отец
—
Покровский Павел Яковлевич, псаломщик
жена
—
Покровская (Глаголевская) Мария Ипполитовна (род. 10.2.1874). Венчание состоялось в 1895
тесть
—
Глаголевский Ипполит Никитич, священник
сын
—
Покровский Дмитрий Владимирович (род. 12.9.1896). В 1920 был учителем в школе и занимался частными уроками. В 1930–1931 — иподиакон митрополита Сергия (Страгородского) и архиепископа Владимирского Филиппа (Гумилевского). С ноября 1931 — секретарь Президиума Всесоюзной центральной кассы соцстраха машиностроения. 2.11.1932 арестован вместе с отцом, но уже 26.11.1932 освобожден из-под стражи. Жена: Вера Михайловна Покровская (род. в 1898)
дочь
—
Власова (Покровская) Анна Владимировна (род. 10.7.1900). В 1920 преподавала в Хотеичской земской школе, в 1932 работала счетоводом на почтамте, где служил и ее муж
сын
—
Покровский Борис Владимирович (род. 11.1.1905). В 1920 служил учителем Хотеичской земской школы, в 1932 — помощником бухгалтера на почтамте
Московская и Коломенская епархия,
Московская губ.,
Богородский уезд,
Ильинская вол.,
с. Хотеичи, церковь Троицы Живоначальной, протоиерей (в 1919 — священник). Законоучитель Хотеичской и Соболевской земских школ (с 29.7.1896). Заведующий церковно-приходскими школами: Новоселовской (с 1900), Лашинской (с 1904) и Бурцевской одноклассной (с 1907). Член специального комитета ревизии Гуслицкого отделения Московского епархиального училищного совета (в 1902), делопроизводитель отделения (в 1904). Духовный следователь по 5-му благочинническому округу Богородского уезда (с 17.3.1908). Помощник благочинного церквей 5-го благочиннического округа Богородского уезда Московской епархии (с 1.11.1911)
право ношения набедренника, награжден «за ревностное преподавание Закона Божия»
1909
право ношения скуфьи
между 1909 и 1910
медаль «В память 25-летия церковно-приходских школ»
1914
право ношения камилавки
1919
право ношения наперсного креста
1928
право служения в митре, награжден архиепископом Звенигородским, временно управляющим Московской епархией Филиппом (Гумилевским)
1948
право служения Литургии при открытых Царских вратах до пения Херувимской песни, удостоен Патриархом Алексием (Симанским)
Показать все
Преследования
1929
арестован в с. Хотеичи Богородского уезда по обвинению в сдаче недоброкачественного картофеля (из 250 пудов гнилыми оказались несколько картофелин)
1929
осужден на лишение свободы на 8 месяцев с конфискацией имущества (до ареста имел дом и 8 десятин земли)
март 1929 нояб. 1929
находился в заключении в тюрьме (Московская обл.)
2.11.1932
арестован в г. Москве
22.12.1932
осужден тройкой при ПП ОГПУ по Московской обл. на 3 года высылки в Казахстан. Обвинение: «антисоветская агитация и контрреволюционная деятельность», ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР
янв. 1933 1935
находился в ссылке в Казахстане
18.7.1944
Особым Совещанием при НКВД СССР судимость и связанные с ней ограничения сняты
«Очень долго... служил в нем [в Троицком храме с. Хотеичи] священник отец Владимир. В 1918 году суждено было попасть в застенки ЧК; трижды выводили его на расстрел, ставили к стенке, поднимали ружья... но Бог миловал — расстрел отменяли в последний момент. Несмотря на такие испытания, отец Владимир не ожесточился: по-прежнему сеял своим словом добро и разум, и старожилы до сих пор вспоминают его с благодарностью» (Троицкий храм — жемчужина села Хотеичи).
«В 1932 году три протоиерея (Адриан Ключарев, Павел Архангельский, Владимир Покровский) и два прихожанина были обвинены в создании при храме преподобного Василия Исповедника контрреволюционной группы. Главным обвинением стало чтение предсказаний преподобного Серафима Саровского о судьбе России, которые были записаны Мотовиловым.
Из обвинительного заключения следует, что в ОГПУ поступили сведения "о создании при церкви Василия Исповедника нелегальной контрреволюционной группировки церковников во главе с попом Архангельским, которая систематически проводит нелегальные совещания в алтаре. Поскольку алтарь является наиболее надежным в конспиративном отношении местом, Ключарев принес отпечатанную на машинке листовку реакционно-монархического характера. Далее идет речь о нелегальных собраниях, где измышлялись антисоветские анекдоты, высказывались мысли о полезности убийства вождей ВКП(б), включая Сталина и членов правительства СССР..."
Второго ноября 1932 г. был арестован протоиерей Владимир Покровский, прослуживший в храме Василия Исповедника около двух лет; в постановлении об аресте сказано: "показаниями свидетелей доказан факт существования контрреволюционной группы..."
До 10 ноября следователь пытался получить внятную информацию от подследственных. Пришлось "засветить" фигуру свидетеля — Устина Михаила Тимофеевича, 33 лет, протодиакона храма Василия Исповедника. Откуда он взялся в храме, сколько прослужил — неизвестно. Его показания зафиксированы на нескольких страницах и четко датированы: каждый разговор, анекдот записаны в конкретный день. Очевидно, в течение 2-х лет (1931–1932) Устин передавал в ОГПУ необходимые сведения: на них опирался следователь на допросах с 28 октября по 10 ноября, пока Устин не получил формальный статус свидетеля...
Десятого ноября 1932 г. Устин дает показания о том, что "Ключарев, Архангельский, Покровский, Григорьев и Кожин являются непримиримыми противниками Советской власти и были бы рады, если бы Советская власть пала. На почве подобной общности взглядов они тесно между собой связаны и в алтаре церкви ведут разговоры на темы контрреволюционного характера...
В конце августа 1932 г. священник Владимир Покровский рассказывал в алтаре, что он проезжал трамваем мимо церкви Симеона Столпника, а на церкви крест сбит и висит портрет Сталина. Покровский добавил: "До чего дошел русский народ, вместо иконы Спасителя повесили Сталина. Так и хочется крикнуть: негодяи, когда вы кончите издеваться над нами". На допросе Покровский подтвердил: "Меня привело в возмущение, что на церкви Симеона Столпника портрет Сталина вместо Спасителя", — а также признал, что рассказывал антисоветские анекдоты..."
Дело было закончено 29 ноября 1932 г., всего за месяц... В обвинительном заключении коротко изложен смысл "контрреволюционной листовки". По мысли "судей", эти строчки должны были выставить обвиняемых в неприглядном свете. Даже в пересказе следователя предсказание преподобного Серафима звучит потрясающе: "До рождения антихриста произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение, ибо кровопролитие будет ужасное: гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей господних, уничтожение и разграбление богатых и добрых людей; реки крови русской прольются, но Господь помилует Россию и поведет ее путем страданий к великой славе". Удивительно, но слово "Господь" в обвинительном заключении написано с большой буквы...» (Дело о контрреволюционной группе при храме Василия Исповедника).
В 1937–1941 отец Владимир работал лесорубом в Малоярославенском Горкомхозе. Во время войны не работал, жил на иждивении детей. В декабре 1943 вернулся к служению в Церкви.
Характеристика благочинного Мытищинского округа протоиерея Владимира Введенского. 17 июня 1950 г.: «Протоиерей Владимир Покровский поведения отличного; к своим обязанностям настоятеля и пастыря относится усердно. К своим сослуживцам относится честно и справедливо, требуя от них точного исполнения настоятельских решений» (Петровская Е. Л. Новая деревня в Москве. Храм преподобного Василия Исповедника у Рогожской заставы. М., 2017. С. 220).
Развернуть
Архивные источники
Дело по обвинению гр. Архангельского, Ключарева, Покровского, Григорьева и Кожина : (28.10.1932–29.11.1932) // ГА РФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-76329. 82 л.
[Послужной список протоиерея Николая Ипполитовича Глаголевского. 1937 г.] // ГА РФ. Ф. 10035. Оп.1. Д. П-63892
Послужной список протоиерея Покровского Владимира Павловича, настоятеля Космодамианской церкви села Болшева, Мытищенского района Московской области (6 июня 1950 г.). С. 3–4
Синодик в Бозе почивших священнослужителей Московской (городской) епархии / Богослужебная комиссия при Епархиальном совете г. Москвы. Т. 2. М., 2004. С. 278