Юнгеров (Чагринский) Александр Стефанович, протоиерей, святой, праведный

Прославлен как местночтимый святой Самарской епархии 15.10.2001 г. Память совершается в день блаженной кончины (22 декабря/4 января), день обретения мощей (9/22 июня) и в Соборе Самарских святых (30 июля/12 августа)

Родственники

  • отец  —  Юнгеров Стефан Игнатьевич, священник
  • мать  —  Юнгерова Прасковья Кузьминична
  • жена  —  Юнгерова Елизавета Ивановна (1826–1890)
  • брат  —  Юнгеров Александр Стефанович (род. в 1819), воспитанник среднего отделения Саратовской духовной семинарии (на 1837)
  • брат  —  Юнгеров Василий Стефанович, священник
  • брат  —  Юнгеров Сергей Стефанович, священник
  • сын  —  Юнгеров Дмитрий Александрович (род. в 1849), учитель в Сулакском сельском училище
  • сын  —  Юнгеров Василий Александрович, священник
  • сын  —  Юнгеров Павел Александрович (1856, Самарская губ. – 1923, Самарская губ., с. Балаково), окончил Казанскую духовную академию (в 1879), получил степень магистра (в 1880), доктор наук (с 1897). Преподаватель Священного Писания Ветхого Завета в Казанской духовной академии, изучал библейскую археологию и древнееврейский язык на Востоке; знал 14 языков, из них несколько древних: древнеарабский, древнегреческий, латынь; издал большое количество трудов по истории, критике и толкованию книг Священного Писания Ветхого Завета. Переводчик Ветхого Завета на русский язык. Награды: Почетный гражданин России, орден и позолоченная сабля из рук императора Николая II (1913). Похоронен в семейном склепе Юнгеровых в с. Балаково (в последствии было перезахоронение, место неизвестно). Жена — Юнгерова Юлия, учительница. Награды: орден Ленина
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1831
1836
Саратовское духовное училище
1836
1842
Саратовская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

20.10.1842
рукоположен во священника епископом Иаковым (Вечерковым)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
20.10.1842
дек. 1842
дек. 1842
10.7.1843
10.7.1843
1881
Самарская и Ставропольская епархия, Самарская губ., Николаевский уезд, с. Балаково, Троицкая церковь, протоиерей; учитель в Балаковском женском училище (1846–1867). Духовник по округу местного благочиния для лиц духовного звания (1859–1865); миссионер в с. Балаково, с. Натальино (18.12.1859–1876) и окружной миссионер благочиния (с 10.11.1876); благочинный (в 1866)
1881
апр. 1893
Самарская и Ставропольская епархия, Самарская губ., Николаевский уезд, Колокольцевская волость, Покровская церковь в Чагринском женском монастыре, протоиерей; закноучитель в монастырской школе
Показать все

Награды

7.6.1859
право ношения набедренника «за доброе поведение, попечение о храме Божием и полезные труды по обучению детей»
6.4.1865
право ношения скуфьи
1871
архипастырское благословение «за добрую жизнь и деятельность не бесплодную»
30.3.1874
право ношения камилавки
наперсный крест в память войны 1853–1856 гг.
Показать все

Другие сведения

По традиции дети священников обучались в духовных учебных заведениях, и Александра Юнгерова в 11 лет отдали в Саратовское духовное училище. Учеба давалась Александру трудно, поскольку был он робок и особыми способностями не отличался... Он брал прилежанием: не только весь день и вечер учил уроки, а и на ночь клал под подушку книги и как только просыпался, начинал повторять задания. Господь помог ему окончить в 1842 году полный курс семинарии (Житие святого праведного Александра Чагринского).

После окончания духовной семинарии Александр женился «на бедной сироте Лизе — доброго нрава, кроткой и смиренной молитвеннице и постнице — и был направлен в село Сердобского уезда [с. Третьяки]. Вторым его приходом была церковь в селе Неверкино. Расположено было село, вполне оправдывающее свое название, в суровом лесном, болотистом крае, и матушка Елизавета Ивановна долго не могла привыкнуть к непривычному климату, много болела. А отцу Александру пришлось здесь много потрудиться над искоренением языческих суеверий местного чувашского населения и привлечением паствы в храм Божий» (Род Юнгеровых).

Через год последовало новое назначение. На долгие 38 лет судьба Александра и Елизаветы Юнгеровых оказалась связанной с селом Балаково. «Церковь, в которой пришлось служить отцу Александру, была деревянной и ветхой, и к тому же холодной, так как ради страха пожара отопление не предусматривалось. Такая же ветхая, как и церковь, колокольня от ветра и звона сильно раскачивалась, и в конце концов колокола пришлось снять и повесить отдельно на столбах. Причт жил крайне бедно, небольшие денежные даяния за требы тут же уходили на уплату долгов.
Несмотря на такое бедственное положение, новый пастырь ревностно принялся за службу. Богослужения он совершал ежедневно: благоговейно, тщательно, в строгом соответствии с церковным уставом. Даже в будничные дни служба продолжалась по 5-6 часов. Особое внимание отец Александр уделял поучениям, направленным на искоренение суеверий и пороков, на насаждение в сердцах прихожан здравых понятий о предметах веры, и постепенно полураскольничий приход стал преображаться, приобретать православные черты. На Богослужения потянулись не только свои прихожане, но и все жители Балакова, а также и иногородние, приезжающие в Балаково по торговым делам. Прежде пустой даже в большие праздники, храм наполнился, стал многолюдным. Особенно привлекали народ проповеди отца Александра. "Это — Златоуст", — говорили о своем добром пастыре балаковцы. Слушая его, невозможно было удержаться от слез, и потому почти все стояли с влажными глазами, с умилением и покаянием в сердце» (Род Юнгеровых).

В 1881 году вместо увольнения по болезни за штат, о котором ходатайствовал священник, «протоиерея Александра определили в Чагринский Покровский женский монастырь Самарской епархии, бедный и малоизвестный. Но благодаря отцу Александру эта обитель очень быстро стала известна всей России. Заботы, связанные с завершением строительства храма (старый уже не вмещал многочисленных паломников), потеря в течение одного года многих близких подорвали здоровье отца Александра, и в апреле 1893 года он был уволен за штат» (Наследники Чагринского старца).
И вот с этого времени «началось его служение, сделавшее о. Александра известным далеко за пределами не только Чагринской обители, но и всей Самарской губернии. Больные, отчаявшиеся в человеческой помощи, бесноватые, смущаемые и обуреваемые разными духовными помыслами и недоумениями, потекли к нему с разных концов. Порой наплыв посетителей доходил до тысячи и более человек в день. В Чагру собирались толпы разноплеменного народа, как к древним пустынножителям; они получали здесь духовное и телесное врачевание и со слезами благодарили Господа за свое исцеление.
Господь даровал отцу Александру многие благодатные дары: прозорливость, дар чудотворений, дар рассуждения. В 1896 году в статье, помещенной в "Самарских епархиальных ведомостях," отца Александра по его духовным дарованиям сравнили со святыми Иоанном Кронштадтским, Амвросием Оптинским и Феофаном Затворником.
1900 год старец встретил на одре болезни. Сообщение о смерти его сына, иерея Василия (+ 1900), еще более ухудшило состояние его здоровья. На Пасху он заболел и соборовался, все лето был очень слаб, в декабре слег совсем. Был несколько раз приобщен, соборован, а в день кончины, 22 декабря, в девятом часу утра прочитана над ним отходная и по желанию старца, высказанному прежде, пропет пасхальный канон. В минуту кончины всем присутствовавшим была ясно заметна появившаяся на его лице светлая улыбка, которая сохранилась и по смерти до третьего дня» (Праведный Александр Юнгеров, Чагринский, протоиерей)

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию