Руденко Валентин Карпович, протоиерей

  • Дата рождения: ок. 1879
  • Дата смерти: ок. 1947

Родственники

  • отец  —  Руденко Карп Никанорович, протоиерей
  • сын  —  Руденко Николай Валентинович (1900 – 22.2.1943, Белград). Стрелок Русского охранного корпуса, убит в бою. Похоронен на Новом кладбище в Белграде (уч. 80А). Жена — Валентина, дочь: Ирина
  • дочь  —  Мордвинкина (Руденко) Вера Валентиновна . Окончила русский женский институт в Великой Кикинде (Сербия). Муж — Борис Федорович Мордвинкин, дети: Юрий, Владимир, Надежда
  • дочь  —  Брешко-Брешковская (Руденко) Ольга Валентиновна . Муж — Сергей Брешко-Брешковский
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1889
1894
Ставропольское духовное училище
окончил по 2-му разряду
1894
1900
Ставропольская духовная семинария
окончил по 1-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

9.7.1902
рукоположен во диакона
6.6.1903
рукоположен во священника
ок. 1919
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
6.6.1903
не ранее 1918
Ставропольская и Екатеринодарская епархия, Ставропольская губ., Александровский уезд, с. Казинское, священник. Законоучитель Казинского одноклассного училища. С 1.12.1907 — окружной миссионер 13-го благочиния Ставропольской губ., с 1908 — уездный противосектанский миссионер. С 1908 — кандидат члена совета Ставропольское епархиального женского училища. С 1909 — член Ставропольского, Медвеженского, Благодаренского отделений епархиального училищного совета. С 15.1.1911 по 30.1.1911 — руководитель миссионерских курсов на хуторе Воскресенского Мамай-Маджарского монастыря, в апр. 1911 — в Иоанно-Мариинском женском монастыре, с 18.2.1912 по 24.2.1912 — в с. Большая-Джалга
1919 – 1920
Временное Высшее Церковное Управление на Юго-Востоке России, протоиерей, служил «при штабе генерала Врангеля»
1920
1921
Высшее Русское Церковное Управление за границей, Османская империя, г. Константинополь, Никольская (Русская посольская) церковь, протоиерей
не позднее 1925
не позднее января 1944
13.1.1944
май 1945
Королевство Югославия, протоиерей, служил при 1-й казачьей дивизии генерала Хельмута фон Паннвица (в февр. 1945 развернута в 15-й казачий кавалерийский корпус)
Показать все

Награды

2.4.1908
право ношения набедренника
18.3.1912
право ношения скуфьи, награжден за «отлично-усердную и полезную пастырскую службу»
31.7.1918
право ношения наперсного креста, награжден за «отлично-усердную и полезную миссионерскую деятельность»
Показать все

Другие сведения

В дореволюционные годы служил в Ставропольской губ. противосектанским миссионером. Помимо полемических бесед с сектантами отец Валентин преуспел в распространении в епархии книг и брошюр противосектантского содержания.

Составленные им брошюры, по отзыву современников, написаны «не сухо, но с чувством, но в тоже время доказательно». Главной характерной чертой доводов священника-миссионера была психологичность. Так, например, доказывая, «что крест не позорное орудие казни, как утверждают сектанты, а сила Божия, он говорит: "и в этом нас может убедить пример жизни. Мы знаем, как часто убийца выдает себя страхом при виде орудия убийства. Покажите ему нож, даже не тот, которым он убил человека, а подобный сему, — он задрожит. Так и крест. Его, ведь, хотел "человекоубийца" диавол сделать орудием смерти Праведника, и тем погубить дело Его. Он, диавол, довел народ иудейский до убийства Своего Господа и Христа. И как дрожит теперь диавол перед этим "сугубо позорным орудием казни", перед этим, бывшим доселе древом смерти, но ставшим древом жизни, радости и хвалы для верующих, крестом"» (О Св. Кресте. С. 1654).

С 1911 под руководством священника выпускался стенной отрывной календарь «Друг Христианина», в противовес баптистскому отрывному календарю «Семейный Друг».  По рассуждению отца Валентина, учитывая то обстоятельство, что стенной календарь стал «постоянным гостем крестьянских домов», сектанство избрало его «главнейшим орудием для пропаганды». «Ежедневно крестьянская семья прочитывает листки этого календаря, и как капля долбит камень и пробивает его в конце концов, так и содержание листков календаря долбит, так сказать, сознание читателя, оказывает на него громадное влияние повторным ежедневным чтением», — замечал священник (К духовенству епархии. С. 1326–1327).

С 1911 проводил краткосрочные миссионерские курсы в епархии. С большим рвением отец Валентин занимался обучением ревностных христиан Слову Божию, утверждая в истинной вере, чтобы при случае, и они могли дать ответ вопрошающим сектантам и противостоять сектантской пропаганде. Но вразумляя курсистов, священник предостерегал их от фарисейства: «… приобщаясь к книжной мудрости, не возгордитесь, не подпадите гибельному самообольщению, которое губит книжников-сектантов: не возомните себя учителями народа и пророками его. Вы призваны лишь себя утвердить в вере и поддержать в нужное время слабых и колеблющихся братьев, а порой посильно обличать ложь сектантской пропаганды. Но делайте все это под руководством своих пастырей духовных, истинных и законных ваших учителей» (Ставропольские епархиальные ведомости. 1912. № 8, прил. С. 125).

Усиленная деятельность миссионера приносила видимые плоды. Так, например, в 1912 в с. Спасском значительно уменьшилось число отпадений. Согласно миссионерской ведомости притча за 1911 число баптистов обоих полов составляло в этом селе 247 человек, а в 1912 — 29 человек (Ставропольские епархиальные ведомости. 1913. № 5, прил. С. 38).

Во время Гражданской войны отец Валентин служил священником при штабе генерала Врангеля. Затем — в эмиграции в Константинополе, после переехал в Югославию. В 1921 по выбору от Константинопольского округа участвовал в Русском Заграничном Церковном Собрании, созываемом в Сремских Карловцах.

Служение отца Валентина на Югославском приходе в Чичеваце принесло в местную беженскую среду «духовно-религиозное оживление». Председатель Крушевацкаго отделения общества попечения о духовных нуждах православных русских Вениамин Коробов в 1925 на страницах «Церковных ведомостей, издаваемых при Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви заграницей» отметил: «Этот пастырь-миссионер, искренно откликнувшийся на призыв Крушевацкаго отделения общества попечения о духовных нуждах православных русских в Королевстве С. X. С., систематически, и не разбирая погоды и неудобств пути, приезжает к своей новой пастве в Крушевац и ведет с ними самые теплые, полные христианской любви и интереса беседы, удовлетворяя этим духовные запросы местных русских беженцев, не принимая за это вознаграждения даже на путевые издержки... Истомленная, мятущаяся душа беженца находит великое утешение в беседах протоиерея Руденко и еще больше — в его проникновенном служении в местной церкви, где он иногда совершает для русских беженцев молебны и панихиды» (Церковные ведомости, издаваемые при Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви заграницей. № 5/6. С. 12).

В янв. 1944 протоиерей Валентин назначен военным священником при 1-й Казачьей дивизии генерала Гельмута фон Панвица. Должность была связана с большой миссионерской работой, потому как дивизия состояла из казаков, ушедших из России. Дивизионный миссионер, окормлял транспортный отряд и медицинские части. 12 февр. 1945 1-я казачья дивизия развернута в 15-й казачий кавалерийский корпус, отца Валентина назначили дивизионным священником 1-й дивизии.

8 мая командование корпуса узнало о капитуляции Германии, но приняло решение пробиваться на территорию Австрии. 11–13 мая корпус в составе 28,2 тыс. человек сдал оружие англичанам около австрийских городков Фолькермаркт и Фельдкирхен, казаков разместили в нескольких лагерях. 27 мая без всякого предварительного оповещения были арестованы все командиры корпуса, их отвезли в Юденбург и передали офицерам НКВД. С 30 мая в течение недели проходила массовая выдача казаков. В числе выданных оказались священнослужители, в том числе протоиерей Валентин Руденко, умерший через два года от истощения в советском лагере.

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию