Иоасаф (Шахов Николай Иванович), игумен, преподобномученик

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 9/22 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля) и Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших (в 4-ю субботу по Пасхе)

Родственники

  • отец  —  Шахов Иван, крестьянин
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
церковно-приходская школа
окончил
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

12.11.1906
пострижен в монашество
18.11.1907
рукоположен во иеродиакона
8.8.1910
рукоположен во иеромонаха
1930
возведен в сан игумена
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1896
1915
Московская епархия, Московская губ., Дмитровский уезд, Николо-Пешношский монастырь, иеромонах (с 8.8.1910; с 18.11.1907 — иеродиакон; с 12.11.1906 — монах; 30.5.1898 зачислен в число братии послушником). Во время русско-японской войны, по благословению настоятеля обители, служил рядовым в действующей армии (1904–1906)
лето 1917
1928
Московская епархия, Московская губ., Дмитровский уезд, Николо-Пешношский монастырь, иеромонах
1928
март 1938
Московская епархия, Московская обл., Коломенский р-н, с. Поповка, единоверческая церковь Живоначальной Троицы, игумен
Показать все

Преследования

8.3.1938
арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации террористического характера»
11.3.1938
приговорен тройкой при УНКВД по Московской обл. к высшей мере наказания (расстрелу)
22.3.1938
расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой
28.6.1989
реабилитирован, по году репрессии: 1938
Показать все

Подробная биография

Преподобномученик Иоасаф родился в 1870 году в селе Ильинском Ярославского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина Ивана Шахова и в крещении наречен был Николаем[1]. Окончив церковно-приходскую школу, он решил выбрать путь жизни воина Христова и в 1896 году пришел в Николо-Пешношский монастырь Московской губернии и 30 мая 1898 года был зачислен в число братии.

В 1904 году началась Русско-японская война, и настоятель монастыря игумен Савва благословил послушника ехать на фронт, чтобы ратным подвигом послужить Церкви и Родине. Перед отправкой на фронт был отслужен молебен. Игумен Савва сказал в напутственном слове, чтобы Николай, как подобает воину Христову, защищал веру, царя и Отечество. На фронте послушник Николай пробыл рядовым полтора года. После заключения мира с Японией он вернулся в обитель и 12 ноября 1906 года был пострижен в монашество с именем Иоасаф; 18 ноября 1907 года он был рукоположен во иеродиакона, а 8 августа 1910 года — во иеромонаха.

Началась Первая мировая война, стали создаваться дополнительные армейские части, для духовного окормления которых потребовалось увеличить число полковых священников; они особенно были нужны на передовой, где страдания и смерть становились повседневным явлением. В условиях тяжелых боев лишь вера в жизнь вечную могла помочь преодолеть ужас смерти.

В 1915 году настоятель Николо-Пешношского монастыря игумен Иувеналий командировал иеромонаха Иоасафа на германский фронт, где он был определен священником 461-го полка. Иеромонах Иоасаф не скрывался от опасности в тылу или при штабе, он ходил вместе со своей паствой — солдатами — в бой, выносил с поля боя раненых, исповедовал и причащал их и погребал убитых.

Весной 1917 года большевистская пропаганда, разложившая к этому времени тыловые части армии, достигла и окопов, и солдаты все чаще стали спрашивать отца Иоасафа: «Батя, когда же кончится война, кому она нужна, долго ли мы будем страдать?» И священник отвечал так, как повелевал ему отвечать голос совести и долг православного пастыря: «Мы страдаем за одно общее дело, это прежде всего — за веру! во-вторых — за царя! и в-третьих — за наше Отечество! Его мы должны защищать не щадя своей крови».

Иеромонах Иоасаф пробыл на фронте до лета 1917 года, когда монастырское начальство отозвало его в обитель. Несмотря на происшедшие в стране перемены, монастырь просуществовал еще десять лет, и отец Иоасаф подвизался в нем до 1928 года, когда воинствующие безбожники разогнали братию и закрыли обитель. После этого иеромонах Иоасаф приехал в город Коломну с намерением поступить в Голутвинский монастырь, но настоятель монастыря архимандрит Никон, зная, что дни монастыря сочтены, посоветовал ему служить на приходе. Епископ Егорьевский, викарий Московской епархии Павел (Гальковский) направил отца Иоасафа в единоверческий храм Живоначальной Троицы в село Поповка Коломенского района Московской области. В состав прихода входило тогда тридцать деревень. Ревностный пастырь сразу увидел, что дела в приходе находятся в самом плачевном состоянии, в районе проживает много сектантов, которым не оказывается ни малейшего противодействия со стороны православных. И в то самое время, когда безбожное государство беспощадно преследовало Православную Церковь, иеромонах Иоасаф энергично взялся за миссионерскую деятельность, стараясь просветить заблудших, и на этом поприще достиг некоторых успехов — люди стали отходить от сект и возвращаться в православие. В этом приходе отец Иоасаф прослужил десять лет. В 1930 году он был возведен в сан игумена.

8 марта 1938 года власти арестовали его и заключили в коломенскую тюрьму. Допросы начались сразу же после ареста. На вопросы следователя отец Иоасаф отвечал, что по существу своей священнической присяги и по долгу совести он не может быть солидарным с идеалами советской власти; ему не нравится и эмблема, которая принята как государственная, — серп и молот, ему хотелось бы видеть вместо нее на государственных стягах образ Спасителя. До революции он был воспитан в идеалах защиты веры и помазанника Божия и остается при этих идеалах.

— Вы изобличаетесь в том, что неоднократно призывали колхозников к защите веры, — сказал следователь.
— Да, — ответил священник, — я требовал от верующих, чтобы они ходили в церковь, молились Богу и защищали от поругания веру.
— Следствием установлено, что вы в проповеди на праздник Рождества Христова высказали мысль о пришествии Христа, Который поведет борьбу с врагами.
— Да, в моей проповеди было сказано о Втором Пришествии Христовом, и я говорил верующим, что им нужно быть готовыми встретить Христа. И в этой связи я напоминал им о Страшном Суде.

13 марта тройка НКВД приговорила отца Иоасафа к расстрелу, и он был перевезен в Таганскую тюрьму в Москве. Игумен Иоасаф (Шахов) был расстрелян 22 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

_____________________


[1] В предыдущих изданиях ошибочно: Иосиф, см. ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 746. Д. 1761, 1910 г. Л. 342 об. – 343.


Текст: Дамаскин (Орловский), архимандрит. Преподобномученик Иоасаф (Шахов) //
Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской
Православной Церкви». URL: fond.ru/userfiles/person/324/1294001894.pdf

Развернуть

Литература

Сообщить о неточностях или дополнить биографию