Третьяков Сергей Степанович, протоиерей

Родственники

  • прапрадед  —  Стефан Григорьев (1741/1742–1810), диакон Спасо-Преображенской церкви с. Бояркино Коломенского уезда. Жена: Агафья Парфенова (1742/1743 – не ранее 1816)
  • прадед  —  Иван Стефанов (между 1772 и 1775 – не ранее 1849), с 1795 — дьячок Спасо-Преображенской церкви с. Бояркино Коломенского уезда (Клировые ведомости церквей Звенигородского и Клинского уездов за 1842 г. // ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2156. Л. 171–178)
  • дед  —  Третьяков Семен Иванович (между 1805 и 1809 – не ранее 1863), диакон церкви с. Уборы Звенигородского уезда. Жена: Александра Ивановна Третьякова (между 1808 и 1812 – не ранее 1884) (Московские церковные ведомости. 1885. № 25, офиц. отд. С. 89)
  • дед  —  Протопопов Иоанн Васильевич (1821/1822 – не ранее 1864), священника церкви с. Колюбакино Рузского уезда Московской губ.
  • отец  —  Третьяков Степан Семенович, священник церкви с. Успенское Звенигородского уезда
  • мать  —  Третьякова (Протопопова) Мария Ивановна (род. в 1847)
  • брат  —  Третьяков Петр Степанович, священник, священник Введенской церкви с. Чанки
  • брат  —  Третьяков Иван Степанович, служил в Бобреневом монастыре
  • брат  —  Третьяков Николай Степанович (1873–1942), занимался педагогической работой и детским художественным воспитанием совместно с В. Д. Поленовым, С. А. Рачинским и Н. В. Гиляровской. Сын: Николай Николаевич Третьяков, авторитетный искусствовед и преподаватель, читавший лекции основ композиции, древнерусского и русского искусства в лучших вузах страны
  • жена  —  Третьякова Ольга
  • дочь  —  Малашенкова Клавдия Сергеевна (ум. не ранее 1962)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Вифанская духовная семинария
обучался
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1909
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1909
1934
Московская епархия, Московская обл., Солнечногорский р-н, с. Мышецкое, Покровская церковь, протоиерей, служил также в Богородице-Рождественской церкви с. Поярково
Показать все

Преследования

1934
арестован
27.8.1937
арестован
10.10.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Московской обл. к высшей мере наказания (расстрелу) по обвинению в «проведении антисоветской агитации»
13.10.1937
расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой
Показать все

Другие сведения

«В метрической книге 1879 года села Успенское, Вяземец Малый тож, указано, что 10.02.1879 рождается сын Сергей у местного священника Стефана Семенова Третьякова и законной жены его Марьи Ивановой. Восприемниками были окончивший курс в Московской духовной академии кандидат права Семен Иванов Протопопов; и Рузского уезда села Колюбакино умершего священника Иоанна Протопопова дочь девица София Иванова Протопопова» («Другие Третьяковы» ...).

Старожилы с. Поярково Солнечногорского р-на Московской обл. вспоминали, что после первого ареста и закрытия храма в с. Мышецком в 1934 отец Сергий стал слу­жить в другом храме в с. Троицкое. Часто приходил в с. Поярково «ночью, преодо­левая пешком около 10 километров. Под утро, так же пешком, покидал село. Отец Сергий гово­рил так: "Сейчас, когда храмы почти все закрыты, священники должны ид­ти в дома людей и окормлять их там". Он это и делал. Не боясь никаких по­следствий, прича­щал и в Мышецком, и в Поярково, крес­тил на дому, отпевал и даже провожал по­койных на кладбище, что категорически запрещалось влас­тями. Он верил сво­ей пастве, и паства, когда наступило время испытания, не выдала его. Теперь уже точ­но известно, что ни один житель сел, где были батюшкины прихожане, не стал сви­детелем по его "делу", никто не написал доноса. Преданный пастырь тоже остался верен им до конца и, чтобы никто не пост­радал, пожертвовал собой. Когда шли повальные аресты и расстрелы, в этих се­лах все остались живы и целы. Он даже формально развелся с женой, для того, чтобы семья его не подверглась репресси­ям. Когда же началось повсеместное изъ­ятие церковных ценностей, наш храм и храм в Мышецком не пострадали, по милости Божией и по молитвам батюшки.

Есть несколько свидетельств, под­тверждающих духовное мужество простого сельского священника. В 1920—30 годы началось строительство канала "Москва-Волга". На нем работали тысячи заключенных. Трасса канала прохо­дила недалеко от Мышецкого, и жители зна­ли не понаслышке, в каких условиях находи­лись заключенные, умиравшие от голода, холода и непосильных работ. Отец Сергий благословлял своих прихожан... помогать несчастным людям. Для этого духовные дети батюшки хо­дили в окрестные леса, якобы для прогулки или за грибами и ягода­ми, и оставляли на деревьях "ко­томочки" (как сами они их называли) с продуктами и одеждой. Отец Сергий знал, что не за горами новый арест, и старался успеть напоследок, послужить Богу и людям. Страх и ужас поселились среди людей. Начался голод, осо­бенно после принудительной кол­лективизации. Открыто исповедо­вать Веру решались уже немногие. Но, как вспоминают свидетели, по­являлся отец Сергий, и будто солн­це выходило из-за туч. Придет, утешит, выслушает, даст совет. "Его невозможно было не лю­бить", — рассказывали прихожа­не. И вот такого светлого, любя­щего пастыря все-таки аресто­вывают, осуждают и расстрели­вают за то, что он отслужил молебен в доме. Отца Сергия однажды пригласили в незнакомое село и он, следуя своему жизненному принципу, что нужно идти к людям, пришел в названный дом. Там собралось около двух десятков человек. Отец Сергий отслужил молебен, после этого была трапеза, а на следующий день кто-то донес в соответствующие органы. Его арестовали вместе с псаломщиком и старостой» (Священник Сергий ...).

Виновным, в предъявленных обвинениях отец Сергий себя не признал.

Сообщить о неточностях или дополнить биографию