Агеносов Александр Семенович, протоиерей

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
14.6.1897
Казанская духовная семинария
окончил по 1 разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

5.10.1898
рукоположен во священника
не ранее 1917
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
20.10.1897
5.10.1898
5.10.1898
1.10.1899
1.10.1899
27.1.1901
Казанская и Свияжская епархия, Казанская губ., Свияжский уезд, д. Шибылги, Никольская церковь, священник. Некоторое время семья Агеносовых жила при строившейся в деревне Шибылги (Шыбылгизь) церкви, а после завершения строительства и освящения храма отец Александр был назначен на вновь сформированный приход
10.10.1907
3.1.1932
Показать все

Награды

2.2.1903
право ношения набедренника
8.9.1909
право ношения скуфьи, за неутомимый труд на ниве Христовой
Показать все

Преследования

3.1.1933
арестован
8.6.1933
осужден коллегией ОГПУ на 3 года высылки в Казахстан
Показать все

Другие сведения

Все годы служения А. Агеносов занимался педагогической деятельностью, проходил послушание законоучителя в Шибылгисской земской школе (с 14.11.1898), Шибылгиской церковно-приходской школе (с 21.02.1901), Шуроминской церковно-приходской школе (с 1.03.1901), Больше-Сундырском женском земском училище (с 4.01.1904). С 31.10.1901 по 1.12.1904 он исполнял послушание Козьмодемьянского уездного противораскольничего миссионера. 9.09.1903 по представлению Козьмодемьянского училищного совета, 39-м Козьмодемьянским уездным земским собранием в связи с усердной и полезной деятельностью по преподаванию Закона Божия в земском училище села Большой Сундырь отец Александр был награжден денежной премией.

Отец Александр очень хотел продолжить учебу в Духовной академии. Он был способным, знал иностранные языки, выучил марийский и чувашский. Но учиться дальше батюшке не пришлось. Большой приход (23 деревни), возросшая семья требовали его забот, не оставляли времени для учебы.

Отец Александр истово и благоговейно совершал богослужения, был усердным проповедником Слова Божия. Не оставлял батюшка и педагогических трудов: до 31.10.1907 он преподавал Закон Божий в Больше-Сундырском женском земском училище, с 31.10.1907 — в Больше-Сундырском мужском земском училище, с 18.11.1907 — в Мало-Сундырском мужском и женском земских училищах, с 20.09.1909 — в Шиндырьяльском земском училище. В преподавании отцу Александру очень пригодилось знание марийского языка. Ведь в селах Малый Сундырь и Шиндырьялы проживало только 7 русских семей (священнослужители Агеносовы и Березины, а также 5 семей учителей). Занимал батюшка и общественные должности: с 4.06.1908 был депутатом от священства по размежеванию церковных земель, с 19.03.1910 — катехизатором по церковно-историческому отделу 2 округа Козьмодемьянского уезда.

По воспоминаниям родственников батюшка очень любил детей, «был всеми любимый и уважаемый», «сердечный по отношению ко всем людям, внимательный, добрый, серьезный, очень ответственный». Пожилая прихожанка А. Иванова вспоминает: «Отец Александр любил нас, маленьких. Особенно, когда мы подходили целовать крест, он погладит всегда по голове. Приложит сначала ко кресту детей, потом мужчин, а потом женщин. Покой был и порядок».

Закрытие церквей, монастырей, аресты священнослужителей, изъятие церковных ценностей, раскулачивание и насильственная организация колхозов в советское время — все это вносило в сознание людей смятение. В малосундырскую церковь в этот период стекались верующие из разных районов Марийского края, из Чувашии. Люди искали укрепление в вере, духовную поддержку, утешение в скорбях, ответы на свои наболевшие вопросы. «День и ночь в сторожке у церкви горел свет, до нескольких сот прихожан стекалось в церковь»,— свидетельствовал очевидец. Помимо проповедей отец Александр проводил беседы, написал несколько «писем верующим», распространившихся по районам Марийского края и в Чувашии.

А. Иванова вспоминает: «Последнюю службу я хорошо помню. Отец Александр вышел с крестом, поднял свой крест в правой руке и говорит: «Сегодня моя последняя служба. Меня увезут. Церковь закроют». После этих слов все стали плакать. Так плакали все, как будто бы выли… Что он там дальше говорил, я не понимала, маленькая была. Потом я бежала домой, то бегу, то иду, сама плачу… Потом я слышала от жителя деревни Носелы, что отца Александра и еще нескольких батюшек уводили… по дороге они пели «Достойно есть»… у батюшки хотели отобрать крест, а отец Александр не давал, руки сложил крестообразно, но крест не отдавал… батюшка Александр говорил: «Где мне суждено умереть, там и останусь».

Во время единственного допроса, состоявшегося в ходе следствия 3.01.1933, отец Александр отказался давать какие-либо показания. Он сказал: «Виновным себя в предъявленном обвинении не признаю, по существу дела от каких-либо показаний отказываюсь». Решением Особого совещания при коллегии ОГПУ от 8.06.1933 протоиерей Александр Агеносов был приговорен к ссылке в Казахстан на три года. Через два месяца батюшка скончался по дороге в ссылку в одной из больниц города Казани.

Сообщить о неточностях или дополнить биографию