Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 30 августа/12 сентября (день кончины), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (первое воскресение, начиная с 25 января/7 февраля), Соборе новомучеников и исповедников Соловецких (10/23 августа), Соборе новомучеников и исповедников земли Владимирской (18 сентября/1 октября), в день памяти Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 гг. (5/18 ноября)
жена
—
Чельцова (Стародубровская) Мария Ивановна (19.11.1892–4.12.1972), выпускница Рязанского епархиального женского училища (1909), внучка протоиерея храма с. Болошнево Рязанской губ. Иоанна Викторова. Погребена к северу от алтаря Пятницкого храма
дочь
—
Сахарук (Чельцова) Мария (приемная дочь)
Показать всех
Образование
Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1904
Рязанское духовное училище
1910
Рязанская духовная семинария
окончил по первому разряду
1910
1911
Киевская духовная академия
уволен из числа студентов по собственному прошению
авг. 1912
1915
Киевская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия с правом получения степени магистра богословия без новых устных испытаний
Развернуть
Рукоположение, постриг, возведение в сан
16.10.1911
рукоположен во священника епископом Рязанским и Зарайским Димитрием (Сперовским)
г. Смоленск,
Смоленская духовная семинария, преподаватель Ветхого Завета. Законоучитель и инспектор классов Смоленского епархиального 8-классного женского училища (с 24.10.1915 до 1918). Член Смоленской ученой архивной комиссии (с 17.7.1916). Товарищ председателя Братства прп. Авраамия Смоленского (с 31.7.1916). Член Комитета помощи жертвам войны (с 8.8.1916). Редактор "Смоленских епархиальных ведомостей" (с 24.9.1916). Участвовал в съезде духовенства и церковных старост Смоленской епархии (1916) и во Всероссийском съезде педагогов и деятелей духовных школ в Москве (25.5 – 5.6.1917). Избран от клириков и мирян Смоленской епархии членом Поместного Собора 1917–1918, на котором был одним из самых молодых участников. После закрытия в 1918 духовных учебных заведений был призван солдатом в тыловое ополчение, как не имеющий прихода
нояб. 1918
6.4.1922
Смоленская и Дорогобужская епархия,
г. Смоленск,
Ильинская церковь, протоиерей (священник — до 18.4.1921). Преподаватель литургики и гомилетики на пастырских курсах Смоленского епархиального управления, а также экзаменатор кандидатов во диаконы и священники (1921). Благочинный Смоленских градских церквей (1921)
право ношения набедренника, награжден епископом Смоленским и Дорогобужским Феодосием (Феодосиевым)
6.5.1916
право ношения скуфьи, награжден "за усердную и полезную службу"
25.2.1917
право ношения камилавки, награжден епископом Смоленским и Дорогобужским Феодосием (Феодосиевым)
дек. 1917
право ношения наперсного креста («золотой наперсный крест, от Святейшего Синода выдаваемый»)
26.5.1921
наперсный крест с украшениями, поднесен приходским советом и прихожанами Ильинской церкви
1923
крест с украшениями, поднесен от Патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина)
1927
право служения в митре
1963
право служения Литургии при открытых Царских вратах до пения «Отче наш»
1.12.1967
орден св. Владимира 2-й степени, поднесен от Патриарха Московского и всея России Алексия I
1968
крест с украшениями
Показать все
Преследования
6.4.1922
арестован в г. Смоленске по подозрению в оказании сопротивления при изъятии церковных ценностей. При обыске были изъяты ключи от Ильинской церкви и переданы председателю Смоленской комиссии по изъятию церковных ценностей
апр. 1922 5.6.1922
находился в заключении в тюрьме (г. Смоленск). Решением следственной части Реввоентрибунала Западного фронта дело в отношении о. Петра было прекращено за отсутствием состава преступления
19.6.1927
арестован в г. Смоленске. При обыске у него конфисковали переписку и книги. 2.7.1927 предъявлено обвинение в групповой антисоветской деятельности, распространении контрреволюционной литературы по ст. 58–10, ч. 1, 14, 17 УК РСФСР. О. Петр виновным себя не признал
27.9.1927
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года заключения в концлагерь, считая начало срока с 19.6.1927
1927 24.10.1929
находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). По постановлению ОСО при Коллегии ОГПУ досрочно освобожден из лагеря с запрещением проживания в 6 населенных пунктах с прикреплением к определенному месту жительства
сент. 1929 март 1933
находился в ссылке в Вологодской обл., где он работал на дому сапожником. Проживал вместе с матушкой Марией в с. Заречье (до 1.11.1930), затем в г. Кадникове (с 1.5.1931 по адресу: ул. Володарского, 32).
7.3.1933
арестован в г. Кадникове Вологодской обл. вместе с отбывавшим там же ссылку протоиереем Сергием Мечёвым по обвинению в том, что "являлся участником антисоветской группы из числа ссыльных и проводил среди населения контрреволюционную агитацию". Виновным себя не признал
7.3.1933 25.5.1933
находился в заключении под стражей в камере Сокольского районного управления милиции (Вологодская обл.). Освобожден до суда под подписку о невыезде
1.7.1933
осужден тройкой при ПП ОГПУ по Северному краю на 3 года заключения в концлагерь, по ст. 58-10 УК РСФСР («групповое дело Чельцова П. А., Мечева С. А. и др., г. Кадников, 1933 г.»)
1933 апр. 1936
находился в заключении в исправительно-трудовой колонии (ИТК) г. Коноши Архангельской обл.
28.4.1941
арестован за неуплату налогов
1941
осужден народным судом Курловского р-на на 1 год заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) по ст. 60 УК РСФСР
1941 15.5.1942
находился в заключении в Угличском исправительно-трудовом лагере (Ярославская обл.)
18.6.1949
арестован Управлением МГБ по Владимирской области вместе со служившим в Успенской церкви д. Крюково иеромонахом Иоанном (Стрельцовым) и другими лицами. При обыске во время ареста у него было конфисковано 46 книг и два портрета Государя Императора Николая II и его семьи, а также личная переписка
19.6.1949 13.2.1950
находился в заключении во Владимирской тюрьме МГБ
13.2.1950
осужден Особым совещанием при МГБ СССР на 10 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) по ст. 58–10, ч. 2, 58–11. Обвинение: "участие в антисоветской группе". В предъявленном обвинении о. Петр виновным себя не признал
с 13.3.1950
находился в заключении на лесоповале в исправительно-трудовом лагере (ИТЛ), пос. Инта Коми АССР. Этапирован в ИТЛ усиленным конвоем как "особо опасный преступник"
до 28.11.1955
находился в заключении в исправительно-трудовом лагере (ИТЛ) "Минеральный", пос. Абезь Интинского района Коми АССР. После выхода Указа Президиума ВС от 3.11.1955, как престарелый инвалид второй группы, был освобожден досрочно под опеку родственников и надзор органов МВД
10.12.1955
находился в с. Заколпье (Курловский р-н, Владимирская обл.) под надзором органов МВД как ссыльный поселенец; был обязан ежемесячно являться в Курловскую районную комендатуру на регистрацию. 28.3.1956 снят с учета ссыльно-поселенцев заключением УМВД по Владимирской области и освобожден из-под надзора органов МВД
22.3.1989
реабилитирован прокуратурой Владимирской обл., по году репрессии: 1950
31.3.1989
реабилитирован прокуратурой Вологодской обл., по году репрессии: 1933
1924
арестован в г. Смоленске и находился под следствием в течение десяти дней: в связи с проходившим в Смоленске съездом обновленческого духовенства, его, как ревностного последователя Святейшего Патриарха Тихона, сочли нужным изолировать
Из наследия священноисповедника Петра Великодворского (Чельцова)
Если ты до того расслабел грехом, что потерял самое произволение к добру; если прокажен, глух и слеп душею; если ты столько повиновался диаволу, что поступил совершенно во власть его, и... схож с беснующимся: то и тогда не усомнись и приступи к покаянию, и услышишь: «Отпускаются тебе грехи твои!».
Создатель твой есть Создатель и сердца, и ума твоего, и воли твоей. Ты расстроил, растлил их грехом? Создатель может возсоздать сердце чистое из сердца оскверненного… Он может страждущую и изнемогающую волю твою под насилием греха утвердить в добре, и воля твоя может укрепиться и победить грех…
Займемся своим спасением! Не сочти какого-либо поступка маловажным, извинительным! Обвини себя, чтобы получить обильное оправдание от Бога! Решись обнажить с откровенностью язвы перед отцом духовным! Не оставляй в сердце тайной дружбы, тайной связи со грехом, скрывая его, отлагая открытие до будущего времени! Иначе твое покаяние будет не истинным, лицемерным, в душе твоей будет оставаться залог, причина к продолжению жизни греховной. С решительностью возненавидь грех! Измени ему обнаружением его, — и он убежит от тебя. Обличи его, как врага, — и примешь Свыше силу сопротивляться ему, побеждать его!…
Зачем вы гибнете, христиане, вечною смертию от грехов ваших?..
От того окончательно гибнут христиане, гибнут вечной смертью, что во все время жизни земной занимаются одним нарушением обетов крещения, одним служением греху...
Они гибнут от того, что... они не умеют воспользоваться всемогущею силою покаяния. И это потому, что в душах наших угасло совершенно чувство сознания своей греховности и желание освободиться от нее. Умерщвленные грехом ум и сердце всецело обратились к земле, служат раболепно тленным пожеланиям плоти; эта плоть не способна к общению с Богом. Ты захотел сделаться яко Бог и от этого сделался по душе подобным диаволу, по телу подобным зверям и скотам[1].
***
Небывало скорбные дни переживает наша Родина! Не терновым ли венцом мук повито ее многострадальное чело? Не тяжелый ли крест лег на ее плечи?!... Но разве в первый раз над нашим многострадальным отечеством разражается такая гроза? Разве в первый раз многострадальная Русь пьет горькую чашу страданий?… А Россия стоит, верная Богу и Царю своему, стоит грозная для врагов, и будет стоять до тех пор, пока не изменит апостольскому завету: «Бога бойтеся, Царя чтите». И как отрадно вспомнить и проследить, что во всех этих выпадавших на долю нашей скорбной родины неимоверных страданиях... на мрачном горизонте ее страданий вдруг зажигалась яркая звездочка и выводила ее на верную дорогу, и великая Святая Русь спокойно и величаво продолжала свое, указанное ей Промыслом, историческое шествие... И ныне... засветилась новая звездочка, новоявленный угодник Божий, Иоанн, митрополит Тобольский[2].
***
«...Служение священническое есть крестоношение, и каждый священник страдает со Христом, и во священнике страдает Христос. На Голгофе сатана устами преданных ему людей давал свой льстивый совет: «Сниди со Креста!...» … и мне влагает в сердечные уши враг: «Сниди со креста», — ведь ты более, чем достаточно, потрудился!.. «Сниди со креста!» — говорит и власть имущий... — «Сниди со креста!» — говорят сгущающиеся на церковной горизонте мрачные тучи, наводящие страх и трепет на душу всякого верующего человека... Что же? …Оставить ли мне Христа и сложить крест, возложенный на мои плечи Господом?! Правда, я — человек грешный, силы мои слабы; — однако апостол и меня недостойного, как священника, называет «соработником Христу»... — Уйду ли я от Того, Кто «имеет глаголы вечной жизни?!» — Да не будет! Буду я и дальше работать в вертограде Христовом, уповая, что и мой старческий труд «не тщетен перед Богом»!»[3].
[2] «Слово на день прославления святителя Иоанна, митрополита Тобольского» свмч. Петра Чельцова // Ведомости. 1916, № 15.
[3] Из письма протоиерея Петра архиепископу Онисиму (Фестинатову) в ответ на его поздравления с пятидесятилетием пастырского служения Церкви Христовой. 29 октября 1961 года.
«...И еще один очень интересный момент. Когда было 50 лет советской власти, я был в гостях у Петра Чельцова. И вот за чашкой чая (у него, кстати, вина никогда не подавали к столу), он говорит: «Ведь это наш с тобой праздник». Я говорю: «Ну, конечно, мы же граждане нашей страны, и праздники гражданские — тоже наши праздники, мы законопослушные граждане». «Это, — говорит, — правильно, но не только в этом дело. Я был участником Собора 1917–1918 годов. В то время были конфискованы царские дворцы и дома богачей, и находившиеся в них церкви подвергались разорению, а антиминсы из них выбрасывали прямо на улицу, под колеса пролеток, под копыта лошадей. И вот Собор выбрал делегацию: два митрополита, два протоиерея и пять мирян. Выработали они документ протеста против надругательства и отправились к Ленину. Их принял Бонч-Бруевич, его личный секретарь и руководитель вот в таких делах, протокольных. И он им сказал: "Владимир Ильич занят важными государственными делами и вас, естественно, принять не может. Эту вашу бумажку я ему, конечно, передам, но напрасно вы стараетесь: уж коли мы взяли власть в свои руки, через пять лет от вас ничего не останется". Прошло пятьдесят, а мы с тобой — два попа, старый и молодой, — сидим и чаек попиваем».
Мы вправе знать : [История рода Чельцовых и судьба протоиереев П. А. и М. П. Чельцовых] / А. В. Чельцов. [2-е изд.], испр. и доп. Санкт-Петербург, 2011