Марков Петр Григорьевич, протоиерей

Родственники

  • отец  —  Марков Григорий, дьячок с. Дубровны Юхновского уезда
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1849
Смоленская духовная семинария
окончил по 2-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1851
рукоположен во священника
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1849
не позднее 1851
1851
23.3.1899
Смоленская и Дорогобужская епархия, Смоленская губ., Бельский уезд, с. Татево, Троицкая церковь, священник. Благочинный 4-го округа, духовник половины сел округа, депутат и член благочиннического совета. Законоучитель Татевской церковно-приходской школы (с 1861), наблюдатель за преподаванием Закона Божия в сельских школах, сотрудник по сбору пожертвований на устройство женского духовного училища
Показать все

Награды

право ношения набедренника
право ношения скуфьи
право ношения камилавки
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого
право ношения палицы
орден св. Анны 3-й степени
1879
знак Красного Креста
Показать все

Подробная биография

23-го марта исполнился год со дня кончины протоиерея села Татева, Бельского уезда, Петра Григорьевича Маркова, умершего на 73 году своей жизни и на 48-м своей пастырской службы.

Почти полувековая деятельность в скромной роли сельского священника в одном и том же приходе, материально мало обеспечивающем, создавшая ему всеобщую любовь и уважение не только от своих прихожан, но и от всего окружающего населения, уже много говорит в пользу усопшего, почему нельзя и не почтить памяти этого достойного и так много потрудившегося пастыря на Христовой ниве кратким описанием его характера и деятельности.

Петр Григорьевич, сын бедного дьячка села Дубровны, Юхновского уезда, еще в детстве лишился отца и остался почти без средств к существованию. Ему, как и всем сиротам того времени, много пришлось испытать и горя, и нужды, пока наконец не приняли его на казенное содержание. За неимением денег, приходилось ему отправляться на каникулы и обратно пешком, делая более чем стоверстное расстояние от Смоленска до места своей родины. Зато такая гнетущая нужда выработала в покойном и терпение, и довольство малым, и любовь к труду; а природный ум и высокие душевные качества создали из него достойного пастыря и человека, что и сказалось во всей его жизни. Благодаря хорошим дарованиям, обширной памяти, силе воли и характера, П. Г. в 1849 году успешно окончил курс семинарии. Нужно было приискивать место службы; священнические же места в то время давались очень туго, а к другой должности П. Г. не чувствовал призвания, почему и приходилось выжидать. Но чтоб не проводить времени в праздности, Петр Григорьевич, как знаток пения и обладающий хорошим голосом, поступает временно певчим в архиерейский хор. Пробыв более года певчим, затем П. Г. решился поступить на сдаточное священническое место в с. Татево. Тесть покойного, обремененный большим семейством, о котором впоследствии пришлось заботиться тому же П. Г., не мог обеспечить своего зятя; но нужда для него была дело привычное, он ее не чуждался и поступил на небогатый Татевский приход. Получив сан священника в 1851 г., отец Петр, полный крепости духовной и телесной, явился на свое место с желанием поработать на ниве Христовой, и с тех пор тихо и мирно потекла его семейная и приходская жизнь. В семье он был неподражаем: всегда спокойный, ласковый, добродушный. Если что-либо беспокоило его, он говаривал только: «А, Господь с ними». Как человек глубоко верующий и искренне любящий уставы Православной Церкви, отец Петр проходил свое служение вполне добросовестно с сознанием его важности и ответственности своей пред Богом. Служил он неспешно, благоговейно; каждое слово произносил ясно, отчетливо. При хорошем голосе он обладал прекрасной дикцией и каждое слово он влагал в душу молящихся. Вот что говорит С. А. Рачинский о его служении: «Наш отец Петр служит художественно. Никто так величаво и просто, с таким сокрушением и надеждою не глаголет коленопреклонных молитв»[1]. Далее, говоря об исполнении кондака: «Душе моя, душе моя, возстани, что спиши?», С. А. выражается так: «Мы предпочитаем слышать этот кондак в прекрасном чтении нашего священника»[2]. К сему же отец Петр имел представительную и внушительную наружность и приветливое выражение лица. Известный художник Богданов-Бельский в своей картине «Первая исповедь» изобразил его, как тип священника, задушевно беседующего на исповеди с ребенком. Его речь всегда была простая, серьезная и не изобиловала многоречием.

К приходу своему отец Петр относился с любовью и кротостью; для старого и для малого у него всегда было приличное слово; никто из прихожан никогда не видел его раздраженным, и никто не испытал на себе его гнева, хотя бы даже и заслуженного. Если кто из прихожан заслуживал порицания, то это делалось о. Петром не в форме порицания, а в форме разъяснений неблаговидности поступка, с указанием его греховности пред Богом и в чисто отеческом духе. О. Петр любил беседовать с прихожанами не только о предметах религиозно-нравственных, но и о сельскохозяйственных и вообще о всех жизненных вопросах, и эти беседы, всегда имея характер семейный, глубоко западали в души его собеседников. Дети и отроки всегда пользовались его особенным вниманием. А если это были ученики, то он обыкновенно вел беседу с ними о пройденном в школе и приучал их участвовать в церковном чтении и пении, равно как и при отправлении молебствий в их селениях.

Для всех о. Петр был примером нестяжательности и трудолюбия, занимаясь лично наравне с своими рабочими всевозможными полевыми работами и не обременяя своих прихожан излишней требовательностью за совершение треб[3].

Когда в печати был поднят вопрос о необеспеченности духовенства, и когда об этом среди духовенства в его присутствии затевались разговоры, он старался прекращать их, и, полагая на себе крестное знамение, всегда говорил: «Слава Богу, и теперь жить можно». И действительно, покойный, при своей скромной и умеренной жизни, никогда не жаловался на недостаток средств.

В приход о, Петр всегда являлся по первому зову; никогда и никому ни в чем не отказывал, и притом не только своим прихожанам, но и чужеприходным, — особенно не любил он заставлять ожидать себя с напутствием больных; в то время все отлагалось в сторону, и он, не обращая внимания на свои телесные недуги, дурную погоду и плохое сообщение, спешил к больному, чтобы утешить его в час смертный.

Даже последние годы, когда старческий и болезненный недуг уже видимо сказывались в нем, он беспрекословно исполнял все духовные потребности всех к нему обращающихся. Не более, как за неделю до смерти, он разъезжал по приходу для напутствия и исповедовал в церкви до 400 человек.

С открытием в 1861 году в с. Татеве школы, о. Петр ревностно и неуклонно стал исполнять законоучительские обязанности, ведя их с полным педагогическим тактом и нравственным влиянием, как об этом отзывался в печати бывший еп. Черниговский Сергий; он с умел также заслужить внимание и расположение к себе всех лиц, посещавших неоднократно с. Татево для ознакомления с педагогической деятельностью С. А. Рачинского[4]. Епархиальное начальство также отличало покойного своим вниманием, возлагая на него разные сторонние должности, как-то: наблюдателя за преподаванием Закона Божия в сельских школах в течение 10 лет, благочинного (от каковой должности он отказался сам по истечении 6 лет, уступая, как говорил, место молодым силам), депутата и члена благочиннического совета, сотрудника по сбору пожертвований на устройство женского духовного училища. За его многополезные труды и плодотворную деятельность оно поощряло его соответствующими наградами, которые и имел, начиная от набедренника до сана протоиерея. Кроме того, он имел орден св. Анны 3-й ст. и за содействие Обществу Красного Креста награжден был нагрудным знаком Общества (1879 г.). О. Петр состоял также духовником половины сел IV благочиннического округа.

Как тихо и мирно протекла жизнь покойного, так тиха и спокойна была его кончина: почувствовав приближение смерти, о. Петр прежде всего пожелал исполнить долг христианина и, пригласив священника, исповедался, приобщился Св. Таин и принял елеопомазание; а затем, простившись сердечно с родными и близкими, с полной верой и упованием на Божие милосердие безмятежно отошел в вечность.

Весть о кончине о. Петра быстро разнеслась по всей округе, и все спешили в дом покойного, чтобы в последний раз взглянуть на бренные останки своего любимого пастыря, проститься с ним и помолиться об упокоении его души на отправляемых по нем панихидах.

26-го марта, в день, назначенный для погребения, несмотря на неблагоприятную погоду и неудобную весеннюю дорогу, собралось семь священников с их приютами и множество народа из окружающих селений; здесь было не мало и из других приходов Бельского и Ржевского уездов. Литургию совершал о. благочинный, протоиерей Василий Руженцев, в сослужении с 6 священниками и 4 диаконами (трое из них ученики и бывшие прихожане покойного), при стройном пении Татевского ученического хора. Храм был полон народа. В конце литургии священником с. Травина о. Димитрием Селезневым произнесено прочувствованное слово, в котором живо изображены были душевные качества почившего, его глубокая вера в Бога, любовь к уставам Православной Церкви и отношение к пастырским обязанностям. Провод совершал тот же протоиерей, при участии присутствовавших священников и диаконов и при умилительном пении певчих. При отдании последнего целования, о. протоиереем Руженцевым и духовником покойного — священником с. Спаса, Ржевского уезда, о. Александром Крыловым были произнесены речи, в которых тоже изображены душевные качества покойного, как человека и как пастыря. По обнесении тела почившего вокруг храма, оно опущено было в склеп против придельного алтаря.

Мир праху твоему, добрый и усердный пастырь стада Христова. Да упокоит Господь душу твою в селениях праведных!

____________

[1] «Сельская школа» С. А. Рачинского, издание третье 1898 года, с. 129.
[2] Там же, с. 223
[3] Не можем не привести здесь следующего факта, рисующего отношения к покойному прихожан: когда родные П. Г. желали рассчитаться со столяром за сделанный им гроб, тот от платы отказался, заявив, что этим предложением платы его оскорбляют, так как ему не жаль своих трудов, а искренне жаль о. Петра.
[4] Одна почтеннейшая и глубоко верующая особа (баронесса Дельвиг), бывавшая неоднократно в Татеве, пишет из Тамбовской губ. своей знакомой так: «Если б ты знала, как мне жаль о. Петра! С его смертью будто что отрезалось от Татева».


Текст: Кулагин К., священник. Памяти отца Петра Маркова //
Смоленские епархиальные ведомости. 1900. № 8, отд. неофиц. С. 412–416

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию