Иоанн (Кевролетин Иван Афанасьевич), иеросхимонах, преподобный, исповедник

  • Дата рождения: 23.5.1875
  • Место рождения: Тобольская губ., Тюменский округ, д. Кулакова
  • Дата смерти: 27.1.1961
  • Место смерти: Свердловская обл., г. Верхотурье. Погребен возле Успенской кладбищенской церкви. В 1993 мощи были обретены и перенесены к алтарю Преображенской церкви Верхотурского Николаевского монастыря

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается в день мученической кончины (14/27 января), Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля), Соборе Екатеринбургских святых (29 января/11 февраля)

Образование

домашнее

Рукоположение, постриг, возведение в сан

20.12.1907
пострижен в монашество с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца
10.5.1909
рукоположен во иеродиакона
12.9.1913
рукоположен во иеромонаха
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1894
ок. 1900
Екатеринбургская и Ирбитская епархия, Пермская губ., Ирбитский уезд, Кыртомский Крестовоздвиженский монастырь, послушник. Проходил послушение по выделке кож
22.10.1902
Екатеринбургская и Ирбитская епархия, Пермская губ., Верхотурский Николаевский монастырь, послушник. Нес послушание маляра и плотника
3.4.1914
Екатеринбургская и Ирбитская епархия, Пермская губ., Екатеринбургский уезд, с. Большой Исток, иеромонах, эконом архиерейской заимки
7.2.1915
Екатеринбургская и Ирбитская епархия, Пермская губ., Верхотурский Николаевский монастырь, иеромонах
1915
Екатеринбургская и Ирбитская епархия, иеромонах, служил на разных приходах
1922
Екатеринбургская и Ирбитская епархия, Екатеринбургская губ., завод Каслинский, Казанская церковь, иеромонах
1923
1924
Екатеринбургская и Ирбитская епархия, Уральская обл., Свердловский округ, Арамильский р-н, заимка Исток, церковь преподобного Сергия Радонежского, иеромонах
1924
1925
Свердловская и Ирбитская епархия, Уральская обл., г. Верхотурье, Верхотурский Николаевский монастырь, иеромонах
1927
Свердловская и Ирбитская епархия, Уральская обл., завод Николо-Павдинский, иеромонах
1935
1937
Свердловская и Ирбитская епархия, Свердловская обл., Каменский р-н, с. Сосновское, Христорождественская церковь, иеромонах, настоятель
1937
иеромонах, не служил по болезни
8.4.1948
иеромонах, за штатом. Проживал в г. Верхотурье
Показать все

Преследования

1925
арестован
1925
находился в заключении в тюрьме ОГПУ г. Верхотурья около месяца
28.3.1932
арестован по групповому делу епископа Алексия (Кузнецова), архимандрита Ксенофонта (Медведева) и др.
март 1932 – сент. 1932
находился в заключении в Нижнетагильском домзаке (на период следствия)
7.9.1932
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года ссылки в Западную Сибирь
с сент. 1932
находился в ссылке в Нарымском крае
1989
реабилитирован, по году репрессии: 1932
Показать все

Другие сведения

Родился в семье крестьянина. В 1893–1894 гг. служил матросом на барже в пароходстве в г. Тюмень. В годы пребывания в Кыртомском Крестовоздвиженском монастыре находился в послушании у основателя обители отца Адриана.

В 1931 году ОГПУ поставило своей целью уничтожение всех монашеских общин на Урале. В начале 1932 г. последовали аресты. По делу братии Верхотурского монастыря было арестовано 140 человек, среди них был и отец Игнатий.

«На допросе во время следствия в 1932 г. на вопрос следователя, состоял ли он в контрреволюционной организации, иеромонах Игнатий ответил: "Я действительно состоял членом монашеской организации, которая после закрытия Верхотурского монастыря в 1925 году продолжала существовать непосредственно под руководством архимандрита Ксенофонта (Медведева). К последнему я ездил летом 1930 года за получением совета, как к настоятелю. Признаю, что действительно, как монашествующий, по своим взглядам и убеждениям был противником, диаметрально противоположен установкам и мероприятиям советской власти, иначе не могло быть. Если разделять полностью взгляды советской власти, значит, нужно перестать быть монахом; быть монахом — значит быть врагом советской власти и партии. Для меня монашество было важнее советской власти, и я, естественно, был и являюсь врагом последней, но контрреволюционной работы не проводил…" Завершая следствие, следователь в последний раз вызвал на допрос отца Игнатия и спросил, не хочет ли он раскаяться перед советской властью, на что отец Игнатий ответил: "На поставленный мне вопрос, хочу ли я раскаяться перед советской властью, показываю, что я раскаиваться перед советской властью не хочу и не буду"» (архивное следственное дело (ГА административных органов Свердловской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 41750. Т. 5. Л. 373) цит. по энциклопедии «Древо»).

После осуждения вместе с другими монахами и священнослужителями он был отправлен этапом в Нарымский край, где часть пути пришлось идти пешком. В ссылке он заболел цингой, от которой ему помогла вылечиться духовная дочь, приехавшая ухаживать за ним и привезшая со своей пасеки мед.

«Возвращаясь домой по окончании срока ссылки, отец Игнатий оказался в одном вагоне с уголовниками. Чтобы не привлекать к себе внимания, он стал принимать участие в разговорах, и даже вертел в руках папиросу, изображая, что собирается закурить, и таким образом благополучно доехал до Екатеринбурга. Но здесь силы оставили его, он едва добрался до квартиры духовной дочери и на ее пороге упал. В Екатеринбурге, как и во многих других крупных городах, ему было жить запрещено, и он поселился в маленьком ветхом домике на окраине Верхотурья. Место было глухое, и отца Игнатия стали беспокоить здесь хулиганы; но некий раб Божий по имени Михаил, который работал зубным врачом и был пострижен в монашество, дал денег на покупку нового дома, расположенного неподалеку от Верхотурского монастыря, так что отсюда хорошо был виден величественный Крестовоздвиженский собор. Сюда отец Игнатий и переехал вместе с помогавшими ему по хозяйству келейницами, схимонахиней Евдокией и монахиней Симеонией.

Наступил новый период в жизни подвижника, когда он стал скрываться от мира за внешней формой юродства. Одеваться стал в светскую одежду, иногда и в женскую, так что бывало, что его не узнавали и хорошо его знавшие. Некоторое время он пас на окраине города коз и был любимцем всех окрестных мальчишек, которые тесным кружком собирались вокруг него, с упоением слушая его рассказы.

У отца Игнатия оставалось много духовных детей, и он, навещая их, совершал в их домах Таинства. Когда состояние здоровья не позволяло покидать дом, он принимал духовных детей у себя в келье. Здесь отец Игнатий вместе со своими келейницами вычитывал весь богослужебный круг.

Об этом периоде жизни подвижника сохранились воспоминания людей, его знавших. Один из священников рассказывал: "У меня в памяти отец Игнатий остался человеком находчивым, неунывающим... Он слегка юродствовал, искал повода, чтобы его осудили, посмеялись над ним. Однажды пришел в Ивановскую церковь на Пасху, в середине службы заходит и говорит: "Проспал я службу, только что пришел". Удивились, конечно, посмеялись. Дома у себя тоже чудил: в женский халат оденется, на голове скуфейка, как у звездочета, набок надета, по сторонам два пучка волос торчат, шея голая — это он вышел умываться. Келейницам его большое терпение требовалось, чтобы его причуды выносить. Они только начнут что-нибудь варить — он выйдет на кухню, кастрюли перевернет или огонь водой зальет, а потом быстро к себе в келейку, в одеяло завернется и лежит тихонько. Любил своих чад называть "страшилищами". Службы совершал в крохотной своей келье. Про кровать свою говорил, что кто на нее ляжет, тот получит исцеление. И я, действительно, это на себе испытал".

Духовная дочь отца Игнатия рассказывала: "Я жила в Верхотурье, работала в швейной мастерской, а к отцу Игнатию ходила благословляться. На работе у меня не ладилось, машина ломалась, ничего не получалось. Отец Игнатий надо мною посмеивался: "Ну вот, шила да порола, шила да порола". Но однажды сказал: "Ты праведному Симеону молишься? А ведь он был портной. Вот и проси, чтобы он тебе помог. Своими словами проси". Я стала молиться и просить праведного Симеона о помощи. И стало лучше получаться в работе, сложные заказы стали давать, лучше тех получалось, кто раньше меня начал работать. Но огорчений всегда было много. Бывало, бегу с работы к батюшке — и, пока бегу, на душе посветлеет, прихожу: "Благословите, батюшка! Сейчас сколько хотела вам рассказать, да все забылось". А он: "А ты рассказала, я слышал — вот про это и про это". И правда я об этом думала, когда к нему шла.

Как-то велел мне поленницу складывать. Я складывала, складывала — вот готова поленница, а он подошел, палочкой толкнул — и она рассыпалась. Мне обидно, а батюшка меня же и ругает: "Вот какая бестолочь, поленницу сложить не можешь". В другой раз я в огороде грядки копала, борозды делала, а он стоит рядом и ругает: "Какая же ты бестолковая, землю копать не умеешь. Положи-ка палку — видишь, неровно!" Я ровняю, ровняю, он опять: "Ты видишь — там дыра, там дыра". Я обиделась, ушла. Потом вернулась: "Батюшка, простите, благословите!" Он, радостный, сияющий, благословил меня, и я — как на крыльях весь день.

Однажды оделся странником, пришел к одним матушкам, стучит, просит милостыню, а они говорят: "Нет ничего!" А он все стучит, стучит по железке. Они говорят: "Какой нищий! Надо посмотреть, не утащит ли чего!" Подошли поближе и узнали — это же отец Игнатий. "Батюшка, заходи!" А он: "А! Узнали, так заходи! Да не пойду я!" — И ушел".

Жительница Верхотурья рассказывала: "Один раз дали ему в мороз валенки. Он их стал надевать и говорит: "А что, в чужих-то тепло". Женщина сказала, смутившись: "Простите, батюшка, и вправду чужие".

Приехал он как-то в одно село и пришел в избу к знакомым. Хозяйка стала его кормить: подала хлеб и похлебку, а пироги утаила. И принялся он есть да приговаривать: "Сами-то пироги едят, а меня похлебкой кормят". Батюшка учил нас молиться со вниманием. К посещению службы церковной он сам относился строго и нас тому же учил. Однажды мы во время службы собрались огород копать, пришли благословиться, а он: "А на службу кто пойдет?"".

В последние годы отец Игнатий тяжело болел... Духовная дочь его рассказывала: "Я сижу в уголочке, плачу и прошу Царицу Небесную, чтобы взяла нашего батюшку к Себе. А он говорит: "Смотрите, она молится, чтобы я умер". Он любил пошутить. Как-то пришли женщины и спрашивают: "Тяжело лежать, батюшка?" А он и говорит: "Так не буду лежать, меня дрова колоть заставят". В день его смерти пришло много народу и спрашивают: "Батюшка, читать канон на исход души?" А он говорит: "Рано еще". Через некоторое время я начала читать, а он говорит: "Не так надо читать". И сам прочитал полторы страницы, а потом уже не было сил читать и читали другие"» (Дамаскин (Орловский), игумен. Преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин)).

В 1950-е гг. отец Игнатий нелегально проводил постриги монашествующих. Незадолго до смерти принял пострижение в схиму с именем Иоанн.

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию