Игнатий (Игнатович Иустин Иванович), иеромонах

Родственники

  • отец  —  Игнатович Иоанн Максимович, священник в с. Лембены Ясского уезда, сын священника
  • мать  —  Игнатович (Гинкулова) Александра Федоровна
  • жена  —  Игнатович (Баконская) Вера Ивановна, (ум. в июле 1877 от чахотки), дочь священника. Бракосочетание состоялось 30.6.1867
  • сестра  —  Мавро (Игнатович) Зиновия Ивановна
  • сестра  —  Агапеева (Игнатович) Наталия Ивановна. Окончила женское епархиальное училище. Жена священника Иоанна Агапиева (на 1888 — умерший). Учительница церковно-приходской школы с. Нападен (1888), до этого — учительница Калинештского народного училища
  • сестра  —  Игнатович (?) Ивановна
  • сестра  —  Игнатович (?) Ивановна
  • сестра  —  Игнатович (?) Ивановна
  • дочь  —  Чакир (Игнатович) Мария Иустиновна (род. до 1876)
  • зять  —  Чакир Федор Михайлович, священник
  • дочь  —  Игнатович (?) Иустиновна (род. до 1876)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Кишиневское духовное училище
окончил
1867
Кишиневская духовная семинария
окончил со званием студента
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

2.7.1867
рукоположен во диакона архиепископом Кишиневским Антонием (Шокотовым)
8.7.1867
рукоположен во священника архиепископом Кишиневским Антонием (Шокотовым)
1905
возведен в сан протоиерея
25.4.1915
пострижен в иночество (облечен в рясофор) епископом Аккерманским Гавриилом (Чапуром), первым викарием Кишиневской епархии
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
8.7.1867
5.2.1872
Кишиневская и Хотинская епархия, Бессарабская обл., Сорокский уезд, с. Чутулешт, Димитриевская церковь, священник. Цензор проповедей для 3-го округа Сорокского уезда (с 23.8.1869). Депутат от 3-го округа Сорокского уезда на общеепархиальном съезде духовенства (10–20.1.1872), на съезде — член комиссии по постройке Белецкого училища (с 12.1.1872); член правления Белецкого духовного училища (11.12.1871–3.5.1872)
5.2.1873
Кишиневская и Хотинская епархия, Сорокский уезд, с. Сенатовка, Свято-Успенская церковь, священник. Цензор проповедей духовенства 4-го округа Оргеевского уезда (с 13.5.1873). Депутат-следователь по 4-му округу Оргеевского уезда
23.12.1875 или 27.11.1875
3.1.1907
Кишиневская и Хотинская епархия, Бессарабская губ., Белецкий уезд, с. Нападены, Свято-Николаевская церковь, протоиерей. (до 1905 — священник). Настоятель церкви с. Кондратешт (1904–1905). Законоучитель церковно-приходской школы с. Нападен (14.5.1884 – не ранее 1894), Нападенской женской школы грамоты (с 25.11.1899). Заведующий и законоучитель Нападенской двухклассной церковно-приходской школы (янв. 1901 – не ранее 1903). Член отделения в г. Бельцы Кишиневского епархиального училищного совета (30.8.1888–16.10.1896, не позднее 1899 – 1900), председатель (с 16.10.1896 – не позднее 1899). Депутат по Ясскому уезду в 1-м округе Кишиневской духовной консистории (с 23.6.1881). Кандидат в депутаты на общеепархиальные и училищные съезды по 1-му округу Белецкого уезда (с 1892 на 3 года). Депутат общеепархиального съезда, на съезде — заведующий делопроизводством (3.6.1892–17.6.1892). Депутат общеепархиального съезда, на съезде — делопроизводитель (авг. 1899). Депутат от духовенства 1-го округа Белецкого уезда на епархиальные и училищные съезды (авг. 1902), на съезде духовенства — член комиссии по свечному заводу (с 20.8.1902). Депутат от духовенства Белецкого уезда на Единецком окружном училищном съезде, на съезде — делопроизводитель (19.8.1903). Член Христо-Рождественского Братства, член-казначей комитета для открытия типографии (с 1905), корректор богослужебных книг (с 1905), секретарь совета Кишиневского Христо-Рождественского Братства. Член комиссии при совете Христо-Рождественского Братства для рассмотрения молдавских церковно-богослужебных книг, предназначенных для переиздания (с 1906)
3.1.1907
не позднее октября 1913
Кишиневская и Хотинская епархия, г. Кишинев, Христорождественское братство, протоиерей. Корректор богослужебных книг, секретарь Совета (по окт. 1907), библиотекарь (с окт. 1907 – не ранее 1908), переводчик на молдавский язык листков и брошюр (1907), член комиссии при совете Братства для рассмотрения молдавских церковно-богослужебных книг, предназначенных для переиздания (с 1906). Избран членом редакционного комитета и казначеем молдавского журнала «Люминъторюл» («Просветитель»; 1.10.1907). Поручено рассмотрение церковных ведомостей по Белецкому уезду (1908). Член русско-молдавской переводческой комиссии (1912)
не позднее октября 1913
9.1.1916
Кишиневская и Хотинская епархия, Бессарабская губ., Оргеевский уезд, с. Курки, Курковский монастырь, иеромонах (до 25.4.1915 – протоиерей)
Показать все

Награды

3.3.1870
право ношения набедренника, награжден «за пастырскую заботливость о церкви и достойное служение в сане иерея»
4.4.1881
благословение Святейшего Синода
март 1882
право ношения скуфьи
март 1887
право ношения камилавки
1888
благодарность епархиального училищного совета, «по вниманию к особым трудам и усердию в деле обучения детей»
авг. 1895
благодарность епархиального начальства «за особое усердие к школьному делу»
10.11.1895
благодарность епархиального начальства «за особые труды и содействие благоустройству и развитию церковно-школьного дела в епархии»
6 май 1900
орден св. Анны 3-й степени
3 дек. 1900
благодарность епархиального училищного совета «за ревностное отношение к исполнению обязанностей заведующего и законоучителя церковной школы»
янв. 1902
архипастырское благословение
медаль «В память царствования Императора Александра III»
не позднее 1902
право ношения наперсного креста
8.1.1903
благодарность епархиального училищного совета «за ревностное отношение к исполнению обязанностей заведующего и законоучителя церковной школы»
признательность епархиального училищного совета «за понесенные ревностные и полезные труды по преподаванию и заведыванию церковно-приходской школой в 1903/1904 уч. г.»
апр. 1908
благодарность епархиального начальства «за личные пожертвования и труды для постройки храма с. Нападен»
Показать все

Подробная биография

Иеромонах Игнатий (Игнатович Иустин Иванович) «происходил из духовной молдавской сельской семьи; родился он в 1844 году, 20 декабря, в день памяти священномученика Игнатия Богоносца...» (Иеромонах Игнатий). В своей автобиографической заметке он пишет: «Припоминая свое отрочество и юношество, которые протекли безмятежно в добром семействе моих родителей — примерного по усердию к церкви отца моего, и примерного по жизни отца с матерью — семейства, я еще с раннего детства полюбил звание моего отца. Служение его в церкви и при исполнении таинств и треб по приходу всегда было величественно-торжественно. Обладал он по природе здравым смыслом на вещи и приятнейшим голосом, а потому его чтение было всегда весьма явственно и точно, пение же весьма умилительно...» (Поучительные случаи из жизни ...).

Иеромонах Игнатий «по достижении им школьного возраста, определен был в Кишиневское духовное училище... В училище Иустин Игнатович заявил себя благонравием и хорошими успехами в науках. Еще в низшем отделении училища... начальство училищное выделило его из числа 132 учеников основного отделения в группу лучших учеников. Он назначен был в числе их "аудитором" для проверки усвоения дневных уроков более слабыми учениками... Несмотря на молдавское свое происхождение, он настолько изучил русский язык, что его ученические письменные работы были отмечаемы высшими баллами, какие недоступны были большинству из воспитанников семинарии, происходивших из молдаван...» (Иеромонах Игнатий).

Вспоминая о том времени, отец Игнатий писал: «Поступив в свое время в семинарию и изучив богословские предметы и надлежащий разбор сущности и важности таинств Христовой Церкви, я, по развитому сознанию вещей, уже с трепетом думал о принятии сана священства. Собственно жизнью, как ведает Всеведущий, я жил так, как надлежит готовящемуся во священники... елико в моей воле было. Между прочим, на таковом добром пути я укреплен был следующею милостью Царицы Небесной. В 1862 году... я страдал головною болью и особо ушами. Лечил меня и доктор, пользовался и домашними средствами, но все напрасно. И вот, в одно утро, когда я шел из квартиры в класс, проходя мимо митрополии, вспомнил о пребывании в Крестовой церкви чудотворного образа Гербовецкой Божией Матери. Я зашел тогда же в церковь, приложился к иконе и попросил одного иеромонаха влить мне в уши масла из лампады пред иконою, и в тот же час почувствовал облегчение боли, а в скором времени и совершенное выздоровление... Это послужило укреплением моей веры вообще и поводом к размышлению о важности служения священника пред Богом... Посему — чем ближе было к окончанию курса, тем с большим трепетом думал я о принятии священства, так что во время последних экзаменов, в 1867 году... я зашел к бывшему тогда в Бессарабии архиепископу Антонию с просьбой принять меня в число братии Крестового Архиерейского дома. Но Владыка, как испытанный опытом, почтенный старец сказал, что хотя я доброго дела желаю, но, как молодой и с правом на священство, должен еще пораздумать хорошенько; пред Богом велика награда и для священника, который верно и усердно сослужит службу своего звания. После сего я уже решил одно — быть священником...» (Поучительные случаи из жизни ...).

И вскоре после окончания семинарии в июле 1867 года сбылось то, к чему отец Игнатий готовился с детства и о чем с трепетом думал. «Волею Божьею, я удостоен в Церкви Христовой почетного сана — священнического, т. е. дана мне власть учить, священнодействовать и пасти стадо Христово, и, как по Апостолу (Евр. 5, 4) — "никто же сам собою приемлет честь, но токмо званный от Бога, яко же и Аарон", — то от всего сердца исповедую, что мой дар — священство — есть поистине дар Божий...» (Поучительные случаи из жизни ...).

После рукоположения во священника он был определен к церкви с. Четулешты и стал «учить, священнодействовать и пасти стадо Христово». «После восьмилетнего пастырского служения в с. Чутулешты о. Иустин... переведен был... в с. Нападены... Село это — многолюдное (около двух тысяч душ обоего пола); но не видно было в нем благоустроенности. Храм здесь был ветхий и малопоместительный; никакой школы здесь не было; церковного помещения для причта не имелось. О. Иустин обратил на это свое внимание и своим убедительным и настойчивым словом расположил прихожан к сбору пожертвований на устройство новой церкви. В 1881 году в Нападенах явился новый каменный... благолепный храм...» (Иеромонах Игнатий).

В епархиальных ведомостях в статье, посвященной 35-летию служения отца Иустина есть описание этого храма: «храм отличается прекрасным иконостасом, ценною утварью, красивою росписью стен и имеет, что редко можно встретить даже в городских храмах, мраморный мозаический пол...» (К тридцатипятилетию служения ...).

«В 1884 году о. Иустин [в своем доме и на свои средства] открыл церковно-приходскую школу для мальчиков и девочек, которая в 1900 году преобразована в двухклассную смешанную; в 1889 году открыл он и исключительно для девочек одноклассную школу; устроил и для школ, и для учащих приличное и удобное помещение и изыскал средства для содержания их. С устройством этих школ открылась возможность образовать церковный хор и сообщить богослужению подобающее благолепие, которое привлекало в Свято-Николаевский Нападенский храм богомольцев даже из соседних сел... Позаботился о. Иустин и о помещениях для церковного причта. В 1881 году приобретен дом для священника, а в 1903 году и для псаломщика.

Незаурядным тружеником являлся отец Иустин и по церковной своей деятельности. Строго-уставное, истовое и благоговейное совершение богослужения и всех церковных треб, усердная проповедь Слова Божия как в храме, так и в домах прихожан при посещении их составляли постоянную неотъемлемую черту пастырского его служения. Благотворные результаты этого видимо для всех сказывались... нападенские прихожане нравственно возвысились, с любовью посещали храм Божий, благоговейно, молитвенно-настроенные присутствовали на службах церковных. А в день храмового праздника... жители соседних сел стекались сюда в великом множестве...» (Иеромонах Игнатий).

Особо отмечается священником, служившим после него в храме с. Нападены, то что он, «искоренив совершенно обычай возжигать базарную свечу при Богослужении и требоисправлениях, увеличил продажу церковных свечей...» (Кишиневские епархиальные ведомости. 1910. № 12, отд. неофиц. С. 482).

«Ревностно проходя пастырское свое служение, о. Иустин исполнил [и] христианский долг по отношению к присным своим. В 1876 году Господь послал ему тяжкое испытание: на 32-м году жизни своей он овдовел, на его руках остались две малолетние дочери. Около того же времени стряслась беда и в семье одной из его сестер: муж ее иерей (о. И. Агапиев), тяжко и безнадежно заболел, а вскоре и скончался; заболел муж и другой его сестры, и также скончался, а чрез два месяца после мужа скончалась и жена его, оставив детей... Он всех сирот взял к себе… И образовалась детская семья из девяти душ. Ближайший надзор и воспитание их о. Иустин поручил своей сестре, вдове священника (Агапиевой), а сам принял на себя заботу о содержании их и подготовлении в учебные заведения, и не оставлял их как во время их образования, так и по окончании его, пока не пристроил всех их...» (Иеромонах Игнатий).

«Очень многие знают, что он приютил у себя... даже совершенно чужую ему сиротку...» (Поучительные случаи из жизни ...).. «Оставшись в одиночестве, о. Иустин решил выйти за штат, тем более, что и здоровье его пошатнулось... Прослужив... 43 года, он в 1907 году, 3-го января, по прошению, уволен от приходской службы и переехал на жительство в г. Кишинев...» (Иеромонах Игнатий).

В том же 1907 году по случаю увольнения на покой епископа Аккерманского Аркадия (Филонова), как человек, уже перешагнувший этот рубеж напутствовал его из своего опыта: «Настоящее утешение наше не от прелести, не от нечистоты, не лестию... Я не в силах выразить словом то возвышенное чувство, которое наполняет дух пастыря, когда он, предстоя св. престолу, посредствует между Богом и людьми, вверенными его водительству к пажити духовной и блаженству. Поистине, высшей службы — иной нет. Мужайся, Владыко, ибо на первых порах после схождения с такой высоты, пока привыкнешь к сознанию, что ты уже неответственный пастырь, очень мучительно... В уединении, беседа со святыми — верная утеха. И еще скажу: мужайся. Награда твоя с тобою: совесть чистая — вот покой души. По своим силам ты исполнил дело веры и труд любви для других. Облекись ныне терпением, уповая на Господа нашего И. Христа, и совершай тайный подвиг служения Ему. Той воздаст Тебе явно честь и славу не преходящую...» (Письменное приветствие в октябре 1907 ...).

Еще живя в Нападенах, «как глубокий знаток церковно- и народно-молдавского языка, он занялся переводом изданий Христо-Рождественского Братства на молдавский язык. Он же [в 1906 году] вошел в состав комиссии по изданию богослужебных книг на молдавском языке и явился главным работником в этом важном для Бессарабии деле...» (Иеромонах Игнатий).

Как повествуют епархиальные ведомости за 1905 год: «протоиерей церкви села Нападен... Иустин Игнатович перевел службы святителю Феодосию Черниговскому и преподобному Серафиму Саровскому и обратился в Совет Братства с просьбою напечатать их для церковно-богослужебного употребления в молдавских приходах...» (Кишиневские епархиальные ведомости. 1905, № 15, отд. офиц. С. 368).

«Вскоре [после выхода за штат] назначен он был и заведующим Кишиневской епархиальной типографией... При его непосредственном и, можно сказать, главнейшем участии изданы епархиальной типографией на молдавском языке: псалтирь [1908 год., первую корректуру псалтири читал о. Иустин, безвозмездно "жертвуя своим досугом" (Кишиневские епархиальные ведомости. 1908, № 39, отд. неофиц. С. 1411), часослов, требник, молитвослов, акафисты и службы святым, в числе восьми, отдельные издания житий некоторых святых, полное издание житий святых за месяцы с 1-го января по 15 апреля... Евангелие всех четырех Евангелистов на русско-молдавском языке в двух столбцах. В этом весьма важном и ответственном деле провел о Иустин около семи лет, будучи заведующим типографией, а затем по слабости здоровья оставил эту службу и поселился в Курковском монастыре, не прекращая в то же время своей работы по изготовлению переводов житий святых.

Находясь в монастыре, он подготовлялся к принятию иноческого чина. 25 апреля 1915 года настоятель Курковского монастыря, Преосвященный Гавриил, епископ Аккерманский, совершил пострижение отца Иустина в иночество с именем Игнатия... В сане иеромонаха отец Игнатий нес иноческие подвиги до последних дней жизни своей, несмотря на слабость своего здоровья. 3а несколько дней до своей кончины[†9.1.1916], он совершил очередную седмицу. Перед смертью иеромонах Игнатий соборовался, исповедался и приобщился Святых Христовых Таин.

Мир праху твоему, и в обителях Отца Небесного вечное блаженство тебе, всечестный отче Игнатие, подвигом добрым подвизавшемуся во славу Божию» (Иеромонах Игнатий).

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию