Анкудинов Андрей Кириллович, священник

Родственники

  • жена  —  Анкудинова Анна Петровна
  • Состав семьи на февраль 1930: жена, сыновья 12 и 13 лет, дочери 16 и 10 лет
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Московские пастырские курсы
окончил
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1913
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
не позднее 1914
Тобольская и Сибирская епархия, Тобольская губ., Тюменский уезд, с. Бухтальское, священник. С 1914 — председатель церковно-приходского попппечительства
1928
1928
21.2.1930
Уральская обл., Курганский округ, с. Введенское, священник
Показать все

Преследования

1925
осужден за «скрытие объектов обложения», присужден к конфискации части имущества
19.2.1930
арестован
19.2.193028.5.1930
находился в заключении в г. Челябинске
28.5.1930
осужден тройкой при ПП ОГПУ по Уралу на 3 года заключения в концлагерь, по обвинению в антисоветской агитации, по ст. 58-10 УК РСФСР
26.3.1989
реабилитирован прокуратурой Курганской обл.
Показать все

Другие сведения

Отец Андрей «арестован 19.02.1930 года, направлен в город Челябинск. Следственный материал дал возможность выявить священника Анкундинова как антисоветского элемента, ведущего систематическую пропаганду среди верующих и особо через кулацкое население против коллективизации. При обыске изъято много разной переписки, фотографических карточек и разных облигаций на сумму 17 рублей 50 коп. По переписке можно судить, что священник Анкундинов пользовался ранее большой популярностью среди высшего духовенства. Имел руководящую роль, в настоящее время в округе, как организатор и защитник Тихоновцев…».

Дело возникло на основании сведений, поступивших от Окружного отдела ОГПУ об антисоветской агитации священника». В обвинительном заключении говорится, что он призывал верующих сплотиться на защиту церкви от посягательства власти. Приводится ряд его высказываний:

• в 1929 году перед рождеством в церкви Анкундинов говорил верующим: «Вы вот уходите в колхозы, там не будет церкви, ни икон придется вам помирать без церкви, скоро церковь нашу закроют, а поэтому надо сейчас же говеть и молиться»;

• в том же году на заседании церковного совета: «Советская власть сейчас не щадит мужиков, вы видите везде закрывают церкви, разрешают комсомольцам смеяться над святой православной верой. Нам надо во чтобы то ни стало отстоять церковь, не надо давать закрывать на собраниях, вам, особенно женщинам надо сказать, что вы у нас берете, и мы беспрепятственно даем, и вы не трогайте нашу церковь, если дрожать будете, ничего вам не сделать. Кроме того, нечего бояться, т.к. скоро будет война, так говорится в священном писании»;

• в сентябре 1929 года: «Весь состав староцерковного совета от обязанностей отказался, надо нам провести перевыборы и надо стремиться избрать в новый совет из бедноты, т.к. везде и повсюду должен быть бедняк. Больше надо молиться богу, бог за грехи нас наказывает, везде закрывают церкви, не будем молится богу и у нас закроют церковь»;

• в феврале 1930 года: «В Карасях и Маслях закрыли церкви, да вообще будут закрывать везде, т.к. православный народ слабо держится за веру и за церковь и неизбежно, что у нас закроют, если вы будете разевать рот, нам нужно дружно действовать особенно женщинам».

По делу священника Анкундинова были подвергнуты допросу жители села Введенского… Практически все они говорили о том, что Анкундинов в своих проповедях выступал за сохранение от закрытия церкви... Бывший священник с. Введенского Яков Павлович Горин, давая свидетельские показания на Анкундинова, говорил: «чтобы получить священство был на Московских Восторговских пастырских курсах, после которых служил в Тюменской епархии, где при царизме жилось хорошо, а последствии по ликвидации имущества, переехал в Курганский округ село Горохово, малый приход, в 1928 году перешел в большой приход села Введенского. В самом начале службы, во исполнении устава церкви разошелся с местным благочинным села Мишкино отцом Михаилом Васильевым, подозревая последнего григорианцем и отказался ему в подчинении, как приверженец тихановщины, т.е. староцерковной. С этого времени о. Анкундинов тесно сошелся с Саввой Васильевым Клоповым, с председателем церковного совета, по убеждению ярым противником Советской власти, и прочие члены церковного совета как более зажиточные, деятельность их выразилась в ремонте храма. Таковой подбор существовал до 1929 года, таковой состав церковного совета быстро распылился, из коих многие ликвидированы с мест жительства. В новый состав церковного совета, избираемый на 1929 год по инициативе о. Анкундинова вошли, как можно выразиться бедняки и женщины. Из проповеди церкви со стороны о. Анкундинова антисоветских выступлений не было, я не слышал. Но при организации колхозов в 1930 году перед Рождеством Христовым в Воскресные службы, много было у исповеди и причастия верующих от которых можно было слышать, что о. Андрей приказывает молиться и говеть, и причащаться, а как бы церковь не заперли и тогда останетесь не исправленными».

Отец Андрей был обвинен в «систематической антисоветской агитации, призыве верующих встать на защиту православной церкви» и осужден на заключение в концлагерь на три года (Введенское в 1929–1930 гг. Священник А. К. Анкундинов).

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию