Матыщук (Матышук) Владимир Романович, священник

  • Дата рождения: ок. 1878
  • Дата смерти: не ранее 1917

Родственники

  • отец  —  Матыщук (Матышук) Роман Михайлович, псаломщик
  • жена  —  Матыщук Анна Михайловна (1885, г. Краков – 1978), учительница. До 75 лет работала в Ушаковской сельской начальной школе. Похоронена в Белгороде
  • брат  —  Матыщук (Матышук) Александр Романович, священник
  • сын  —  Матыщук Игорь Владимирович (1902, г. Венгров – 1971). Кандидат сельскохозяйственных наук. Репрессирован: 16.1.1938 приговорен к 10 годам ИТЛ. Отбывал срок в исправительно-трудовом лагере в Казахстане. После окончания срока жил в г. Алма-Ате. Первая жена: Мария Николаевна Матыщук. Сын. Когда Игорь Владимирович был осужден, жена с ним развелась. Вторая жена: Ольга — тоже была репрессирована и отбывала срок в лагере в Казахстане. Там они и познакомились. Похоронены в Алма-Ате
  • сын  —  Матыщук Михаил Владимирович (1904, г. Радом – 1937). Зоотехник совхоза «Рубежинский» Тепловского р-на Оренбургской обл. Репрессирован: 28.10.1937 приговорен к расстрелу. Реабилитирован в сентябре 1957. Жена: Мария Федоровна Матыщук
  • дочь  —  Матыщук Зинаида Владимировна (род. в 1906, ум. в 1910 или 1911). Умерла от оспы
  • дочь  —  Курдюмова (Матыщук) Нина Владимировна (1908, с. Ушаково – 1965). Учительница средней школы в с. Ушаково. Умерла во время операции по удалении грыжи. Похоронена в Белгороде. Муж: Серафим Алексеевич Курдюмов. Дети: 1. Зинаида Серафимовна Стребкова (Курдюмова) (1.6.1930–5.1.1995), учительница русского языка и литературы. Муж: Виктор Георгиевич Стребков (27.11.1928–31.1.1992), военный врач, майор медицинской службы. Внучка: Ирина Викторовна Артамонова (Стребкова) (1956–1984), оператор на ж/д. Умерла от рака, похоронена в Белгороде. Муж: Владимир Николаевич Артамонов (род. в 1948), их дочь: Олеся Владимировна Терехова (Артамонова) (род. в 1974), работник санэпидемстанции в г. Москве. Внучка: Марина Викторовна Стребкова (род. в 1958), преподаватель испанского языка и русского языка как иностранного. Не замужем. Живет в Белгороде. Сын: Максим. 2. Борис Серафимович Курдюмов (20.4.1936–1980), инженер. Умер от инфаркта. Жена: Нелли Лукинична Курдюмова (Шевченко), операционная медсестра. Их сын: Игорь Борисович Курдюмов (род. в 1961), военный топограф. Живет в Запорожье, женат, детей нет
  • сын  —  Матыщук Василий Владимирович (род. в 1910 или 1911). Был наделен поэтическим и художественным даром
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1894
Холмское духовное училище
в 1893 оставлен на повторительный курс
1900
Холмская духовная семинария
окончил по 2-му разряду. 1.10.1898 в Холмском кафедральном соборе посвящен в стихарь епископом Люблинским Тихоном (Белавиным), викарием Холмской епархии
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

7.3.1904
рукоположен во диакона епископом Люблинским Евлогием (Георгиевским), викарием Холмской епархии
14.3.1904
рукоположен во священника епископом Люблинским Евлогием (Георгиевским), викарием Холмской епархии
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1903
7.3.1904
Холмская и Варшавская епархия, Радомская губ., г. Радом, кафедральный собор, псаломщик
7.3.1904
11.9.1905
Холмская и Варшавская епархия, Седлецкая губ., Бельский уезд, посад Кодень, Троицкая церковь, священник (до 14.3.1904 — диакон), помощник настоятеля Коденьского прихода
11.9.1905
1.5.1907
Холмская и Люблинская епархия, Седлецкая губ., Радинский уезд, с. Русская Воля, священник, настоятель Русско-Вольского прихода. В 1907 получил назначение в Россошский приход Радинского уезда, потом (с 1.5.1907) назначен настоятелем в Костеневичский приход Бельского уезда, но в этих приходах не служил
1.5.1907
Холмская и Люблинская епархия, Холмская губ., Грубешовский уезд, с. Голубье, священник, настоятель Голубского прихода 2-го Томашовского округа. Член Леонтьевского попечительства о бедных воспитанниках Холмской духовной семинарии
не ранее 1917
Курская и Обоянская епархия, Курская губ., Белгородский уезд, с. Ушаково, Николаевская церковь, священник, настоятель
Показать все

Награды

1908
архипастырское благословение с внесением в послужной список, преподано к празднику Св. Пасхи
1912
архипастырское благословение, преподано «за усердные пастырские труды»
10.4.1916
право ношения скуфьи, награжден к празднику Св. Пасхи
1917
право ношения камилавки, награжден к празднику Св. Пасхи «за особые труды по обстоятельствам военного времени»
Показать все

Другие сведения

Священник Владимир Матыщук был широко образованным человеком. Проходя свое служение в Холмской епархии, он горячо защищал Православие от нападок католиков. Народ любил его вдохновенные проповеди. В 1907 году отец Владимир так писал о праздновании памяти святителя Николая в Межиреченском приходе: «Но напрасно трудятся латиняне: им уже не сбить с доброго пути закаленного в несчастьях и угнетениях уцелевшего православного люда... Полная церковь, чудное пение нескольких хоров — великое доказательство сознательного пробуждения народа и его любви к родной церкви. Благоговейное внимание к проповеди и реагирование на нее — залог искания народом опоры в церкви и ее священнослужителях» (9-е мая в г. Межиречье и народное самосознание. С. 409).

Разбираясь в медицине, он оказывал помощь крестьянам с. Ушаково, когда служил там настоятелем Николаевской церкви. По свидетельству Аркатовой, жительницы села, во время его настоятельства «на средства прихожан построили школу, церковь, больницу».

Для людей нынешнего века особенно ценно свидетельство отца Владимира о подвижнической жизни, сделанное им во время паломничества в Киев в ноябре 1910 года: «В пещерах же с разрешения о. наместника мы видели непокровенную руку преподобного Спиридона Просфорника, около восьмисот лет тому назад преставившегося, и рука святого совершенно не тронута временем; поистине, "не даси преподобному Твоему видети истления". Целый сонм праведников, нетленно почивающих в пещерах Киево-Печерской Лавры, будит благочестивые думы в душах верующих.

Поддаваясь впечатлению при виде святой плеяды пещерных подвижников, которым Господь "не дал видети истления", наша беспочвенная интеллигенция реагирует следующим образом. Говорят: "да, был золотой век в истории нашего монашества русского, но между этим золотым веком и современным монашеством нет генетической связи; перевелись на Руси подвижники".

Беспочвенность такого суждения обуславливается недостаточной вдумчивостью и отсутствием всякой наблюдательности, или, вернее сказать, нежеланием вдумываться и наблюдать. А нужно только отбросить предвзятость, чтобы видеть. В том же Печерском монастыре я был у исповеди у схимонаха. Грубо и просто обставлена его землянка, но зато сколько симпатичности в ее хозяине. На меня глянуло старческое лицо, светящееся неподдельной добротой: умные глаза блистали святостью, просто и сердечно было его слово духовнаго наставления, и я сказал: есть связь между "золотым веком" и современностью; этот схимник, отрекшийся отъ мира не есть ли связующее звено в непрерывной цепи подвижничества, — это один пример. В Великой Успенской церкви во время утрени я видел монаха; он стоял у аналоя в отделении для жертвенника и перелистывал какую-то большого формата книгу в старом переплете с пергаментными страницами; он был в мантии, длинные волосы спадали до пояса. Когда я увидел его лицо, то был поражен видом его; это было лицо аскета, длинное, страшно худое и темно-желтое; глубоко впавшие темные глаза светились из глубины орбит неземным блеском; я сказал тогда, нет, "не оскуде преподобный", есть связь между пещерами и современным монашеством. Конечно, как и в пресловутый золотой век не всем монашествующим Господь дал венец святости, так и в наши времена не все заслужат удела "не видети истления"» (Паломничество холмских крестьян в Киев. С. 305–306).

В оформлении биографической страницы использовались сведения, предоставленные Мариной Викторовной Стребковой, правнучкой священника Владимира Матыщука.

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию