жили в бараке для ссыльных, который находился на реке Шогле Онежского р-на Архангельской губернии. К этому времени 72-летний о. Каллист полностью ослеп, и протоиерей Иоанн до самой кончины ухаживал за своим беспомощным старцем. Когда отец Каллист узнал, что срок заключения отца Иоанна подходит к концу, он, не желая быть в тягость, сказал: «Отец Иоанн, когда вы получите из дому документы, дающие Вам право на освобождение, и когда будете отправляться в г. Онегу, закройте меня одеялом с головой, перекрестите и идите с Господом Богом». То есть отец архимандрит как бы благословлял оставить его одного на неминуемую голодную смерть. Эти слова умирающего старца пронзили сердце отца Иоанна, он упал к нему на грудь и зарыдал, как ребенок, причем сказал, призвав Господа в свидетели: «Пока Вы живы, я не уйду из барака...»

Протоиерей Иоанн до последних минут земной жизни находился с отцом Каллистом: 28 октября «суббота прошла сравнительно спокойно... В одиннадцать часов вечера старец мирно и тихо скончался. Упокой Господи, Господи, душу его с праведными. Я прочитал канон на исход души. <На следующий день> после обеда сделали отпевание приблизительно отпеванию мирских человек, насколько я мог знать на память. Втроем мы вынесли тело и похоронили на общем кладбище, опустивши тело в могилу и отслуживши литию, чем и отдали последний христианский долг почившему рабу Божию архимандриту Каллисту»

 

[1] Своим возникновением Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь в начале XVII века обязана чудесному обретению иконы Казанской Божией Матери на берегу речки Самородки у села Жадовка (ныне относящегося к Барышскому р-ну Ульяновской области)

[2] Ульяновский епархиальный листок. 1924. № 2–2 (авг.–сент.). С.23

[3] Впоследствии иеромонаха

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию