Сырцов Иван Яковлевич, протоиерей
- Дата рождения: между 1837 и 1840
- Место рождения: Вятская губ., Вятский уезд, Лыстанская волость, починок Саввинский
- Дата смерти: не ранее 1918
Родственники
- отец — Сырцов Яков (род. ок. 1800), из военного сословия. Насельник Соловецкого монастыря, «...принят в монастырь и пользуется кельей, столом и одеянием наравне с прочий братией, хотя с самого поступления в монастырь, по преклонности лет и слабости сил, не проходил вовсе черных послушаний, требуемых, по обычаю всякого общежития от новоначальных, а потому и исправляет только весьма легкую должность блюстителя за чистотой и освещением в корпусе малолетних богомольцев, и конечно в скором времени потребует себе покоя в братской больнице»
- жена — Сырцова Анна Семеновна (1854 – не ранее 1909). Получила образование в Казанском духовном училище ведомства императрицы Марии
- сын — Сырцов Анатолий Иванович (8.4.1880, г. Тобольск – 1937, г. Куйбышев). Обучался в Солигаличском духовном училище (1888–1893) и Костромской духовной семинарии (1893–1899). Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1903). Преподавал в Таврической духовной семинарии, Таврическом епархиальном женском училище и др. уч. заведениях Симферополя. В 1912 (по др. данным — в 1911) окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, c 1913 по 1914 — профессорский стипендиат на кафедре философии, до 1915 был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию. С 1915 — преподаватель Высших женских курсов (Бестужевских) в Петрограде. Приват-доцент Петроградского университета (с 1916). В том же году был командирован в Пермский университет. В 1919–1920 находился в эвакуации в Томске, преподавал в Томском университете. Имел опубликованные работы в области философии, теории познания, логики, психологии, педологии. В 1929 был переведен на должность профессора в Средневолжский педагогический институт (г. Самара). Арестован 5.10.1937; 31.12.1937 приговорен к высшей мере наказания по ст. 58-10 («контрреволюционная пропаганда или агитация»), расстрелян 15.2.1938 г. в Куйбышеве. Место захоронения неизвестно. Реабилитирован 14.9.1956
- сын — Сырцов Леонид Иванович (род. в 1882). Обучался в Солигаличском духовном училище (1891–1896) и Костромской духовной семинарии (1896–1899). С 1909 — врач, сведения о нем включены в Российский медицинский список за 1911–1914 и 1916 (первое упоминание о нем в данном списке относится к 1911). Сведения о его деятельности однородны: земский врач в селе Вожгальское (Вожгалы) Вятской губернии. По состоянию на 1915 был женат. Жена: Валерия Николаевна
- дочь — Сырцова Ольга Ивановна (род. в 1887). Окончила курс Григоровской женской гимназии и «высшие педагогические курсы в Москве». По состоянию на 1915 была замужем за преподавателем А. А. Толмачевым
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Подробная биография
1859 год. Соловецкий монастырь. В монастырь прибывает новый настоятель — архимандрит Порфирий (Карабиневич). По мнению И. Я. Сырцова, который проходил послушания в домашней канцелярии настоятеля архимандрита Порфирия и, впоследствии написал о нем статью, он «был одним из выдающихся настоятелей знаменитого монастыря. Высокообразованный, энергичный, смело-предприимчивый и глубоко-сострадательный к людям, он в шестилетнее управление монастырем сделал столько добра, как своему монастырю, так и многочисленным посетителям обители, ровно и соседям — поморцам и другим посторонним беднякам, — что благодарная память о нем доселе свято хранится в сердцах многих облагодетельствованных»[1]. Для того, чтобы вызвать у братии интерес к чтению, о. Порфирий выписывал для монастыря современные светские журналы, епархиальные ведомости и множество книг по различным отраслям знания. «Вскоре около о. Порфирия образовался из бывших священников и учителей небольшой ученый кружок. С членами этого кружка о. Порфирий часто вел серьезные научно-богословские беседы; по временам поручал им составлять и говорить проповеди, учить безграмотных послушников и детей-богомольцев, писать и посылать в печать различные статьи и корреспонденции»[2]. Многие послушники — члены кружка впоследствии смогли сдать экзамены на машиниста, штурмана или шкипера, а некоторые продолжили свое обучение в духовных семинариях и академиях. Одним из таких «птенцов гнезда архимандрита Порфирия» был Иван Яковлевич Сырцов — послушник Иоасаф.
Иван Яковлевич Сырцов родился в починке Саввинском Суслопаровского сельского общества Лыстанской волости Вятского уезда Вятской губернии[3].
Год рождения его точно не известен. В статье о Сырцове, опубликованной в «Энциклопедическом словаре Брокгауз и Ефрон» указан год рождения 1837. В перечневой ведомости об учениках Архангельской духовной семинарии за 1872–1873 учебный год сообщается, что «ученик V класса Иван Сырцов — 34 лет»[4], т. е. год рождения — 1838. Исходя из сведений, приведенных в Указе Архангельской казенной палаты 1864 г. о поступлении Сырцова в число монашествующих Соловецкого монастыря, он родился в марте 1839 года[5]. В ревизской сказке от 5 марта 1858 г. по Вятской губернии Вятского уезда Лыстанской волости Суслопаровского сельского общества починка Саввинского и семейного рекрутского списка, составленного в 1861 г. значится «кантонист Иван Яковлевич Сырцов — 19 лет (на 1858 г.)»[6], значит, родился он в 1839 году. В клировой ведомости Донской церкви города Вятки на 1909 г. указано «настоятель церкви — протоиерей Иоанн Яковлевич Сырцов, из военного сословия, 69 лет»[7], т. е. о. Иоанн родился в 1840 г.
Происходил Иван Яковлевич Сырцов из военного сословия. В ревизской сказке от 5 марта 1858 г. значится: «Кантонист Иван Яковлевич Сырцов, из кантонистов, по предписанию Палаты государственных имуществ от 14 августа 1861 г. за № 17485 причислен в оклад казенных крестьян с начала 1861 г». В апреле 1864 г. на основании прошения настоятеля Соловецкого монастыря архимандрита Порфирия «крестьянин Вятской губернии Иван Сырцов причислен уже в мещане г. Архангельска и из крестьянского сословия исключен»[8].
В 1858 году, в возрасте 19 лет, Сырцов поступает в Соловецкий монастырь. В течение шести лет он проживает в монастыре в качестве трудника. Причина, приведшая его в монастырь, неизвестна. Может быть, его отправили родители поработать во славу Преподобных Зосимы, Савватия и Германа, может быть по обету, данному либо самим Иваном, либо кем-нибудь из престарелых или больных родственников, может быть из-за бедности семьи. Как сообщается в донесении архимандрита Феодосия в Московскую синодальную контору от мая 1870 года: «Производитель дел в Учрежденном Соловецком Соборе, рясофорный послушник Иоасаф, из солдатских детей, имеющий от роду 32 года, после домашнего образования, упражнявшийся в письмоводстве в сельских расправах и Канцелярии Станового пристава, проживает в монастыре, где потрудившись немного в черных послушаниях, занимался письмоводством при кельях покойного архимандрита Порфирия; и потом 1864 года 8 ноября был определен тем же Настоятелем в должность производителя дел в монастырском Соборе, которую и проходит по настоящее время»[9]. На основании свидетельства, выданного Архангельской казенной палатой 9 сентября 1864 года он принят в послушники Соловецкого монастыря. По благословению настоятеля пострижен в рясофор с именем Иоасаф[10]. Кроме письмоводства он обучал грамоте детей-богомольцев в Соловецком училище. За работу производителя Сырцов получал от монастыря жалование 25 рублей в год, из которого он оплачивал воспитание тринадцатилетнего племянника-сироты в Архангельском уездном училище. Одновременно с И. Я. Сырцовым в монастыре проживал его семидесятилетний отец. Как явствует из того же донесения Архимандрита Феодосия: «пособие его родителю производится на счет монастыря, ибо только по снисхождению начальства, он принят в монастырь и пользуется кельей, столом и одеянием наравне с прочий братией, хотя с самого поступления в монастырь, по преклонности лет и слабости сил, не проходил вовсе черных послушаний, требуемых, по обычаю всякого общежития от новоначальных, а потому и исправляет только весьма легкую должность блюстителя за чистотой и освещением в корпусе малолетних богомольцев, и конечно в скором времени потребует себе покоя в братской больнице».
В 1872 году послушник Иосаф получает благословение от настоятеля монастыря архимандрита Феодосия на поступление в Архангельскую духовную семинарию.
В прошении на имя епископа Архангельского и Холмогорского Ювеналия о принятии его в Архангельскую духовную семинарию Сырцов пишет: «По бедности своих родителей я не имел счастья обучаться ни в одном из учебных заведений. Но Промысел Божий с самой ранней юности указывал мне пути к просвещению: с 13 до 18-летного возраста, частно занимаясь в различных административных учреждениях и у должностных лиц письменной частью, я практически познакомился с арифметикой и грамматикой, научился изложению мыслей и делопроизводству, а главное — привык к чтению и литературе. Поступив в 1858 году в Соловецкий монастырь, я и здесь не оставался без упражнений в самообразовании: известный соловецкий настоятель покойный архимандрит Порфирий, определил меня к его домашним письменным делам и переписке проповедей и сочинений, постоянно руководил меня в чтении полезных книг духовного содержания, лично ознакомлял с богословскими науками и побуждал даже к трудам литературным; под его руководством я писал иногда и помещал от себя в духовных журналах мелкие статьи: в то же время упражнялся в церкви пением и чтением и, под руководством смотрителя Соловецкой школы иеромонаха о. Николая, в младшем классе обучал грамоте детей-богомольцев. С кончиною о. Порфирия († 1865), будучи в должности делопроизводителя Соловецкого Собора, я уже без постороннего руководства мог написать несколько капитальных статей, помещенных в «Морском сборнике», «Духовной беседе» и «Архангельских губернских ведомостях»[11].
В 1864 году Сырцов под руководством своего наставника архимандрита Порфирия составляет «Руководитель для поклонников по Соловецким островам и Соловецкому монастырю» (СПб., 1864) — первый путеводитель для паломников, посещающих монастырь. Данное издание с 1864 по 1896 год выдержало 6 переизданий.
При поступлении Правлению семинарии из напечатанных Сырцовым статей представлены: а) оттиски из №№ 20–23 Духовной беседы за 1870 год под заглавием «Неприятель у Соловецкого моря в 1854 году (исторический очерк)», б) «Соловецкие острова: исторический очерк», помещенный в журнале «Морской сборник» № 9 1867, и в) Сырцов указал на свою статью, помещенную в Архангельских губернских ведомостях за 1867 год "об Елеазаре Анзерском"»[12]. После успешно сданных вступительных экзаменов Сырцов был принят сразу в V класс. Семинарию Иван Яковлевич оканчивает в 1874 году и в тот же год поступает на богословское отделение Казанской духовной академии. В 1875 году переводится на церковно-историческое отделение[13] для того, чтобы посвятить себя изучению истории Соловецкого монастыря. Поэтому данная академия была им выбрана не случайно. В 1855 году на хранение в Казанскую духовную академию была передана библиотека Соловецкого монастыря, когда обители угрожала вошедшая в Белое море английская эскадра. В дальнейшем эта библиотека, включавшая в себя множество печатных книг и рукописей, так и осталась в академии. В 1878 году Сырцов защищает кандидатское сочинение на тему «Возмущение старообрядцев в Соловецком монастыре». Эта работа была удостоена премии митрополита литовского Иосифа в размере 165 рублей как лучшее кандидатское сочинение. Он окончил академию со степенью кандидата и правом соискания степени магистра богословия[14].
После окончания академии Иван Яковлевич Сырцов был направлен в Тобольскую духовную семинарию, в которой с 1878 по 1882 год преподавал церковную историю. В 1881 году он обращается в Совет духовной академии с просьбой разрешить защиту диссертации на соискание степени магистра по теме «Возмущение соловецких монахов старообрядцев в XVII веке». В своем отзыве на диссертацию экстраординарный профессор Н. Ивановский писал: «Внешняя судьба сочинителя очень оригинальна и любопытна. До поступления своего в V класс архангельской духовной семинарии он много лет провел в Соловецком монастыре. Здесь он и познакомился с неизвестным и до сих пор монастырским архивом, который и помог ему в настоящий раз сообщить немало частных любопытных фактов, служащих к пополнению и лучшему освещению рассказа. Сочинение имеет много крупных достоинств, свидетельствующих и о знакомстве автора с предметом, и о его трудолюбии, и о навыке к ученым работам. Изложение мыслей ясное, спокойное и серьезное»[15]. В этом же году Сырцов обращается в Совет академии с прошением разрешить ему защиту диссертации без диспута, так как не может, из-за материальных сложностей приехать из Тобольска в Казань. В своем прошении он пишет: «Материальное обеспечение наставника семинарии, конечно не безызвестно Совету академии. Я тем более не могу похвастаться избытком средств к жизни, потому, что имея в семинарии только положенное по штату число уроков (девять), получаю обыкновенно 57 р. в месяц. Опыт жизни может всякому подсказать: насколько эта сумма мало соответствует потребностям человека, имеющего, как я, хотя небольшое семейство [в 1880 году у него рождается сын Анатолий, в 1882 — сын Леонид]. При скромности и аккуратности она едва-едва дает мне и моей семье возможность быть сытыми и одетыми. О посторонних расходах при таких средствах и думать нельзя. Где же в таком случае найти средства на поездку в Казань? Конечно, может быть, удастся взять необходимую сумму взаймы. Но ведь дают взаймы в надежде получить обратно, иногда с лихвою. В последнем случае, при 57-рублевом окладе, весьма легко можно будет стать в безвыходное положение»[16]. Совет удовлетворяет его просьбу. В 1882 году он защищает диссертацию без публичной защиты и удостаивается степени магистра богословия[17].
Так как Сырцов в Казанской духовной академии посещал лекции по истории старообрядчества на миссионерском отделении, по его инициативе в Тобольской духовной семинарии была открыта кафедра истории и обличения раскола. Преподавал он и курс гражданской истории в женском епархиальном училище. В Тобольске он вел активную общественную работу: был членом педагогического собрания, членом Тобольского статистического комитета.
С 1882 по 1885 год Иван Яковлевич состоял смотрителем Барнаульского духовного училища, был членом барнаульского отделения Братства Святого Димитрия, митрополита Ростовского и руководителем бесед со старообрядцами, которые он вел сам. Тексты бесед и статьи, посвященные истории и обличению раскола в Сибири публиковались в «Тобольских епархиальных ведомостях», на пример: «Сибирские квакеры» (1882 г.), «Император Александр II, как покровитель и благодетель православной церкви» (1882 г. и отдельное издание), «Судьбы православия в Сибири за 300 лет» (1883 г.), «Старообрядческие иерархи в Сибири» (1882 г.), «Современное состояние раскола в Тобольской епархии» (1883 г.), «Самосожигательство сибирских старообрядцев в XVII и XVIII веках» (1887 г. и отдельное издание), «Духовидец Израиль (из истории сибирских мистических сект)» (1890 г.)[18].
В работе «Современное состояние раскола в Тобольской епархии» Сырцов приводит последовательную и аргументированную классификацию старообрядческих согласий и толков Тобольской губернии. Данная классификация принята за основу современными российскими учеными[19]. О значении его исследований в области истории старообрядчества может служить тот факт, что в архиве В. Д. Бонч-Бруевича[20] хранится рукописная копия статьи И. Я. Сырцова «Судьбы православия в Сибири за 300 лет». Данная рукопись испещрена пометами Владимира Дмитриевича, из чего можно судить, что он использовал данную статью в работе, посвященной изучению русского раскола[21].
20 декабря 1885 г. определением Святейшего Синода И. Я. Сырцов был переведен с должности смотрителя Барнаульского духовного училища на должность смотрителя Солигаличского духовного училища Костромской губернии[22]. На этой должности он оставался до конца января 1897 г.
В Солигаличском духовном училище обучались и его сыновья.
В 1887 г. были обнародованы сведения об утверждении его в чине коллежского советника с 29 сентября 1886 года[23]. Указом Правительствующего Сената от 20 марта 1891 г. произведен за выслугу лет в чин статского советника со старшинством[24]. 15 мая 1892 г. награжден орденом Св. Станислава 3-й степени[25]. 28 декабря 1892 г. Костромским преосвященным Виссарионом определен настоятелем Солигаличского Рождественского собора с оставлением на духовно-училищной службе[26]. Преосвященным Виссарионом рукоположен в 1893 г. 10 января в диаконы, 11 января — во иереи, 13 января — с возложением набедренника — возведен в сан протоиерея[27]. Об этом упоминают и «Костромские епархиальные ведомости»: «11-го января <1893 г.> Преосвященный Виссарион служил литургию в Ипатьевском монастыре и рукоположил в священника смотрителя Солигаличского духовного училища, магистра Казанской дух. академии Ивана Яковлевича Сырцова, назначенного в настоятели Солигаличского собора»[28].
В 1888–1889, 1892–1893, 1893–1894 учебных годах И. Я. Сырцов входил в состав Солигаличского отделения Костромского епархиального училищного совета[29], [30], [31]. По назначению преосвященного епископа Виссариона с 31 декабря 1894 г. по 30 января 1897 г. состоял председателем этого отделения[32]. 19 октября 1895 г. по представлению Костромского училищного совета преосвященный епископ Виссарион утвердил И. Я. Сырцова заведующим одноклассной церковно-приходской школой, открытой при Солигаличском соборе[33]. Был непременным членом церковно-приходского попечительства при Солигаличском Рождественском соборе, открытого 2 апреля 1896 года[34]. В 1894–1895 и 1895–1896 учебных годах входил в состав экзаменационных комиссий для производства испытаний ученикам церковно-приходских школ и школ грамоты Костромской епархии, желающим воспользоваться льготой, установленной Уставом о воинской повинности[35] [36].
В конце января 1890 г. отмечалось 75-летие основания Солигаличского духовного училища[37]. К этому событию в «Костромских епархиальных ведомостях» в 1888 г. был опубликован список начальников и наставников Солигаличского духовного училища, и И. Я. Сырцов был включен в него[38]. Читаем: «Смотрители: «Магистр Иван Яковлевич Сырцов (с 12 декабря 1885 года служит до сих пор)».
В 1893 г. исполнилось 150 лет Тобольской духовной семинарии, преподаванию в которой И. Я. Сырцов отдал несколько лет (1878–1882 гг.). По этому случаю им была направлена из Солигалича в Тобольск телеграмма следующего содержания: «Да хранит Господь Семинарию и Вас торжествующих. Протоиерей Сырцев»[39].
30 января 1897 г. Указом Святейшего Синода № 458 И. Я. Сырцов был назначен ректором Костромской духовной семинарии[40] и преподавателем священного писания в VI классе 1-го отделения[41]. 1 февраля была получена телеграмма «о назначении смотрителя Солигаличского духовного училища магистра богословия о. протоиерея Иоанна Сырцова ректором Костромской духовной семинарии»[42]. 11 февраля 1897 г. преподаватели и воспитанники Солигаличского духовного училища попрощались с ним. Была выражена «признательность за его простые и добросердечные отношения»[43]. 19 февраля 1897 г. И. Я. Сырцов прибыл в Кострому, 20 февраля приветствовал воспитанников семинарии речью, 21 февраля новому ректору в его квартире представилась вся семинарская корпорация[44].
1 марта 1897 г. Костромским преосвященным Виссарионом И. Я. Сырцов был назначен редактором «Костромских епархиальных ведомостей»[45]. Он впервые указан как редактор этого издания в № 6 за 1897 г. и оставался на этом посту до конца 1902 г. В 1902 г. № 16 он редактирует еще как «ректор семинарии прот. И. Сырцов», № 17 — уже как «кафедральный протоиерей И. Сырцов». Начиная с № 1 1903 г. во главе «Костромских епархиальных ведомостей» был уже другой редактор.
По одной из публикаций в «Костромских епархиальных ведомостях» можно сделать вывод, что И. Я. Сырцов сохранил самое теплое отношение к Солигаличу и к тому периоду времени, который был связан с этим городом. В № 8–9 за 1897 г. было помещено «Благодарное письмо ректора Костромской семинарии, в ответ на прощальные и пасхальные приветствия»[46]. В подзаголовке указано: «Города Солигалича: Соборному и прочих городских церквей духовенству и старостам; правлению, корпорации и учащимся духовного училища; представителям правительственных и городских учреждений; гражданам всех сословий и соборным прихожанам»[47]. Читаем сноску: «Помещается в Еп. Ведом. потому, что всех отдельными письмами благодарить было бы крайне затруднительно, даже невозможно»[48]. Следует привести отрывок из этого письма: «…я Солигалич считал уже родным для себя городом, был даже расположен здесь закончить свое земное поприще и расстался с ним только подчиняясь промыслу Божию и воле начальства. Нынешняя перемена службы лишила меня приятной возможности продолжать мирную жизнь в этом славном, захолустном городке. Однако она не могла лишить меня сердечной привязанности к нему»[49]. Подпись — «Крайне благодарный Вам Ректор прот. Иоанн Сырцов»[50].
Определением Святейшего Синода от 9 апреля 1897 г. № 1231 за службу по духовному ведомству И. Я. Сырцов был награжден наперсным крестом[51] (выдан 6 мая 1897 г.[52]).
В сентябре 1897 г. проходили торжества по поводу 150-летия со дня открытия Костромской духовной семинарии, и И. Я. Сырцов принимал участие в этих мероприятиях. В «Костромских епархиальных ведомостях имеются сведения об этом: «25-го сентября... Ректор семинарии о. протоиерей Иоанн Сырцов прочитал с кафедры составленный им очерк истории Костромской духовной семинарии в течение 150-летнего ее существования... Затем прочитано было множество поздравительных писем и телеграмм... По окончании акта, в квартире о. ректора была устроена братская трапеза»[53]; «Лишь только Преосвященные и прочие гости уселись по местам, на кафедру взошел протоиерей И. Сырцов и прочитал исторический очерк семинарии за первый период ее существования с 1747 до 1814 г. Чтение очерка продолжалось больше часа»[54].
6 мая 1900 г. «за отлично-усердную и полезную службу» был награжден орденом св. Анны 2-й степени[55].
Будучи ректором духовной семинарии, он участвовал в семинарских богослужениях, а также неоднократно обращался с речами к воспитанникам — например, по случаю выпускных торжеств или окончания учебного года. На страницах «Костромских епархиальных ведомостей» нередко помещались его речи либо выдержки из них. И впечатление о его неравнодушном отношении к подопечным складывается не только на основании этих текстов. Так, к 1902 г. относятся сведения о кончине одного из воспитанников Костромской духовной семинарии[56]. Читаем следующее: «...в полдень и вечером обычно собирались... почти все семинаристы на панихиды, которые совершал ректор... В субботу... в 8 часов началась заупокойная литургия... Литургию совершал ректор с семинарским духовенством...»
Имеются сведения о проходившем в Костромской духовной семинарии в феврале 1902 г. чествовании памяти Н. В. Гоголя[57]. Так, подготовку к вокально-музыкальному чествованию вечером 21 февраля 1902 г. в актовом зале семинарии «по предложению ректора... охотно приняли на себя семинаристы старших классов... и вечер удался как нельзя лучше». Далее говорится о церковном чествовании: «Перед панихидой ректором была произнесена приличная случаю речь. В своей речи ректор обратил особенное внимание на те стороны жизни великого писателя, которые характеризуют его, как человека в высшей степени благородного и любвеобильного, как доброго сына Отечества и, в особенности, как истинного христианина». Находясь на посту ректора Костромской духовной семинарии, И. Я. Сырцов также беседовал со старообрядцами (1902 г.): «В Неделю Православия, 3 марта, в семинарском храме в 3 час. пополудни состоялась беседа с глаголемыми старообрядцами, или, вернее, миссионерское чтение, потому что раскольники в словопрения не вступали. Посторонней публики было до 200 человек. Предметом беседы был назначен вопрос «о православии Греческой церкви». По молитве «Царю небесный», о. ректор семинарии обратился к присутствующей публике с речью, подробно раскрыв ту мысль, что обращение раскольников к православию может быть достигнуто взаимным собеседованием разномыслящих сторон, а для успеха в познании истины необходимо обращаться с горячею молитвою господу Богу. Упомянув, что Русская церковь содержит правое и вполне согласное с церковиею Греческой учение веры, о. ректор пригласил присутствующих обратить особое внимание на решение поставленных вопросов о православии Греческой церкви... О. ректор пригласил желающих выступить в прении, но из толпы никто не выделился»[58].
Однако у него как у ректора духовной семинарии были и «земные» заботы: санитарное состояние учебного заведения[59], состояние семинарской больницы[60], поддержание дисциплины (так, было опубликовано напоминание родителям, чьи дети воспитываются в семинарии, о своевременном возвращении воспитанников после каникул и о соответствующей форме одежды)[61]. В 1897 г. (с 27 марта по 1 сентября) по назначению преосвященного Виссариона И. Я. Сырцов был председателем строительной комиссии по ремонту классного семинарского корпуса на отпущенные из хозяйственного управления при Святейшем Синоде особые суммы[62]. С 11 по 15 декабря 1897 г. по поручению того же преосвященного Виссариона ревизовал Галичское духовное училище[63]. Далее, уже давно не являясь ректором Костромской духовной семинарии, с июля по август 1907 г. состоял председателем строительной комиссии по ее ремонту[64].
В Костромской духовной семинарии обучались и сыновья И. Я. Сырцова.
16 августа 1902 г. И. Я. Сырцов был уволен от службы по духовно-учебному ведомству и определен на место настоятеля Костромского Успенского кафедрального собора[65]. С 5 сентября 1902 г. был назначен цензором очередных проповедей, произносимых в Костромском кафедральном соборе[66]. В «Костромских епархиальных ведомостях» не раз помещались сведения о проповедях, произносимых им.
Указом Костромской духовной консистории от 7 ноября 1902 г. был назначен депутатом от духовенства на очередное губернское земское собрание, участвовал в его заседаниях с 28 ноября по 20 декабря 1902 г.[67] 18 февраля 1902 г. назначен штатным членом Костромской духовной консистории[68], 3 октября 1906 г. согласно его прошению, по слабости здоровья был уволен от должности штатного члена консистории[69].
6 мая 1904 г. был награжден орденом св. Владимира 4-й степени[70].
В июле 1908 г. Костромской консисторией был командирован на IV Всероссийский миссионерский съезд в г. Киеве[71].
9 декабря 1908 г. был определен в настоятели Донской Богородицкой церкви г. Вятки[72].
Также в период пребывания в Костромской епархии И. Я. Сырцов был членом ряда обществ и братств.
1. Православное Костромское Феодоровско-Сергиевское братство. На общем собрании братства 20 апреля 1897 г. был избран его членом, тогда же вошел в его Совет[73], 21 февраля 1908 г. был определен на место председателя братства[74] и находился на этом посту до конца 1908 г. до перехода в Вятскую епархию[75].
В 1908 г. принимал участие в религиозно-нравственных чтениях, организованных данным братством, предваряя эти чтения произнесенной 28 сентября речью[76]. Далее членами братства был проведен цикл чтений «на темы, имеющие более или менее живой современный интерес»; тема лекции, прочитанной И. Я. Сырцовым, — «Сказание о Феодоровской иконе Божией Матери»[77]. В том же году как председатель совета братства выступил на общем собрании с письменным докладом «о созыве по временам уездных и благочинных миссионерских съездов»[78].
2. Костромское Александровское братство. Являлся его членом с 1898 г.[79] В 1902 г. И. Я. Сырцов принимал участие в торжествах, посвященных 50-летнему юбилею государственной службы учредителя и попечителя этого братства, тайного советника И.Е. Беляева: «…молебствие… о здравии юбиляра было совершено почетным членом братства кафедр. протоиереем И. Сырцовым в сослужении оо. членов братского совета и местных священников. …Пред молебствием о. протоиерей Сырцов обратился к присутствующим с речью, в которой указал выдающиеся в деле благотворительности заслуги юбиляра для своего родного прихода и Костром. края вообще»[80].
3. Общество вспомоществования нуждающимся учащимся в Костромской духовной семинарии. Летом 1898 г. был поднят вопрос об учреждении при Костромской духовной семинарии попечительства о недостаточных воспитанниках[81]. В феврале 1899 г. И. Я. Сырцов числится среди учредителей этого общества[82]. Открытие этого общества состоялось также в феврале 1899 г[83]. Первое общее собрание членов общества состоялось 14 февраля 1899 г.[84]; на этом собрании И. Я. Сырцов являлся председателем (Там же) и был избран почетным членом данного общества[85]. Входил в состав правления общества[86], был председателем правления[87]. После перемещения на должность кафедрального протоиерея в 1902 г. И. Я. Сырцов остался почетным членом общества и далее числился среди членов-учредителей, однако председателем его стал новый ректор духовной семинарии[88].
4. Костромской отдел Императорского Православного Палестинского общества. И. Я. Сырцов входил в состав отдела как член-сотрудник с ежегодным взносом с 1900 г.[89] — и до его выбытия в связи с переходом в Вятскую епархию в конце 1908 г.[90] Известно, что в 1903 г. входил в состав ревизионной комиссии этого общества[91].
5. Общество вспомоществования нуждающимся учащимся в Костромском епархиальном женском училище. Общество открыто 18 янв. 1904 г.,[92] И. Я. Сырцов числится среди его действительных членов по данным 1905 г.[93]
6. Общество хоругвеносцев при Костромском кафедральном Успенском соборе. По сведениям, относящимся к 1904–1905 гг.[94] и к 1907 г.,[95] он являлся действительным членом этого общества.
Заслуживает внимания и деятельность И. Я. Сырцова и в составе Костромской губернской ученой архивной комиссии. 26 августа 1897 г. он был избран ее почетным членом[96]. В течение ряда лет в состав данной комиссии входил и его старший сын — Анатолий[97].
С 21 декабря 1904 г. И. Я. Сырцов был членом и Вятской ученой архивной комиссии[98].
В августе 1901 г. он принимал участие в Ярославском археологическом съезде (Съезд исследователей истории и древностей Ростово-Суздальской области). Проблемы, поднятые им, сводились к следующему: «О. И. Я. Сырцов указал, что ученые часто обирают храмы и монастыри и тем нарушают религиозное чувство священнослужителей. Вообще слишком поспешные меры в этой области могли бы быть не целесообразны. Что бы было, если бы Архивные комиссии получили право собирать из храмов все, что считают нужным? Поэтому о. Сырцов полагает необходимым ходатайствовать, чтобы при собирании памятников церковной старины не были оскорбляемы и религиозные чувства причта и прихожан»[99].
Кроме того, он подготовил для этого съезда доклад «Усыпальницы бояр Годуновых в Костромском Ипатьевском монастыре»[100], который был прочитан его сыном А. И. Сырцовым[101]. Реакция съезда была следующей: «Выслушав доклад, Съезд постановил… ходатайствовать…, чтобы существующая в Ипатьевском монастыре усыпальница Годуновых и на будущее время была сохраняема в соответствующем виде. При этом проф. С. Ф. Платонов выразил пожелание, чтобы отец Сырцов опубликовал списки лиц из фамилии Годуновых, погребенных в Ипатьевском монастыре, так как это может послужить к восстановлению некоторых пробелов в генеалогии как Годуновых, так и Сабуровых и Вельяминовых»[102].
К 1903 г. относятся такие сведения: «Почетный член архивной комиссии, протоиерей И. Я. Сырцов, представил в комиссию доклад с проектом разбора и установки как Большесольского архива, так и других имеющих поступить в комиссию; наблюдал за упаковкой и перевозкой в здание губернского правления библиотеки Граматина; просматривал записку Б. Н. Сторожева о приведении в известность и составлении описаний документов, представляющих собою источники для истории крепостного хозяйства в России XVIII и первой половины XIX в., проверял нумизматический отдел комиссии и сделал подробное описание медалей и жетонов по образцу таковаго же в Ростовском музее; участвовал в разборе Великосольского архива, наблюдая за составлением карточек дешифрованных рукописей и описанием остальных неразобранных...»[103].
О его деятельности в 1904 г. в составе данной комиссии известно следующее: «Почетный член Комиссии, прот. И. Я. Сырцов составил каталог принадлежащих комиссии медалей и жетонов русских с императора Петра I до Императора Николая II включительно, а также руководил разбором и дешифровкой рукописей Великосольского архива»[104].
В 1905 г. он «...занимался составлением коллекции русских медных монет, пожертвованных комиссии г. Алякритским; составил программу издания дальнейших выпусков «Костромской старины» и состоял членом комиссии по выработке программы, которою члены комиссии должны руководствоваться при просмотре описей делам правительственных учреждений, предназначенным к уничтожению»[105].
В 1906 г. на одном из заседаний совета комиссии «...имели суждение: о составлении каталогов предметов древности, находящихся в распоряжении комиссии, причем, в виду значительной трудности этого дела, признали необходимым образовать несколько комиссий из членов совета для приведения этого дела в исполнение. Постановили: …по нумизматическому отделу составление каталога поручить о. прот. И. Я. Сырцову...»[106]. «Составлением каталогов, принадлежащих музею комиссии предметов старины занимались — прот. И. Я. Сырцов — нумизматическому»[107].
В 1907–1908 гг. Костромская ученая архивная комиссия готовилась к предстоящему в 1909 г. IV областному историко-археологическому съезду в Костроме. В сентябре 1907 г. И. Я. Сырцов вошел в состав организационного комитета по устройству этого съезда[108]. На общем собрании членов архивной комиссии, состоявшемся 22 марта 1907 г., И. Я. Сырцов был единогласно выбран в состав совета комиссии на новое трехлетие (1907–1909 гг.)[109].
Также в 1907 г. он «...составил каталог медных монет, принадлежащих комиссии, путеводитель по Костроме и исторический очерк г. Солигалича...» к указанному историко-археологическому съезду[110].
В 1908 г. по состоянию на октябрь для предстоящего историко-археологического съезда были напечатаны брошюры И. Я. Сырцова «Сказание о Феодоровской чудотворной иконе Божией Матери, что в Костроме» и «Стенная живопись Костромского Успенского кафедрального собора»; путеводитель по Костроме был в процессе изготовления[111].
Необходимо сказать о заслугах И. Я. Сырцова как нумизмата. Так, имеются сведения о заседании совета архивной комиссии от 16 июля 1907 г.: «Слушали: письмо Московского нумизматического общества от 25 июня сего года, с просьбою о высылке наложенным платежом для библиотеки общества экземпляра «Каталога русских медалей и жетонов за время от импер. Петра I до импер. Николая II, принадлежащих архивной комиссии», составл. прот. И. Сырцовым, а равно и др. каталогов, если таковые были изданы. Постановили: выслать указанный каталог бесплатно и просить в обмен выслать свои издания»[112]. Также на заседании совета архивной комиссии от 11 октября 1907 г. слушали «...письмо г. секретаря Московского нумизматического общества С. И. Чижова, от 16 сент., с просьбою выслать ему экз. издания прот. Сырцова: "Каталог русских медалей и жетонов"... С выражением благодарности за доставленное издание»[113]. Таким образом, его работа была востребована и оценена специалистами.
Кроме того, И. Я. Сырцовым неоднократно передавались в дар Костромской архивной комиссии книги — как принадлежавшие лично ему, так и написанные им самим. Принесенные в дар издания затем передавались в библиотеку комиссии. Эти сведения приводились в ежегодных отчетах о деятельности комиссии. Например, стали известны факты, относящиеся к 1903 г. и касающиеся изданий, переданных в дар архивной комиссии: «… от почетного члена комиссии, прот. И. Я. Сырцова — его солигаличская библиотека, состоящая из 57 названий книг разного содержания конца XVIII и начала XIX в.»[114]. И далее — сведения, относящиеся к 1906 г.: «Правителем дел архивной Комиссии г. Черницыным... разобрана Солигаличская библиотека, пожертвованная прот. И. Я. Сырцовым...»[115].
Следует отметить, что «Костромских епархиальных ведомостях» неоднократно сообщалось об участии И. Я. Сырцова в различных мероприятиях, как торжественных, так и траурных; о богослужениях, совершаемых им по данным поводам; о речах, произнесенных им в том или ином случае и т. д. Сообщалось и о его контактах как должностного лица с другими должностными лицами. Все эти детали, сообщаемые иногда в нескольких строках епархиальной хроники, иногда — в рамках отдельной заметки, являлись новыми дополнительными штрихами к его биографии — и могли говорить о следующем: этот человек действительно жил жизнью епархии, живо откликаясь на различные события и принимая в них самое непосредственное и заинтересованное участие.
В период пребывания в Костромской епархии И. Я. Сырцов написал целый ряд работ, которые не раз публиковались в «Костромских епархиальных ведомостях» (имеются и отдельно изданные). Как уже отмечалось, среди них преобладают работы религиозного и историко-краеведческого содержания (и это характерно не только для костромского периода его жизни). Было видно, что к написанию своих работ И. Я. Сырцов подходил очень тщательно, с огромным интересом, досконально вникая в суть вопроса. Так, в статье «Памяти Высокопреосвященнейшего Арсения, Митрополита Киевского и Галицкого: (по поводу 100-летия со дня его рождения)» (автор был установлен по оглавлению неофициальной части «Костромских епархиальных ведомостей» за 1898 г.) он пишет о приюте «для бедных, престарелых и безпомощных священно-церковно-служителей Костр. епархии»[116] — и отмечает: «Пищущему сии строки пришлось на днях быть лично в Арсениевском приюте…»[117]. В работе «В дополнение к статье «Древние памятники самозащиты и благочестия граждан города Солигалича»» (была опубликована без указания автора, однако упоминание о ранее напечатанной статье И. Я. Сырцова доказывает, что речь идет именно об интересующем нас лице) говорится: «Автору недавно законченного печатанием в «Костромских Епархиальных Ведомостях» исторического очерка, под названием «Древние памятники самозащиты и благочестия граждан г. Солигалича», пришлось, после того, быть в Москве и извлечь из дел Московского архива Министерства Юстиции некоторые новые сведения, относящиеся к прошлому города Солигалича»[118]. В исследовании «Пред гробницей блаж. Симона юродивого Юрьевецкого Чудотворца» упоминается о посещении автором «в нынешнем году» (вероятно, в 1906 г.) Богоявленского храма в данном городе[119]; кроме того, автор говорит о документах из архива Костромской духовной консистории.
Его опубликованные работы были подписаны следующим образом: «Ректор протоиерей Иоанн Сырцов», «Протоиерей И. Сырцов», «Прот. И. Сырцов», «Пр. И. Сырцов», «И. С.», «Пр. I. C.», «Р. П. I. C.».
Костромской епархии Иван Яковлевич Сырцов отдал более двух десятков лет жизни и напряженного труда, именно эти годы были для него наиболее яркими, насыщенными и плодотворными.
9 декабря 1908 г. был определен в настоятели Донской Богородицкой церкви г. Вятки[120]. К тому времени ему уже исполнилось 69 лет. О вятском периоде жизни И. Я. Сырцова известно немного. С января 1909 года назначен председателем комитета Вятской епархиальной библиотеки-читальни[121]. С 1904 года состоял членом Вятской ученой архивной комиссии. Был награжден магистерским крестом, серебряной медалью в память императора Александра III, серебряным крестом в память 300-летия дома Романовых. В октябре 1912 года при Вятской ученой архивной комиссии стараниями Сырцова открывается Трифоновский Церковно-Археологический музей[122]. «Самым выдающимся событием в жизни скромного провинциального ученого общества, каким является Вятская Архивная Комиссия, в минувшем году было открытие Музея. Мысль, возникшая три года тому назад, осуществилась. Осуществилось и первоначальное намерение Комиссии приурочить открытие музея к празднованию 300-летнего юбилея со дня смерти преп. Трифона. Музей открыт был за три дня до юбилейных празднеств (5 октября 1912 г.) и наименован Трифоновским. Главными тружениками по устройству и оборудованию музея были действительные члены Архивной Комиссии протоиереи И. Я. Сырцов и И. М. Осокин и в особенности художник И. Ф. Федоров... Благодаря бескорыстным трудам этих лиц Архивной Комиссии удалось так хорошо и ко времени обставить Музей»[123].
Сырцов составляет перечень предметов церковной старины, которые желательно иметь в церковно-археологическом музее, а затем «Каталог памятников церковной и частью народной старины Вятского края, имеющихся в Вятском Трифоновском Церковно-Археологическом Музее» (Вятка, 1914). «Трифоновский Музей со дня открытия его 5 октября 1912 г. открывается для публики обыкновенно по воскресным и праздничным дням на 2 часа, с 12 до 2-х, когда бывает открыта и Библиотека-Читальня. Но в потребных случаях открывается и в простые дни, в неурочное время. В определенное время открывает Музей, наблюдает за целостью предметов старины и дает публике объяснения один из членов Комитета, больше всего протоиерей И. Сырцов»[124]. Отец Иоанн передал в фонд музея книги и предметы старины, некоторые предметы передавал в фонд музея его сын Анатолий Иванович. В 1914 году издает «Каталог памятников церковной и частью народной старины Вятского края, имеющиеся в Трифоновском музее».
К празднованию первой годовщины в г. Вятке Трифоновского церковно-археологического музея Сырцов издает солидный труд «История Донской Стефановской церкви г. Вятки (1721–1914)», который в 1913 публикуется в «Вятских епархиальных ведомостях», а в 1915 выходит отдельным изданием.
В 1914–1916 году в библиотеке-читальне и в музее располагается лазарет Епархиального ведомства. Отец Иоанн на свои средства покупает журналы и газеты для раненых, за что получает «благодарность протоиерею И. Сырцеву за бесплатное снабжение библиотеки некоторыми журналами и газетами»[125].
В конце жизни Сырцов возвращается к теме Соловков. Несмотря на почтенный возраст (73 года), в 1911 году Иван Яковлевич посетил Соловецкую обитель. Под впечатлениями от поездки им были написаны две статьи. В 1912 году в «Трудах Вятской ученой архивной комиссии за 1912 год» (Вятка, 1912. Вып. 3. С. 74–80) опубликована статья «На могиле забытого героя старца Авраамия Палицына, в 1911 году», материалы для которой он начал собирать будучи студентом Казанской духовной академии, так как в 1872 году он принимал участие в поисках и открытии могилы старца Авраамия Палицына в Соловецком монастыре. В этом же году в «Архангельских епархиальных ведомостях» печатается его статья «Архимандрит Феофан Комаровский, настоятель Соловецкого монастыря» (№ 17, 18, 24). Статья посвящена личностям двух настоятелей Соловецкой обители — архимандриту Феофану и архимандриту Феодосию, при которых послушник Иосаф состоял делопроизводителем и келейником. Из поездки было «привезено в 1911 году прот. И. Я. Сырцовым ядро чугунное в диаметре 2 дюйма, старинное, пушечное, из арсенала Соловецкого монастыря»[126], которое было передано в Трифоновский музей.
12 июля 1915 году отец Иоанн был уволен за штат с должности настоятеля Донской Богородицкой церкви в возрасте 76 лет[127]. Получал пенсию за духовно-учебную службу в размере 850 рублей.
В 1917 году И.В. Сырцов сложил с себя обязанности Председателя Трифоновского церковно-археологического музея[128].
По сведениям, полученным из Архива Кировской области, последнее упоминание о заштатном протоиерее Иоанне Сырцовев разрядной книге эмеритальной кассы духовенства Вятской епархии относится к 1918 году[129].
Дальнейшая судьба Ивана Яковлевича Сырцова, к сожалению, неизвестна.
Следует более подробно рассказать о его семье. Известно, что у И. Я. Сырцова была жена — Анна Симеоновна [1854–?], получившая образование в Казанском духовном училище ведомства императрицы Марии[130]; в 1909 г. ей было 55 лет, по состоянию на 1915 г. ее уже не было в живых[131]. Их дети — Анатолий (1880–1937), Леонид (1882–?) и Ольга [1887–?][132].
Анатолий Иванович Сырцов родился 8 апреля 1880 г. в Тобольске[133] (здесь и далее сведения заимствованы с Интернет-сайта Пермского государственного университета). В 1888–1893 гг. обучался в Солигаличском духовном училище[134], в 1893–1899 гг. в Костромской духовной семинарии[135]. В 1903 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию; преподавал в Таврической духовной семинарии, Таврическом епархиальном женском училище и др. учебных заведениях Симферополя; в 1912 г. (по др. данным — в 1911 г.) окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, c 1913 по 1914 гг. был профессорским стипендиатом на кафедре философии, до 1915 г. был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию. С 1915 г. преподаватель Высших женских курсов (Бестужевских) в Петрограде. С 1916 г. приват-доцент Петроградского университета. В том же году был командирован в Пермский университет, далее его научная, преподавательская и административная деятельность была тесно связана с этим высшим учебным заведением. В 1919–1920 гг. находился в эвакуации в Томске, преподавал в Томском университете. Имел опубликованные работы в области философии, теории познания, логики, психологии, педологии. В 1929 г. был переведен на должность профессора в Средневолжский педагогический институт (г. Самара)[136]. Арестован 5 октября 1937 г., 31 декабря приговорен к высшей мере наказания по ст. 58–10 (контрреволюционная пропаганда или агитация), расстрелян 15 февраля 1938 г. в Куйбышеве; место захоронения неизвестно. Реабилитирован 14 сентября 1956 г[137].
Леонид Иванович Сырцов родился в 1882 г.[138]; место его рождения (вероятно, это Тобольск либо Барнаул) нами не установлено. В 1891–1896 гг. обучался в Солигаличском духовном училище[139], в 1896–1899 гг. в Костромской духовной семинарии[140]. С 1909 г. врач, сведения о нем включены в Российский медицинский список за 1911–1914 и 1916 гг.; первое упоминание о нем в данном списке относится к 1911 г[141]. Сведения о его деятельности однородны: земский врач в селе Вожгальское (Вожгалы) Вятской губернии[142]. По состоянию на 1915 г. был женат (жена Валерия Николаевна)[143].
Об Ольге — дочери И. Я. Сырцова — известно лишь то, что в 1909 г. ей было 22 года, на тот момент она окончила курс Григоровской женской гимназии и «высшие педагогические курсы в Москве»[144]. По состоянию на 1915 г. была замужем за преподавателем А. А. Толмачевым[145].
Хочется надеяться, что изложенные факты смогут хотя бы отчасти реконструировать биографию И. Я. Сырцова, показать его разностороннюю деятельность. Его перу принадлежат более 100 печатных работ. Можно без преувеличения сказать, что он внес свой вклад не только в историю Церкви, но и в изучение истории Соловецкого монастыря и побережья Белого моря, Костромского и Вятского края и оставил заметный след в памяти потомков.
__________________________
[1] Архангельские епархиальные ведомости. 1891. № 20. С. 276.
[3] Государственный архив Архангельской области (ГААО). Ф. 73. Оп. 1. Д. 438. Л. 315
[4] ГААО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 441. Л. 334 об – 335.
[5] ГААО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 438. Л. 322 – 322 об.
[6] Там же. Л. 315.
[7] Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. 237. Оп. 70. Д. 292. Л. 2 об.
[8] ГААО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 438. Л. 315–317.
[9] ГААО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 440. Л. 116 – 116 об.
[10] ГААО. Ф. 49. Оп. 1. Т. 2. Д. 3741. Л. 9 – 9 об.
[11] ГААО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 441. Л. 218 – 219 об.
[12] ГААО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 440. Л. 118 – 119 об.
[13] Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1875 год. Казань, 1875. С. 75.
[14] Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1879 год. Казань, 1879. С. 248–249.
[15] Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1881 год. Казань, 1881. С. 261.
[16] Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1881 год. Казань, 1881. С. 343–345.
[17] Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1882 год. Казань, 1882. С. 33.
[18] Терновский С. Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования 1870–1892. Казань, 1892. С. 519–520.
[19] Бежан Е. М. Классификация старообрядческих согласий и сектантских общин, их развитие и распространение на территории Западной Сибири в первой половине XIX в. // Вестн. Омск. ун-та. 2007. № 3. С. 89, 90.
[20] РГБ, Отдел рукописей — Ф. 369, картон 415, ед. хранения № 33.
[21] Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола: (В 5-ти вып.). Вып. 1. Баптисты. Бегуны. Духоборцы. Л. Толстой о скопчестве. Павловцы. Поморцы. Старообрядцы. Скопцы. Штундисты / Под ред. Бонч-Бруевича В. СПб. Тип. Б. М. Вольфа, 1908. XII, 314 с. ил.
[22] ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 292. Л. 2 об. – 7 об.
[23] Костромские епархиальные ведомости. 1887. № 22, часть офиц. С. 838.
[24] ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 292. Л. 2 об. – 7 об.
[25] Там же.
[26] Там же.
[27] Там же.
[28] Костромские епархиальные ведомости. 1893. № 2, часть неофиц. С. 43.
[29] Отчет о церковно-приходских школах и школах грамоты Костромской епархии за 1888–1889 уч. год // Костромские епархиальные ведомости. 1889. № 24, часть офиц. С. 334.
[30] Отчет Костромского епархиального училищного совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Костромской епархии за 1892–1893 учебный год. // Костромские епархиальные ведомости. 1894. № 6, прил. С. 27.
[31] Отчет Костромского епархиального училищного совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Костромской епархии за 1893–1894 учебный год // Костромские епархиальные ведомости. 1895. № 14, прил. С. 10.
[32] ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 292. Л. 2 об. – 7 об.
[33] Там же.
[34] Отчет церковно-приходского попечительства при Солигаличском Рождественском соборе, за 1896–1897 г., составленный согласно 8 ст. полож. 2 августа 1864 г., председателем А. И. Апушкиным // Костромские епархиальные ведомости. 1897. № 17, часть офиц. С. 175.
[35] Список экзаменационных комиссий для производства при окончании 1894–1895 учебного года испытаний ученикам церковно-приходских школ и школ грамоты Костромской епархии, жалеющим воспользоваться льготою, установленною п. 3 ст. 56 Устава о воинской повинности, изд. 1886 г. // Костромские епархиальные ведомости. 1895. № 9, часть офиц. С. 90.
[36] Список экзаменационных комиссий для производства испытаний, при окончании 1895–1896 учебного года, ученикам церковно-приходских школ и школ грамоты Костромской епархии, желающих воспользоваться льготою, установленною п. 4 ст. 56 Устава о воинской повинности // Костромские епархиальные ведомости. 1896. № 7–8, часть офиц. С. 63.
[37] Журнал № 1 съезда оо. депутатов Солигаличского училищного округа 21 августа 1889 г. // Костромские епархиальные ведомости. 1889. № 20, часть офиц. С. 274.
[38] К 75-летию Солигаличского духовного училища. Список начальников и наставников Солигаличского духовного училища с 1815 года до настоящего времени // Костромские епархиальные ведомости. 1888. № 11, часть неофиц. С. 310.
[39] Описание празднования 150-летнего юбилея Тобольской духовной семинарии. Тобольск: Тип. губ. правл., 1893. С. 54. (II-я паг.).
[40] ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 292. Л. 2 об. – 7 об.
[41] Состав должностных лиц в Костромской д. семинарии и д. училищах Костромской епархии к началу 1901–1902 учебного года // Костромские епархиальные ведомости. 1901. № 18, прил. С. 1.
[42] Костромские епархиальные ведомости. 1897. № 4, часть неофиц. С. 95.
[43] Костромские епархиальные ведомости. 1897. № 5, часть неофиц. С. 118–119.
[44] Вступление в должность нового ректора дух. семинарии // Костромские епархиальные ведомости. 1897. № 5, часть неофиц. С. 116.
[45] ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 292. Л. 2 об. – 7 об.
[46] Благодарное письмо ректора Костромской семинарии, в ответ на прощальные и пасхальные приветствия // Костромские епархиальные ведомости. 1897. № 8/9, часть неофиц. С. 188–191.
[47] Там же. С. 188.
[48] Там же.
[49] Там же. С. 189.
[50] Там же. С. 191.
[51] ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 292. Л. 2 об. – 7 об.
[52] ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 385. Л. 144 об., 145, 145 об.
[53] 150-летие Костромской духовной семинарии [1747–1897 гг.] // Костромские епархиальные ведомости. 1897. № 20, часть неофиц. С. 555–556.
[54] ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 292. Л. 2 об. – 7 об.
[55] Там же.
[56] Кончина и погребение воспитанника семинарии VI кл. Виталия Преображенского // Костромские епархиальные ведомости. 1902. № 10, часть неофиц. С. 258–260.
[57] Собеседование с глаголемыми старообрядцами // Костромские епархиальные ведомости. 1902. № 6, часть неофиц. С. 163–165.
[58] Там же.
[59] Сырцов И. По поводу помещенной в № 25 «Костромского Листка» статьи «О санитарном осмотре духовной семинарии» // Костромские епархиальные ведомости. 1899. № 6, часть неофиц. С. 162–168.
[60] Сырцов И. По вопросу о содержании и лечении в семинарской больнице своекоштных воспитанников // Костромские епархиальные ведомости. 1900. № 2, часть неофиц. С. 75–83.
[61] От ректора Костромской д. семинарии // Костромские епархиальные ведомости. 1898. № 2, часть офиц. С. 17–18.
[62] ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 292. Л. 2 об. – 7 об.
[63] Там же.
[64] Там же.
[65] Сведения из Костромской духовной консистории // Костромские епархиальные ведомости. 1902. № 17, часть офиц. С. 210.
[66] ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 292. Л. 2 об. – 7 об.; Сведения из Костромской дух. консистории // Костромские епархиальные ведомости. 1902. № 19, часть офиц. С. 231
[67] ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 292. Л. 2 об. – 7 об.
[68] Там же.
[69] Указ Святейшего Синода. Преосвященному Тихону, Епископу Костромскому и Галичскому // Костромские епархиальные ведомости. 1906. № 20, часть офиц. С. 374.
[70] ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 292. Л. 2 об. – 7 об.
[71] Там же.
[72] Там же.
[73] Отчет о состоянии и деятельности православного Костромского Феодоровско-Сергиевского братства на 1897 год // Костромские епархиальные ведомости. 1898. № 10, часть неофиц. Прил. С. 1–2.
[74] Назначение председателя совета Феодор.-Серг. братства // Костромские епархиальные ведомости. 1908. № 5, часть офиц. С. 68.
[75] Отчет о состоянии и деятельности Костромского Феодоровско-Сергиевского братства за 1908 г. // Костромские епархиальные ведомости. 1909. № 24, прил. С. 1–2.
[76] П.I.С. Веяния времени: Речь, сказанная 28 сентября пред открытием чтений в зале Костромской городской думы Федоровско-Сергиевского братства // Костромские епархиальные ведомости. 1908. № 21. С. 538–541, часть неофиц.
[77] Отчет о состоянии и деятельности Костромского Феодоровско-Сергиевского братства за 1908 г. // Костромские епархиальные ведомости. 1909. № 24, прил. С. 6.
[78] Член братства. Общее собрание Костромского Феодоровско-Сергиевского братства // Костромские епархиальные ведомости. 1908. № 22, часть неофиц. С. 594–595.
[79] ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 292. Л. 2 об. – 7 об.
[80] Студитский Ив. Пятидесятилетний юбилей государственной службы учредителя и попечителя Костромского Александровского братства, тайного советника Илария Ефимовича Беляева // Костромские епархиальные ведомости. 1902. № 18, часть неофиц. С. 497.
[81] По вопросу о предполагаемом при Костром. дух. семинарии учреждении попечительства о недостаточных воспитанниках // Костромские епархиальные ведомости. 1898. № 14, часть неофиц. С. 468.
[82] Список учредителей общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Костромской духовной семинарии // Костромские епархиальные ведомости. 1899. № 3, часть офиц. С. 41.
[83] Речь, сказанная ректором семинарии пред открытием общества вспомоществования семинаристам, 2 февраля 1899 г. // Костромские епархиальные ведомости. 1899. № 4, часть неоф. С. 107–115.
[84] Деятельность общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Костромской духовной семинарии (февраль-май 1899 г.) // Костромские епархиальные ведомости. 1899. № 11, часть неофиц. С. 314.
[85] Там же. С. 315.
[86] Отчет правления Общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Костромской духовной семинарии за 1899 год // Костромские епархиальные ведомости. 1900. № 2, часть офиц. С. 12.
[87] Отчет о деятельности общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Костромской духовной семинарии за 1900 год // Костромские епархиальные ведомости. 1901. № 4, прил. С. 2.
[88] Отчет о состоянии и деятельности общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Костромской дух. семинарии за 1902 г. // Костромские епархиальные ведомости. 1903. № 5, прил. С. 3.
[89] Отчет о деятельности Костромского отдела Императорского прав. Палестинского общества за 1899 г.: Приложения // Костромские епархиальные ведомости. 1900. № 10, часть офиц. С. 151.
[90] Отчет о деятельности Костромского Отдела Императорского Православного Палестинского общества за 1908–9 годы (с 1 марта 1908 по 1 марта 1909 года) // Костромские епархиальные ведомости. 1909. № 13–14, Прил. II — С. 2.
[91] Отчет о деятельности Костромского отдела императорского православного Палестинского общества за 1902–1903 год // Костромские епархиальные ведомости. 1903. № 10, прил. С. 17.
[92] Отчет о деятельности общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Костромском епархиальном женском училище // Костромские епархиальные ведомости. 1905. № 4, прил. № 4. С. 1.
[93] Там же. С. 15.
[94] Отчет о деятельности общества хоругвеносцев при Костромском кафедральном соборе за 1904 г. // Костромские епархиальные ведомости. 1906. № 1, часть офиц. С. 7.
[95] Список членов общества хоругвеносцев Костромского Успенского кафедрального собора, составленный на годичном собрании 14 октября 1907 г. // Костромские епархиальные ведомости. 1908. № 2, часть неофиц. С. 66.
[96] ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 292. Л. 2 об. – 7 об.; Особый журнал Костромской губернской ученой архивной комиссии, заседания 26 августа 1897 года, по случаю открытию при комиссии «Романовского отдела». Кострома: Типо-лит. С. П. Федотова, 1897. С. 3.
[97] Отчет о деятельности Костромской губернской ученой архивной комиссии за 1903 год. Кострома, 1903. С. 28 ; Отчет о деятельности Костромской губернской ученой архивной комиссии за 1904 год. Кострома, 1905. С. 32 ; Отчет о деятельности Костромской губернской ученой архивной комиссии за 1905 год. Кострома, 1906. С. 31 ; Отчет о деятельности Костромской Губернской ученой архивной комиссии за 1906 год. Кострома, 1907. С. 31 ; Отчет о деятельности Костромской Губернской ученой архивной комиссии за 1907 год. Кострома, 1908. С. 41.
[98] Личный состав Вятской Ученой Архивной комиссии (к 1 января 1907 года) // Труды Вятской ученой архивной комиссии 1906 года. Вып. V–VI. Вятка, 1907. С. 59.
[99] Труды Ярославского областного съезда (Съезда исследователей истории и древностей Ростово-Суздальской области). М.: Ижд. А. И. Вахрамеева, 1902. С. LXI–LXII.
[100] Сырцов И. Я. Усыпальницы бояр Годуновых в Костромском Ипатьевском монастыре // Труды Ярославского областного съезда (Съезда исследователей истории и древностей Ростово-Суздальской области). М., 1902. Отд. II. С. 76–83.
[101] Труды Ярославского областного съезда (Съезда исследователей истории и древностей Ростово-Суздальской области). М.: Ижд. А. И. Вахрамеева, 1902. С. XLIII.
[102] Там же.
[103] Отчет о деятельности Костромской губернской ученой архивной комиссии за 1903 год. Кострома: В Губ. тип., 1903. С. 14.
[104] Отчет о деятельности Костромской губернской ученой архивной комиссии за 1904 год. Кострома: Губ. тип., 1905. С. 9.
[105] Отчет о деятельности Костромской губернской ученой архивной комиссии за 1905 год. Кострома: Губ. тип., 1906. С. 10.
[106] Журнал заседания совета Костромской ученой архивной комиссии 22 февраля 1906 года // Журналы заседаний Костромской Губернской Ученой архивной комиссии за 1905 (продолж.), 1906, 1907 и 1908 гг. Кострома, 1909. С. 40.
[107] Отчет о деятельности Костромской Губернской ученой архивной комиссии за 1906 год. Кострома: В губ. тип., 1907. С. 6.
[108] Отчет о деятельности Костромской Губернской ученой архивной комиссии за 1907 год. Кострома: Губ. тип., 1908. С. 14; Журнал заседания Костромской губернской ученой архивной комиссии 14 сентября 1907 года // Журналы заседаний Костромской Губернской Ученой архивной комиссии за 1905 (продолж.), 1906, 1907 и 1908 гг. Кострома, 1909. С. 114.
[109] Отчет о деятельности Костромской Губернской ученой архивной комиссии за 1907 год. Кострома: Губ. тип., 1908. С. 11.
[110] Там же. С. 7.
[111] Журнал общего собрания членов Костромской губернской ученой архивной комиссии 5 октября 1908 года // Журналы заседаний Костромской Губернской Ученой архивной комиссии за 1905 (продолж.), 1906, 1907 и 1908 гг. Кострома, 1909. С. 156.
[112] Журнал заседания совета архивной комиссии 16 июля 1907 года // Журналы заседаний Костромской Губернской Ученой архивной комиссии за 1905 (продолж.), 1906, 1907 и 1908 гг. Кострома, 1909. С. 95.
[113] Журнал заседания совета Костромской ученой архивной комиссии 11 октября 1907 года // Журналы заседаний Костромской Губернской Ученой архивной комиссии за 1905 (продолж.), 1906, 1907 и 1908 гг. Кострома, 1909. С. 116.
[114] Отчет о деятельности Костромской губернской ученой архивной комиссии за 1903 год. Кострома: В Губ. тип., 1903. С. 9.
[115] Отчет о деятельности Костромской Губернской ученой архивной комиссии за 1906 год. Кострома: В губ. тип., 1907. С. 6.
[116] Пр. I.С. Памяти Высокопреосвященнейшего Арсения, Митрополита Киевского и Галицкого: (по поводу 100-летия со дня его рождения) // Костромские епархиальные ведомости. 1898. № 9, часть неофиц. С. 278.
[117] Там же. С. 279.
[118] В дополнение к статье «Древние памятники самозащиты и благочестия граждан города Солигалича» // Костромские епархиальные ведомости. 1901. № 15, часть неофиц. С. 445.
[119] Пред гробницей блаж. Симона юродивого Юрьевецкого Чудотворца. (Новое исследование) // Костромские епархиальные ведомости. 1907. № 2, часть неофиц. С. 46.
[120] Вятские епархиальные ведомости. 1908. № 51–52, часть офиц. С. 1014–1016.
[121] Вятские епархиальные ведомости. 1909. № 9, часть офиц. С. 182.
[122] Труды Вятской ученой архивной комиссии. Вятка, 1912. Вып. 3. C. 13.
[123] Труды Вятской ученой архивной комиссии. Вятка, 1913. Вып. 3–4. С. 39–40.
[124] Вятские епархиальные ведомости. 1913. № 44.
[125] Вятские епархиальные ведомости. 1915. № 22.
[126] Труды Вятской ученой архивной комиссии. Вятка, 1917. Вып. 1–2. С. 83.
[127] ГАКО. Ф. 237. Оп. 80. Д. 52. Л. 11 об. ; Вятские епархиальные ведомости. 1916. № 18/19, часть офиц. C. 386.
[128] Труды Вятской ученой архивной комиссии. Вятка, 1917. Вып. 1–2. С. 2–3.
[129] ГАКО. Ф. 237. Оп. 80. Д. 52. Л. 11 об.
[130] ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 292. Л. 2 об. – 7 об.
[131] ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 385. Л. 144 об., 145, 145 об.
[132] ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 292. Л. 2 об. – 7 об.
[133] Сырцов Анатолий Иванович // http://www.psu.ru/files/docs/ob-universitete/smi/knigi-ob-universitete/prof_psu.pdf.
[134] Разрядный список учеников Солигаличского духовного училища, составленный правлением училища после годичных испытаний в 1888/9 учебном году // Костром. епарх. вед. 1889. № 17, часть офиц. С. 220 ; Разрядный список учеников Солигаличского дух. училища, составленный правлением училища после годичных испытаний 26 июня 1890 г. // Костром. епарх. вед. 1890. № 15, часть офиц. С. 197 ; От Правления Солигаличского д. училища. Разрядный список учеников училища за 1890/1 уч. год // Костром. епарх. вед. 1891. № 15, часть офиц. С. 266 ; Разрядный список учеников Солигаличского дух. училища, составленный училищным Правлением после годичных испытаний 21 июля 1892 года // Костром. епарх. вед. 1892. № 15, часть офиц. С. 334 ; Разрядный список учеников Солигаличского дух. училища, составленный 19 июня 1893 года // Костром. епарх. вед. 1893. № 15, часть офиц. С. 199.
[135] Разрядный список воспитанников Костромской духовной семинарии, составленный педагогическим собранием правления оной по оконч. 1893/4 учебного года // Костром. епарх. вед. 1894. № 14, часть офиц. С. 140 ; Разрядный список воспитанников Костромской духовной семинарии, составленный педагогическим собранием правления оной по окончании 1894/5 учеб. года // Костром. епарх. вед. 1895. № 14, часть офиц. С. 145 ; Разрядный список воспитанников Костромской дух. семинарии за 1896/7 уч. год // Костром. епарх. вед. 1897. № 12, часть офиц. С. 109 ; Разрядный список воспитанников Костромской духовной семинарии за 1897/8 учеб. год // Костром. епарх. вед. 1898. № 13, часть офиц. С. 106 ; Разрядный список воспитанников Костромской духовной семинарии за 1898/9 учебн. год // Костром. епарх. вед. 1899. № 13, часть офиц. С. 186.
[136] Сырцов Анатолий Иванович // http://www.psu.ru/files/docs/ob-universitete/smi/knigi-ob-universitete/prof_psu.pdf.
[137] Сырцов Анатолий Иванович // Белая книга о жертвах политических репрессий. Т. 2. Самара, 1997.
[138] Российский медицинский список, изданный Управлением Главного врачебного инспектора Министерства внутренних дел, на 1911 год: Списки врачей, ветеринаров, зубных врачей, фармацевтов и аптек, по сведениям на 10 марта 1911 г. СПб: Тип. М-ва Внутр. Дел, 1911. С. 394.
[139] Разрядный список учеников Солигаличского дух. училища, составленный училищным Правлением после годичных испытаний 21 июля 1892 года // Костром. епарх. вед. 1892. № 15, часть офиц. С. 336 ; Разрядный список Солигаличского дух. училища, составленный 19 июня 1893 года // Костром. епарх. вед. 1893. № 15, часть офиц. С. 200 ; Разрядный список учеников Солигаличского д. училища, составленный Правлением училища по оконч. испытаний в 1894 г. // Костром. епарх. вед. 1894. № 14, часть офиц. С. 149–150 ; Разрядный список учеников Солигаличского дух. училища, составленный правлением онаго по оконч. испытаний в 1895 г. // Костром. епарх. вед. 1895. № 14, часть офиц. С. 152 ; Разрядный список учеников Солигаличского дух. училища, составленный правлением училища по окончании учебных занятий и испытаний в 1896 году // Костром. епарх. вед. 1896. № 12, часть офиц. С. 135.
[140] Разрядный список воспитанников Костромской дух. семинарии за 1896/7 уч. год // Костром. епарх. вед. 1897. № 12, часть офиц. С. 114 ; Разрядный список воспитанников Костромской духовной семинарии за 1897/8 учеб. год // Костром. епарх. вед. 1898. № 13, часть офиц. С. 110 ; Разрядный список воспитанников Костромской духовной семинарии за 1898/9 учебн. год // Костром. епарх. вед. 1899. № 13, часть офиц. С. 190.
[141] Российский медицинский список, изданный Управлением Главного врачебного инспектора Министерства внутренних дел, на 1911 год: Списки врачей, ветеринаров, зубных врачей, фармацевтов и аптек, по сведениям на 10 марта 1911 г. СПб: Тип. М-ва Внутр. Дел, 1911. С. 394.
[142] ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 385. Л. 144 об., 145, 145 об.
[143] Там же.
[144] ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 292. Л. 2 об. – 7 об.
[145] ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 385. Л. 144 об., 145, 145 об.